Материалподготовила
УчительИЗО и технологии
ПавловаО. В.
Использование игровых методов на уроках технологии
Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему этопроисходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузкаоднообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форморганизации учебного процесса, и недостаточная объективность оценка знаний иумений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностныеотношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности длятворческого само проявления.
Восполнитьпоследние, во многом, призвана образовательная область «Технология».Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствуетформированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию ихтворческих способностей.
Перед современнойшколой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироватьсяв изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные передним задачи.
Данная проблемаможет быть успешно решена в том случае, если учитель владеет разнообразными методамии приёмами работы с учащимися, создает урок как произведение педагогического мастерства,создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие,которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя.
Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм
учебной деятельности школьников. Однойиз них является игровая технология.
Актуальность дидактических игр для предмета «Технология» состоит
в том, что они помогают привить молодежитехнологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способностик осознанному профессиональному самоопределению.
Целью работы, является анализиспользования игровых технологий на уроках технологии.
Исходя из поставленной цели, сформулированыследующие задачи:
— рассмотреть использование игры в качестве метода обучения;
— рассмотреть классификацию игровых технологий;
— проанализировать процесс использования игровых технологий в начальныхклассах средней школы;
— обосновать возможности практического применения игровых технологийв начальных классах средней школы.
Объект исследования — процесс развитиятворческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках.
Предмет исследования — игровые методыразвития творческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках.
Гипотеза – творческое начало, успеваемость и усвоение материалабудет эффективно при условии:
— систематического использованияигровых методов и приемов в образовательном процессе;
— учета возрастных ипсихологических особенностей детей среднего звена. Методом исследования,являются: анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.
Позитивное отношение к образовательномупроцессу — крайне
необходимое условие здоровьесбережения.Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, откоторой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижениюцели работы школы — развитию личности учащегося, но и снижает утомление.
Любая личностно-ориентированная технологиявправе называться
здоровьесберегающей. Игровая технологияявляется таковой потому, что педагог имеет возможность индивидуального подхода ккаждому ученику. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью,стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психическогоздоровья.
Использование игр в учебном процессепомогает активизировать
деятельность ребенка, развивает познавательнуюактивность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес кизучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимаетутомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игра, вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается
не в ее результатах, а в самом процессе.В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением идр.
Игра в учебно-воспитательном процессепризвана решать отдельные
сиюминутные задачи, но главное — способствоватьпри этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.
В настоящее время деловая игра, какне традиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, чтоигра позволяет активизировать учащихся, поднять их мотивацию к обучению. Игроваятехнология позволяет учащимся быть полноправными активными субъектами образовательногопроцесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме,что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогоми учащимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учительсовершенствует своё мастерство.
Игровая технология – это способ деятельностинаправленный на
изучение предмета посредством деловогомоделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристикаучебноделовой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы.
Учитывая специфику предмета можновыделить несколько типов
игровых технологий на уроке.
Первый тип: «игры- заигрывания»- они не затрагивают формирование
знаний, умений и навыков напрямую,дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучениеданный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.
Второй тип: игры моделируют технологиюизготовления того или
иного изделия. Игры этого типа делятсяна 2 группы:
— Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению,машиноведению, охране труда, эргономике…
— Пробные тренинговые направлены на практическое применение
знаний и умений, т.е. составлениетехнологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия идемонстрацию навыков рабочих приёмов.
Третий тип: игрыразминки – для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету.Разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтомуих целесообразно применять для повторения и закрепления.
Четвёртый тип:профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личногопрофессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит системаосновных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональныхсклонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.
Данный тип включаетв себя ценностно-ориентационные игры, которые отражают ту нравственную позицию школьников,на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель этих игр сложно, таккак включают понятие счастье, смысл жизни, самореализация личности… Заключение
Подводярезультаты можно сделать следующие выводы:
1.Игровые технологии являются однимиз видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игрукак метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали сдревности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных ивнешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр, в данном исследованииособо выделена классификационная модель по структурным элементам урока: игры дляизучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающиеигры, релаксационные игры — паузы. Игры являются ценным средством воспитания умственнойактивности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, еслипроводит ее толковый организатор.
2. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификациюучебного процесса, игровая деятельность на уроках технологии используется в качествеэлементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации илиповторению материала.
3. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планированииигры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняетсяправилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельностьвводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую,а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
