X-PDF

Идивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках технологии как средство повышения технологического образования

Поделиться статьей

Индивидуальныйи дифференцированный подход в обучении учащихся

        на     уроках     «технологии»     как     средство    повышения     качества

технологическогообразования

Л.С.Черникова,  учитель технологии, 

МБОУ«Нахабинская гимназия №4», го Красногорск,

Московскаяобласть

 

Современная школа находится в процессепоиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимостькоторых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации,общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образовательнойпарадигмы: отказ то концепции «энциклопедизма», когда основным показателемобразованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитиеличности школьника, овладение им способами умственной и практическойдеятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении,самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требуетдальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.

В течение многих десятилетий НИИфизиологии детей и подростков выступал в печати и ставил перед правительствомстраны вопросы, связанные с необходимость строгой регламентации учебнойнагрузки, требовал ее рационального снижения. Однако все попытки в этомнаправлении были мало успешны. С переходом на новое содержание образования,широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения.Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, иположительно скажется на состоянии здоровья школьников.

Известно, что все дети разные – и поспособностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условияхклассно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не даваядостаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добитьсяусвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеииндивидуального и дифференцированного обучения, которая предполагает учетиндивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей,задач, содержания и способов организации учебновоспитательного процесса итребует разнообразия, вариативности обучения. Термин “индивидуальный подход”обозначает дидактический принцип обучения и воспитания — один из важнейших какв общей, так и в специальной педагогике.

Сущность принципа индивидуальногоподхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессес целью активного управления ходом развития их умственных и физическихвозможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихсяи разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетомвыявленных особенностей.

                        К    понятию    “индивидуальный    подход”     относятся     все    меры,

направленные на создание благоприятных условий дляобучения и развития учащихся, определяемыми их индивидуальными возможностями.

Особое внимание к проблемеиндивидуального подхода связано с большим разбросом учебных возможностейучащихся одного возраста. Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход

необходим всем школьникам, независимо от их успеховв учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие учащиеся должны“подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы.Но нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников: имнужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программныхтребований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.

 Если индивидуальные особенности, характерные для однихшкольников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими,т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностейучащихся происходит в процессе дифференцированного подхода.

В последнее время данная технологияобучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы врамках различных предметов. Но, на мой взгляд, еще не достаточно применяется вобразовательной области Технология.  На то есть свои причины. Вопервых – до недавнего времени трудовое обучение в школе считалось предметом«не серьезным» и прикладным, во-вторых – специфичность данного предмета – до60% времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программыТехнология и введение в нее большого объема материала на изучение,учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся науроке.

Дифференциация в переводе с латинского«difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы,ступени, в переводе с французского «differentiation» — разница.

В педагогической литературе разными авторами даются разныепонятия дифференциации обучения. Рассмотрим их:

1. Дифференциация обучения — это форма организации учебнойдеятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы ипроявившиеся способности.( Педагогический энциклопедический словарь) 2.Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либоиндивидуальных способностей для отдельного обучения.

3.  Дифференциация – это средство индивидуализации обучения.

4.   Дифференциацияобучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальныхспособностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам,технологиям.

5.   Дифференциацияобучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когдаучащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельногообучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различнымучебным планам и программам.

6.   Дифференциацияобучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываютсяиндивидуально-типологические особенности личности в форме специального созданияразличий в процессе и результатах обучения.

7.   Дифференциацияобучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

1)    создание разнообразных условий обучения для различных школ,классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)    комплекс методических, психолого-педагогических иорганизационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенныхгруппах.

8. Дифференциация обученияэто дидактическийпринцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплексдидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (ихинтересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность ит. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержаниеобразования, формы и методы обучения.

В педагогической литературе приводитсяпонятие и дифференцированного обучения:

Дифференцированноеобучения это:

1)            форма организации учебного процесса, при котором учитель работаетс группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых дляучебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2)            часть        общей         дидактической     системы,     которая      обеспечивает

специализацию учебного процесса для различных группобучаемых. В ряде педагогических систем дифференциация учебного процессаявляется приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такиесистемы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Технология (педагогическая)это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителяна уроке, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи.

Технология дифференцированногообучения представляет собой совокупность организационных решений,средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную частьучебного процесса.

Одним из основных видов дифференциацияявляется индивидуальное обучение.  Поэтому многие  понятие «дифференциацияобучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качествучащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет,комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).

Я же склонна считать, чтодифференциация обучения — это дидактический принцип, и понятие, данноеАндреевым В.И., с моей точки зрения, наиболее верно.

В педагогической теории и практикенаметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения:внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильныхгрупп).

Анализ реальных возможностей различныхформ дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развитияпоказывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят передсовременной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд,лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

Дадим ей характеристику:

      различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся(классе), подобранной по случайным признакам;

      основана на возможно более полном учете индивидуальных игрупповых особенностях учащихся;

      предполагает вариативность темпа изучения материала,дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определениехарактера и степени дозировки помощи со стороны учителя;

      возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие,подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разныхуровнях и разными методами;

      особенность внутренней дифференциация на современном этапе – еенаправленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно дляшколы), но и на одаренных детей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Внутренняя дифференциация можетосуществляться в форме: Дифференцированного подхода к учащимся, которыйсостоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальнымипутями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников кодному и тому же уровню овладения программным материалом.

Уровневой дифференциации, которая предполагаеттакую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе,имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но нениже уровня обязательных требований.

Внутренняя дифференциация осуществляетсяпосредством:

       вариативноститемпа изучения материала;

       дифференциацииучебных заданий;

       выбораразличных видов деятельности;

       определениехарактера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Рассмотрим, каких целейпозволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:

1.     созданиеоптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностейкаждого ученика;

2.     удовлетворениепознавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности,развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формированиепрофессиональных качеств;

3.     целенаправленновоздействовать на формирование творческого индивидуального, профессиональногопотенциала общества в целях рационального использования возможностей каждогочлена общества в его взаимоотношениях с социумом;

4.     решениеназревших проблем школы путем создания новой методической системыдифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новоймотивационной основе.

Хорошо продуманное внедрениедифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

1.     предотвратитьпробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовкивсего класса;

2.    развить способности и интересы учащихся;

3.    повысить качество знаний;

4.    более рационально использовать учебное время каждого;

5.    вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственнуюдеятельность;

6.     устранитьразрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характеромзнаний.

При этом реализуется центральная идеябазового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности,как субъекта отношений с миром.

Как же осуществлять дифференциациюобучения?

Необходимо:

      уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям,знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;

      разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты,позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;

      использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения сучетом результатов предварительной диагностики учащихся;

      в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданиемявно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким,перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;

      при успешном выполнении учащимся определенных целей задач,заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его вдругую группу. При этом отметить его успехи и достижения;

      создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банкдифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению,используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

Итак, оставаясь в рамкахклассно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можемприблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Хорошо придуманное внедрениедифференциация в процесс обучения на уроках Технологии позволиломне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся,повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся кучебе.

Применение дифференцированного подходак учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в началекаждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные»дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение погруппам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываюрезультаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно,так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебнойдеятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти наступеньку ниже.

Дифференцированный подход к учащимсяосуществляю на всех этапах урока.

1.     Опрос: При письменном опросе использую карточки различнойстепени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываюсама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы,чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаювсем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количествоинформации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы –подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первымивызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы.Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения потому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестведополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожуконтрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговоеконтрольное тестирование по трем уровням.

2.     Объяснение нового материала: При объяснении нового материаластавлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детямгрупп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, причем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовитьдополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошуподготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самимрассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия(рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителюподготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения новогоматериала. А детям группы В — найти толкование новых слов.

3.     Закрепление нового материала: При закреплении нового материаладифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаювыполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу стехнологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основныемоменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении новогоматериала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время дляих выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цельзадания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временемзадания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительнойдеятельности.

При работе с учебником, детям группы Б,даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимисягруппы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, детигруппы А делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то формируюпары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парахсменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своемупартнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабыйучащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с цельювыработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания спостепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и припроведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильныепомогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективныепроекты с различным комплектованием групп.

4. Домашнее задание: Детей группы А учу работать сдополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческогохарактера (например: придумать сказку «О том, как топор помог построить избу»или «О том, как дерево расскажет о погоде»), а также провести небольшиеисследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети частовыступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тожепредлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник.Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знанияхдетям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы ихоценили родители.

Применение в своей работе с учащимисядифференцированного подхода на уроках Технологии позволило мнеразнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся кучебе, но самое главное, повысить качество технологического образованияшкольников.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет