Огурцова Ирина Алексеевна,учитель начальных классов МОУ СШ №10 г.Фурманов Ивановская область
Игра как средство формированиядоброжелательных отношений между младшими школьниками (опыт работы)
Формирование доброжелательных взаимоотношений в процессе игры
В ходенаблюдения во время работы с детьми младшего школьноговозраста, я пришла к выводу: игруможно использовать как средство формирования способностик общению. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контактс окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Я постаралась предложитьзанятия в форме игровых ситуаций,побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основесопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не, только темсобытиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселымсобытиям.
Содержаниепредлагаемых игр предусматривает формирование удетей знаний и умений, необходимых для доброжелательногообщения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения.В ходе таких игр я стремилась подвести детей к тому, что считаю главным, — кощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержаниенаправлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям,поступкам; главный метод — непосредственноевзаимодействие. Наблюдения показали достаточно высокиерезультаты. Подтверждение тому – отклики родителей. Их мнение таково: детистали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты,больше играть, заметно снизилась агрессивностьтех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых»,уменьшилось количество демонстративных реакций.
Всовместных играх дети, как правило, выполняютигровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения,короткие и доступные по содержанию, подобранные наоснове принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыхапредлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».
Итак, чтомогут помочь сформировать у детей такие игры?
Коммуникативныеспособности и качества.
Умение распознавать эмоциидругих и владеть своими чувствами.
Позитивное отношениек другим людям, даже если они «совсем другие».
Умение сопереживать -радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
Умениевыражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
Умение взаимодействовать исотрудничать.
Такиеигры-пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формированиедоброго отношения к сверстникам, мы включаем в учебную и игровуюдеятельность.
Конспекты игр.
«Жизнь в лесу»
Цель: Учитьдетей к сотрудничеству без слов.
Учитель (садится на ковер, рассаживая вокругсебя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разныхязыках. Но вам надо как-то общаться между собой.Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательноеотношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаемсвоей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобыответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу илюбовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы детине разговаривали между собой.
«Добрыеэльфы»
Цель:Побуждать детей к бессловесному действию.
Учитель (садится на ковер, рассаживая детейвокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынужденыбыли работать и днем и ночью.Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрыеэльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежнопоглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами.И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мыс вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов.Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, ктопо левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь.Изнемогающие от усталости люди продолжают работать,а добрые эльфы
«Волшебный стул»
Цель:Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковыеслова.
Одинребенок садится в центр на «волшебный стул»,остальные говорят о нем добрые,ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.
«Муравьи»
Цель: Учитьдетей разыгрывать пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая егохороводом и танцами.
Учитель (рассадив детей вокруг себя).Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которогодень и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-тотаскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитываетдетей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода,муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят таккрепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпаетсяс наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиватьсясквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь,муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграемроль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишкиприветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что имснилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют.Поэтому будем общаться жестами.
«Театр теней»
Цель: Учитьдетей молча, передвигаться по комнате, смотреть друг на друга, здороваться заруку. Затем из воображаемых кубиков строят башню. Побуждать желание игратьв паре.
Учитель .Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступноследует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения?Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете — она все время с вами. А если вы с кем-тоидете илииграете, то ваша тень, как быподружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но,не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно.Представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга,попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим извоображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единогозвука. Итак, начали!
«Волшебники»
Цель:Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу,умение проявлять внимание и заботу.
Детям предлагаютизобразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других.Например, Егору мы прибавим смелости, Алеше-ловкости.
«Волшебные заросли»
Цель:Развивать внимательность, воспитывать положительное отношениек сверстникам.
Каждыйребенок (по очереди) пытаетсяпроникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями»,оставшимися детьми. «Заросли»понимаютчеловеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропуститьребенка в центр круга, а могут, и нет, если их плохо просят. По окончании игрыпроводитсяобсуждение:«В каком случае «заросли» расступились,а в каком нет?
«Паутина»
Цель: Учитьдетей замечать положительные качества других и выражать словами своеотношениек ним, воспитывать доброжелательность.
Материал: Клубокниток.
Сидя наполу, играющие, начиная с воспитателя, катаютклубок друг другу и говорят что-то приятное в адрес поймавшего клубок. В концеигры проверяется, прочная ли получилась паутина.
«Островок»
Цель: Учитьдетей играть в игры-сотрудничества,воспитывать положительное отношение друг к другу.
Материал: Лоскутокткани или картон.
У каждогоребенка по лоскутку ткани. По очереди дети выкладывают свой лоскуток на полблизко друг к другу и встают на него. Дети стараются удержатьсяна своем лоскутке, помогая друг другу.
«Хорошо плохо»
Цель: Научитьдетей оценивать поступки с двух позиций: хорошоэто или плохо
Материал: Укаждого ребенка фишки красного и черного цвета.
Взрослый называет поступокили показывает картинку с определенным поступком или действием, а дети должныподнять фишку, соответствующую его моральной оценке.
«Гномики»
Цель:Создание благоприятной атмосферы, непосредственного,свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи, проявлениесострадания.
Материал:Колокольчик на каждого ребенка.
Учитель раздаеткаждому ребенку колокольчик, один испорчен (не звенит, и предлагает поигратьв гномиков. Колокольчик этот волшебный, когда он звенит, гномик можетзагадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно сбудется. «Давайтепослушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас будет по очереди будетзвонить и загадывать желание» Дети выполняют действие, но вдруг оказываетсяодин колокольчик молчит. «Что же делать, какое несчастье, ктосможет ему помочь?» Дети предлагают своирешения. Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за это получитблагодарность ребенка и одобрение .
