Игра-викторина Путешествие вСредневековье. 6-й класс
( в рамках Недели гуманитарных наук)
Целиигры: повторениеи систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденногоматериала в игровой форме
Задачи:
· Образовательная: систематизировать иобобщить знания учащихся
· Развивающая: развивать гуманитарнуюкультуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развиватькоммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленныезадачи, готовить сообщение.
· Воспитывающая: воспитывать уважение кистории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствоватьукреплению чувства товарищества в групповой работе.
Правилавикторины: викторинасостоит из пяти туров. Перед выполнением задания объясняются правила,требования к содержанию ответа.
Этапы викторины
I.Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумываютназвание.
II.Выполнение заданий викторины.
III.Подведение итогов.
Ход викторины.
1.Организационныйэтап
-Ребята,вы заканчиваете изучение Истории средних веков.
-Скажите,почему они называются средними?
(второйпериод Всемирной истории, начавшийся с V века и продолжавшийся до XV, междуДревним миром и Новым временем)
-Чем жеэтот период отличается от других?
(Онаобладает особенным, неповторимым обликом, который складывался на протяжениитысячи лет. В средние века появились многие из ныне существующих городов.Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарноехозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личнойзависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия дляобразования централизованных государств и возникновения сословных собраний. Всредние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция,Россия и другие).
-Ребята,скажите, любите ли вы путешествовать?
-А чтодля вас путешествие?
-Вот мыс вами сегодня и отправимся в путешествие, но необычное!
Япопрошу вас закрыть глаза и взяться за руки…
Мимобелого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза — смотри!
Япредлагаю сыграть в игру под названием “Путешествие в средневековье”.
Играсостоит из нескольких небольших туров, в каждом туре свои задания, которые ябуду объяснять по ходу нашей игры.
Правилаигры:
1. Выборкапитана команды.
2. Отвечатьможно каждой команде по очереди.
3. Если перваякоманда отказывается отвечать на вопрос или отвечает, неправильно ход переходитк команде соперников. За выкрики с места команда лишается очков.
4. Правильныйответ, каждая из команд, дает, с разрешения капитана и посовещавшись.
5. В конце игрывсе очки суммируются и учитель подводит итоги.
6. Самыхпобедителей активных игроков ждет награда.
7. Капитанкоманды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делаетвыбор — кому отвечать от имени команды.
8. Правильныйответ – 10б, ответ с неточностями – 5б, дополнение команд –3б
2.Выполнениезаданий викторины
Iтур: “Разминка”
Задачаэтого тура – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей,которые относятся к теме игры.
Каждаякоманда отвечает на 5 одинаковых вопросов, написанных на листочках
1. Глава католическойцеркви. (Папа Римский)
2. Родинаарабов. (Аравийский полуостров)
3. Явление,когда государство делится на части. (Раздробленность)
4. Грамота опрощении грехов. (Индульгенция)
5. Состязаниерыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
IIтур: “Башня событий”
Средниевека были полны важными и интересными событиями. Давайте вспомним некоторые изних.
Дляответа команде достаточно поднять карточку с буквой правильного ответа -А, Б или В.
1. Когдапроисходило Великое переселение народов?
А)IV-VII вв. Б) III-IV вв. В) I-II вв.
2. Вкаком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800году Б) в 500 году В) в 395 году
3. Когдапроходила Столетняя война?
А) 1337– 1453 г. Б) в 1300 -1400 г. В) 1360-1459 г.
4. Когдапроходил первый Крестовый поход?
А)1095-1098 гг. Б) 1094-1097 гг. В) 1096-1099 гг.
5. Когдапроизошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?
А) 1080г. Б) 1200г. В) 1054 г.
6. Когдапроизошла гибель Византийской империи?
А) 1453г. Б) 1553г. В) 1353 г.
IIIтур “Замок личностей ”
Этотконкурс посвящается, как вы уже догадались, историческим личностям, которые ивершили историю.
Определите,кто изображен на слайдах (слайды)
1.Ктоизображен?(Ж Дарк)
2. Ктоизображен? ( король Артур)
3. Ктоизображен? (Мухаммед)
4. Оком идет речь в документах (задание воспринимается на слух)
А)Первоначальноон был вождем одного из германских племен, а затем королем обширногогосударства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварныйи хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем. Крестилфранков. (Хлодвиг)
(Король франков,правил в 481/482 — 511 годах, из династииМеровингов. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиковсвоего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.)
Б)Старшийсын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карладинастия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался«Великим».(Карл)
В)Популярный герой средневековых английских народных баллад,предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своейшайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых,отдавая добытое беднякам.(Робин Гуд)
IVтур: “Стена понятий”
Этотконкурс построен по настоящему правилу рыцарского турнира. Каждый из членоводной команды имеет право выбрать себе противника из другой.
Предлагаемыепонятия:
· Династия(ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода)
· Хартия(грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права)
· Десятина(Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
· Феодальноепоместье (Большое хозяйство феодала, где владельцы земли эксплуатироваликрестьян)
· Повинности(Принудительные обязанности)
· Барщина (Всеработы крестьян в хозяйстве господина)
· Оброк(Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
· Сословия(Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися понаследству)
Vтур: “Внимание на экран”.(слайды)
1.ПередВами изображение средневекового храма.
Определите:что это за храм? К какому художественному стилю относится это сооружение?(Нотр-Дам де Пари. Готика)
2. Чтоэто за средневековая профессия? (Инквизитор)
3. Накартине изображено событие, вошедшее в историю под названием “Черная смерть”.Что это за событие?(Чума)
4. Священнаякнига мусульман?(Каран)
3.Подведениеитогов игры-викторины.
Итак,победу одерживает…. команда.
Молодцы!Видно, что многое знаете. Многое вспомнили, то, что успели забыть.
Скажите,а зачем нам всё это необходимо знать? Для чего мы изучаем историю среднихвеков?
Конечно,первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки,но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений,новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни.Порой, мы с вами и не догадываемся, что те “новинки”, которыемы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
В средние века образовалосьбольшинство народностей и государств современной Европы.
В средние века возниклипервые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня(старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский),
Одним извлиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, являетсяцерковь.
Многиегорода современной Западной Европы сохраняют “аромат” средневековой эпохи впланировке, архитектуре,
Сегодня,ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в заданиях, находчивости,смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, таккак они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенностьв себе и устойчивую жизненную позицию.
Спасибоза внимание!
Историческая игра-квест«Содружество умных»
( аудитория 7-х классов)
Цели и задачи:
Обучающие: обобщить исистематизировать знания учащихся по истории России 16-18 веков.
Развивающие:
- способствовать проявлению активности каждого ученика;
- закрепить навыки работы с историческими понятиями;
- развивать логику мышления,
- развивать коммуникативную компетентность,
- формировать умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать толерантность,
- воспитывать аккуратность,
- воспитывать точность при выполнении заданий.
Тип мероприятия: повторительно-обобщающий, игра-квест
Оборудование:
- карта-схема (лабиринт для поиска заданий);
- компьютерная презентация “Интеллектуальная викторина ;
- иллюстрации исторических персонажей;
- кубок с логотипом “Содружество умных”
Ход мероприятия
I Организационный момент.
Мы завершили изучение курса истории России XVI- XVIIIвв., потому сегодня мы проведем повторительно-обобщающее мероприятие в формеигры между командами 7 “А” и 7 “Б” класса. Команде победителей достанется переходящийкубок “Содружество умных”. Наша игра состоит из 2 этапов
1 этап. Найти правильные ответы,пройдя квест-лабиринт по карте.
2 этап. Интеллектуальная игра. Каждыйправильный ответ оценивается 5 баллами, где определится команда победителей пообщей сумме баллов.
II. Начало квеста-лабиринта
Перед Вами карта, на ней отмечены кабинеты, где находятсясундуки с заданиями. Ваша задача- найти кабинет , выбрать правильный ответ навопрос из сундука. В поисках сундуков вам поможет логотип “Содружество умных”.
Примечание для учителя: заранее наклеить картинки логотипа надверях кабинетов.
Задания для 7 “А” класса
СУНДУК № 1 Кабинет ИЗО В этойскульптуре императрица предстала в образе просвещенной монархини с атрибутамицарской власти — скипетром и порфирой. Правой рукой она указывает на книгузаконов — символ правосудия, у ног ее лежит рог изобилия, из которого сыплютсянаграды и монеты. Подобно знаменитой картине Левицкого, скульптура воплотилапопулярное в то время представление о просвещенном монархе. За эту работумастер получил почетное звание профессора. Назовите эту скульптуру и ее автора.Когда она была создана?
Ответ: В 1790 г. Шубинзакончил статую Екатерины II — законодательницы для Таврического дворца.
СУНДУК№ 2 КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ. С каким событиемсвязана следующая дата? Если вывести среднее арифметическое дат началаправления и конца правления Анны Иоановны.
ОТВЕТ: (1730 + 1740):2 = 1735, где 1730 — начало правления Анны Иоановны;1740 — конец правления Анны Иоановны; 1735 — начало русско-турецкойвойны.
СУНДУК № 3 ВАХТА На сколько летМосква старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 летмоложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурганачалось в третий год Северной войны.
1. 882 + 265 = 1147, где 882 — образованиеДревнерусского государства; 1147 — основание Москвы.
2. 1700 + 3 = 1703, где 1700 — началоСеверной войны; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
3. 1703 — 1147 = 556, где 1703 — основаниеСанкт-Петербурга; 1147 — основание Москвы.
Ответ: Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.
Задания для 7 “Б” класса
СУНДУК № 1 Кабинет ИЗО Бюстсвоего великого земляка, которого давно уже не было в живых, скульптор создаетв 90-е годы XVIII в. В лице ученого нет ни тени позерства, присущего вельможам.Герой изображен просто и буднично, без парика и парадных одежд. Но какодухотворенно его лицо: взор устремлен вдаль, на губах застыла легкая улыбка.Кажется, что скульптор запечатлел ученого в момент творческого озарения. Но этоощущение возникает, когда смотришь на скульптуру спереди (анфас). В профиле жеученого проглядывает что-то насмешливо-ироническое. Назовите эту скульптуру иее автора.
Ответ: Шубин. Бюст Ломоносова.
СУНДУК № 2 КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ Однимиз зримых символов Санкт-Петербурга XVIII столетия являлся знаменитыйМедный всадник. Этот памятник Петру I создал Этьен Морис Фальконе. Торжественноеоткрытие памятника состоялось за год до присоединения Крымак России. Когда это произошло? В какую годовщину Санкт-Петербурга?
1783 — 1 = 1782
1782 — 1703 = 79, где 1783 — присоединениеКрыма к России;
1782 — открытие памятника Петру I.
СУНДУК № 3 ВАХТА С каким событиемсвязана дата? Если к разнице между началом крестьянского восстания подпредводительством Е. И. Пугачева и концом крестьянскоговосстания под предводительством С. Т. Разина прибавить датувзятия Казани Иваном Грозным.
(1773 — 1671) + 1552 = 1654, где1773 — начало восстания Е. И. Пугачева; 1671 — конецвосстания под предводительством С. Т. Разина;
1552 — взятие Казани Иваном Грозным;
1654 — вхождение Украины в состав Российскогогосударства.
III. Подведение итоговквеста-лабиринта.
Команды приносят ответы. После проверки каждая команда получаетпо 10 баллов за верные ответы, баллы выносятся на табло.
IV. Этап проведениеинтеллектуальной игры. (Презентация)
Начинаем второй этап нашей увлекательной игры. Перед Вами таблос вопросами, выбираем номер табло, отвечаем на вопрос, получаем 5 баллов заверный ответ. При неправильном ответе ход передается другой команде. Начинаетигру команда, у которой больше баллом за выполнения 1 этапа заданий.
1. Какой император взошел на российский престол младенцем? ИоаннVI
2. Форма правления, при которой неограниченная властьпринадлежит монарху? Абсолютизм
3. В каком качестве Григорий Отрепьев известен в истории России?самозванец
4. Турецкая крепость, взятая войсками Суворова? Измаил
5. Руководители второго ополчения в 1612 году? Минин и Пожарский
6. Какое событие произошло в 1721 году? Завершилась Севернаявойна
7. Назовите год восшествия на престол династии Романовых? 1613
8. В правление какого государя в состав России вошел Крым?Екатерина II
9. В 1703 г. был основан? Санкт-Петербург
10. Руководители двух крупнейших восстаний произошедших сразницей в 100 лет? Степан Разин, Емельян Пугачев
11. Патриарх – автор церковной реформы закончившейся расколом?Никон
12. В какой войне принимала участие Россия в конце царствованияЕлизаветы? Семилетней
13. Как называли собрания-балы при Петре I? Ассамблеи
14. В каком году взошел на престол Петр I? 1682 год
15. Около какого города находилась Макарьевская ярмарка. НижнийНовгород
16. При каком государе было принято Соборное уложение 1649 года?Алексее Михайловиче
17. Кого называли “тушинским вором”? Лжедмитрия II
18. Сколько было разделов Польши в царствование Екатерины II?Три
19. К кому перешла власть после свержения В. Шуйского? К боярам,“семибоярщина”
20. Чем были заменены в начале XVIII века приказы? Коллегиями
21. В каком году был свергнут с престола Петр III? В 1762 году
22. Как иначе назывался архитектурный стиль — московскоебарокко? Нарышкинское
23.Условия, которые были выдвинуты “временщиками” АннеИоанновне? Кондиции
24. Как называется период с 1725 по 1762 год? Эпоха дворцовыхпереворотов
V.Подведение итогов всей игры,выставление баллов, награждение, рефлексия.
Команда победителей получает кубок «Содружество умных».