Художественно-эстетическое развитие в средней группе. Аппликация«Животные Севера — белые медведи»
Цель:Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живутна Севере,питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют польдинам СеверногоЛедовитого океанамедведицы рождаются маленькие медвежата, которых онасначала кормит своим молоком, затем рыбой).
Белые медведи приспособленык жизни в суровых северныхусловиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, –она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает ихнезаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихоподкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубыпомогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу находится под охранойгосударства. Закрепить умение аккуратно выполнять аппликацию.
Предварительная работа:
— рассказ воспитателя об обитателях Севера,
— беседа по содержанию картины «Север»,
— рассматривание иллюстраций «Животные Севера»,
— просмотр мультфильма «Умка».
Раздаточный материал:
1. Лист картона синего цвета, формат А5
2. Готовые вырезанные шаблоны
2. Кисти, клей, салфетки, вата.
Содержание занятия:
Вопросы к беседе по картинам: Кто изображен на картинах? Где живут белые медведи? Что естьна Севере нашейстраны? (Ответы детей, короткий рассказ педагога о местах обитания медведей.) Чемкормятся медведи?Что у медведицы взубах? Кому она несет рыбу? Где она взяла ее? Умеют ли медведи плавать? Чтопомогает им ловить рыбу? (Ответы детей, пояснение педагога о том, как медведи охотятся на тюленей.)Что делает медведицазимой? Где она находится? (медвежьей берлоге, рождении медвежат.) Как растут медвежата? Что они делают? Как медведица заботится о них? Какоевремя года изображено на одной картине и на другой? Что помогает жить медведям в суровых условияхСевера? (После ответов детей педагог перечисляет приспособительныепризнаки белыхмедведей, подчеркивает, что именно эти особенности помогают выжить им втаких тяжелых условиях.) Зимой у белых медведей появляется потомство. Пока медвежата растут медведица невыходит из берлоги. Через два месяца они выходят из берлоги, и мать начинаетприучать их ловить рыбу, а затем и тюленей.
Воспитатель:«Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость. Попробуйте отгадать, кто он:
В белой шубке, косолапый,
Он по льдам шагает с папой.
Любит он в снегах резвиться,
Шалунишка – белый… (мишка)
Воспитатель:Правильно, это белыймедвежонок. Его зовут Умка. Он очень долго добирался до нас на льдине поразным морям и океанам.
Воспитатель:А вы знаете, где живет Умка? Ответы детей: (на Севере)
Воспитатель:А какие еще животныетам живут? Ответы детей (Тюлени)
Воспитатель:Какая там обычно бывает погода? Ответы детей (Морозная)
Воспитатель:А что еще вы знаете о севере? Ответы детей (Там все во льду, бушуют метели)
Послушайте загадку:
Среди снегови льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
От морозов согревает. Кто это? (белый медведь).
Воспитатель:- Я предлагаю сделать вам свой Северный полюс. (приглашает детей пройти за свои рабочие места)
— У вас на столах лежат заготовки для работы. Вы будете делатьобъёмную аппликациюбелых медведей.
Показ изготовления аппликации воспитателем.
Ребята, прежде чем мы приступим к работе, давайте внимательнорассмотрим Умку. (Воспитатель передает по кругу медвежонка, а дети отмечают какую-нибудь особенность вовнешнем виде):
-лапы (большие, сильные)
— шерсть (мягкая, пушистая, белая, густая, теплая)
— нос (черный)
— глазки (маленькие, черненькие)
— хвостик (маленький, незаметный)
В конце воспитатель обобщает сказанное детьми.
— Ребята, давайте перед работой разомнём наши пальчики. (Дети наместах выполняют пальчиковую гимнастику «За работу».)
И. п. – локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно
разгибаем пальчики, начиная с большого.
— Ну-ка, братцы за работу!
— Покажи свою охоту.
— Большаку – дрова рубить.
(разгибаем большойпалец)
— Печки все- тебе топить.
(разгибаем указательныйпалец)
— Тебе воду носить.
(разгибаем среднийпалец)
— А тебе – обед варить.
— А тебе – посуду мыть.
— А потом всем песни петь.
— Песни петь да плясать, наших деток забавлять.
Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.
— Вот ребята, теперь ваши пальчики готовы к работе, можетеприступать к выполнению задания.
Итог:
— Ребята, какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работымогли получиться только у дружных ребят.
