X-PDF

Художественный стиль английского языка

Поделиться статьей

1. Художественный стиль английскогоязыка

1.1 Особенности художественного стиля

Художественнаяречь это особый стиль речи, исторически сложившийся в системе английскоголитературного языка, обладающий рядом общих черт, также исторически изменчивых,и большим разнообразием частных особенностей, видоизменяющихся в зависимости отформ проявления этого стиля, от эпохи, от индивидуальнойманеры                   автора [17, с. 84].

Стильхудожественной речи представляет собой сложное единство разнородных черт,отличающих этот стиль от всех других стилей современного английскоголитературного языка. То обстоятельство, что этот стиль допускает использованиеэлементов других стилей, хотя и обработанных соответственно общим, типическимчертам этого стиля, ставит его в несколько особое положение по отношению кдругим речевым стилям. Более того, стиль художественной речи допускаетиспользование таких элементов языка, которые на данном этапе развитиялитературной нормы языка недопустимы. В языке художественных произведенийсовременных английских писателей можно найти языковые факты, выходящие за нормылитературного языка, например, жаргонизмы, вульгаризмы, диалектизмы и т.д. Этиэлементы в стиле художественной речи предстают в обработанном, типизированном,отобранном виде. Они не используются здесь в своем, так сказать, натуральномвиде; такое использование нелитературных слов засоряло бы язык и неспособствовало бы обогащению и развитию литературной нормы языка [12, с. 15].

Вхудожественной литературе, – пишет акад. В.В. Виноградов, общенародный,национальный язык со всем своим грамматическим своеобразием, со всем богатствоми разнообразием своего словарного состава используется как средство и как формахудожественного творчества. Все элементы, все качества и особенностиобщенародного языка, в том числе и его грамматический строй, его словарь,система его значений, его семантика, служат здесь средством художественногообобщенного воспроизведения и освещения общественной действительности [7,с. 13].

Такимобразом, основная функция стиля художественной речи – это путем использованияязыковых и специфических стилистических средств способствовать соответственнозамыслу автора и более глубокому раскрытию перед читателем внутренних причинусловий существования, развития или отмирания того или иного факта этойдействительности.

Р.А. Будаговписал, что стиль художественной речи имеет следующие разновидности:стихотворная речь, художественная проза и язык драматургии [4, с. 85]. Когда мыупотребляем термин стиль художественной речи, мы имеем в виду чистолингвистические категории, как, например, слова, их значения, их сочетания,синтаксические конструкции, характер образности и другие особенности языка,специфические с точки зрения их отбора и взаимообусловленности в данном стилеречи.

Наиболеесущественным, характерным для художественного стиля речи является образность.Наряду с чисто логическим способом выражения мысли, в котором словаупотребляются в своих предметно-логических значениях, в стиле художественной речичасто встречаются разные оттенки значений: контекстуальные значения,эмоциональные значения слов — проводники субъективно-оценочных взглядов автора.Слово есть средство чисто логического, т.е. научного выражения. Художественныйоблик поэтического произведения создается из слухового воздействия слов и затемиз всех чувственных представлений, вызываемых словом.

Второйнаиболее общей ведущей чертой стиля художественной речи, тесно увязанной и дажевзаимообусловленной с образностью, является эмоциональная окраска высказываний.Подбор синонимов с целью эмоционального воздействия на читателя, разнообразие иобилие эпитетов, разные формы эмоционального синтаксиса становятся достояниемэтого стиля. Здесь эти средства получают свое наиболее законченное и мотивированноевыражение в идейно-художественном отношении. Конечно, степень эмоциональнойокраски высказывания зависит от ряда причин: от характера и жанрахудожественного произведения, от содержания высказывания, отиндивидуально-творческой манеры автора, от цели высказывания и т.д.

Следующейнаиболее общей характерной чертой стиля художественной речи являются особыеформы связи между частями высказывания. Как и образность, эта черта оказываетсятесно увязанной и взаимообусловленной с эмоциональной окрашенностьювысказываний. В этом стиле речи нашли свое типизированное использование такиеформы связи народной дописьменной речи, как бессоюзие, присоединение(получившее свое грамматическое признание лишь в результате наблюдений надособенностями синтаксической организации литературно-художественной речи),многосоюзие и др.

Художественныепроизведения оказались бы довольно невыразительными, бесцветными, если бы ихлишили сравнительных оборотов и так называемых скрытых сравнений, выступающих вметафорических определениях. Каждый стиль речи, каждый жанр литературногопроизведения в какой-то мере тяготеет к определенному словесному играмматическому выражению, но было бы ошибочно и в корне неверно распределятьсинтаксические синонимы по стилям речи и жанрам художественных произведений.Синонимичные грамматические формы, благодаря различию оттенков, создаютстилевую разновидность вместе со словами, их окружающими.

Границыупотребления синонимов резко не обозначены, однако не беспредельны, поэтому приотборе грамматических средств, как и при отборе лексики, нужно учитывать ихцелесообразность в данном контексте. Наличие в современном русском языкесинтаксических синонимов гармонирует с богатством словарной синонимики.«Неряшливое употребление синтаксических структур в ряде случаев угрожаетясности мысли, понятности ее для слушающих.

Синтаксическаянаправленность иногда оказывается недостаточной сама по себе, и потребности имысли заявляют свои права на повышенное к себе внимание». Выбор того или иногограмматического синонима диктуется не одним стремлением сокращенно илипространно изложить мысль. В практике языкового общения принято комбинированиесинтаксических средств с целью их разнообразия. Выбор синтаксических синонимов,как и лексических, свидетельствует об умении говорящего целесообразно играмотно использовать языковые средства.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

1.2 Изобразительно-выразительный потенциал английского языка

Стилистическаяструктура языка, образующая языковой стиль, является предметом стилистикиязыка, или лингвостилистики. Под языковым стилем традиционно понимается«исторически сложившаяся, внутренне организованная система языковых форм, ихзначений и функций, возникающая на основе синтеза двух основных функцийлитературного и народно-разговорного языка: коммуникативной в ее прагматико-эстетической,изобразительно-выразительной разновидности и отражательно-оценочной»[5, c. 26]. Следует особенно подчеркнуть, что в стилистической структуреязыка акцентирована его знаковая сторона не только в замещающей функции, но и воперациональной, оценочной по своей сути.

Языкзаключает в себе богатейшую сокровищницу изобразительно-выразительных качеств.Они как стилистические средства, т.е. языковые средства, втянутые вжанрово-стилистическую деятельность, являются предпосылочными. Языковойматериал имеет свой «эмоциональный тембр», свой «ассоциативный ореол», несетопределенный психический эффект, определенные экспрессивно-оценочные обертоны.Эти обертоны воспринимаются нами, но они не имеют своих знаков в речи, ониналагаются на общее фактуально-функциональное содержание, образуя высказываниевторого порядка. Такие построения высказываний второго порядка, возникшие наоснове первичных высказываний, выраженных с помощью системы знаковестественного языка, называются в лингвистике коннотациями. «Коннотация –дополнительное содержание слова или выражения, его сопутствующие семантическиеили стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение ислужат для выражения разного рода экспрессивно-оценочных обертонов» [2, c. 26].

Изобразительно-выразительныесредства языка – результат человеческого мастерства и проявления человеческихчувств. Они порождены человеком и как таковые способны передать самые тонкиечувства вследствие своих особых свойств. Их изучение позволяет глубже познатьсодержание, видеть более живо, слышать более тонко, чувствовать, более глубоко.Указанные качества языка – это не безжизненные приемы, которыми пользуются лишьмастера слова. Они являются общественным наследием, включающим в себяпластичные, гибкие, экспрессивные формы со своим жизненным содержанием.

«Изобразительно-выразительныйпотенциал любого языка – это относительно стабильная, значимая для всегообщества система образных и экспрессивных средств языка, имеющих инвариантныезначения». Выявление и описание этих средств – задача собственнолингвостилистики, предметом которой они являются. Но наличием коннотативногоуровня языка не исчерпываются все стилистически значимые средства. Языкобладает повышенной способностью осваивать более широкий ареал оценочныхсодержаний, усложнять многообразные способы и средства адаптации к болееширокой системе функционирования, обеспечивать выход за пределы стиля жанра вфункциональный стиль и тип текста. «В результате творческой переработкиинформации на базе естественных экспрессивных возможностей языка возникаютразличные стилистические приемы, которые не существуют в языковой системе».Основной метод их образования —  намеренные сдвиги в сложившейся дистрибуцииязыковых единиц. Так, практика художественной, ораторской и судебной речивыработала свои определенные традиционные системы стилистических фигур. 

Существуютстилистические приемы и как результат сугубо индивидуального языковогоупотребления [6, c. 28]. «Однако для такой группы стилистическихприемов основным требованием является их общепонятность, которая коренится вобъективности конструктивных принципов и правил языка».

Субъективизм,произвольность и нарушение закономерностей построения приемов в языкеуничтожает общепонятность, а, следовательно, сводит на нет прагматическое иэстетическое воздействие жанра и стиля произведения. К стилистическим приемам, близкипростые средства языка, элементарные формы, т.е. средства, не имеющиеконнотаттивного значения, обладающие нулевой экспрессивностью, но приобретающиесоответствующие экспрессивные обертоны в рамках целого высказывания. Так,простое нераспространенное предложение как единица грамматической системы языкав экспрессивном отношении нейтрально, но, попадая в контексткомпозиционно-речевой формы «динамическое описание», оно становится средствомвыражения динамизма этой формы и само по себе приобретает динамический обертон.То есть и элементарные формы могут нести эстетически ценную информацию о такомсложном качестве стиля, как, например, динамизм [10, c. 21].

Изобразительно-выразительныесредства языка, стилистические приемы, элементарные формы – это предпосылочныйстилистический материал, потому что обладают таким свойством, как абстрактнаязначимость. Подобно тому, как в музыке материалом является не звук, а егосвойства: темп, мелодия и др., в живописи – не краска, а цвет, светотень, так ив языке стилистическим материалом являются не образы, оттенки чувств, оценочныеконнотации и т.д., а способность на этой основе создавать общую экспрессивностьтекста, в частности такие его качества, как теплота, холодность, ироничность,непосредственность, т.е. общий настрой текста как средство реализациипрагматико-эстетической функции текста.

Абстрактнаязначимость стилистических средств обусловливает их многозначность, ихвариативность, они могут быть использованы в любых коммуникативно-речевыхусловиях. Это позволяет говорящему проявлять творческую активность в процессевыбора слов и конструкций, всякий раз использовать их по-новому. Абстрактнаязначимость стилистических средств переходит в значимостьиндивидуально-конкретную только в составе законченного словесного произведения.

Стилистическиесредства языка в качестве предлосылочного, исходно-данного материала выступаюткак совокупность изобразительно-выразительных средств в составе национальногоязыка, а также стилистических приемов [8, c. 26]. Однакоможно говорить о стилистических средствах и в аспекте результата речевой иязыковой деятельности по созданию произведения, поскольку всякое словесноепроизведение как продукт творчества есть определенная знаковая система, несущаяинформацию о стилистических качествах текста. «Язык сам по себе целостноиндифферентен, он всегда слуга и никогда не является целью, он служит познанию,искусству, практической коммуникации»

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет