Организация игровой деятельности с детьми дошкольноговозраста.
Игра принадлежитк одному из самых привлекательных видов деятельности.
Игра позволяет совместить приятное с полезным,расширить кругозор ребенка закрепить и углубить его знания, развивать память,смекалку ,находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.
Игра как самостоятельная детская деятельностьформируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению имопыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важнатем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игрепроисходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребёнок, увлеченныйпривлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится,хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуютперестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятииребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственнуюзадачу.
Знания, поданные в готовой форме и не связанные сжизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. Вигре же как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.
Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный – то,чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим емупередать и воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения иотношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться некак передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенныхпсихических процессов или способностей ребёнка.
Дети играют большую часть времени. За период дошкольногодетства игра проходит значительный путь развития.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно — манипулятивный иконструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть несюжетно-ролевой, а сюжетно — отобразительной. В такой игре воспроизводятсядействия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражанияслужат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны,заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действияполностью имитируют реальные.
В средний период дошкольного детства ребёнку становится нужен сверстник, с которымон будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитацияотношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятсяопределенные правила, которых ребёнок строго придерживается .Направленность игрразнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка , дедушка идругие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду);профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти ихзамена игрушками.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем,ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опытадетей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается всимволическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину,людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во времяигры дети начинают проявлять различные личностные качества, которымиопределяются достающиеся ребёнку роли и функции. В игровом взаимодействииотражаются реальные взаимоотношения детей – дружба, лидерство, соперничество,вражда.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка можетвызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И неслучайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но исделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут бытьсамыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим ихудожественным требованиям.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, атакже нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной,в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Воспитательдолжен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различныевозрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественныеизменения.
Главным условием формирования игры является позициявзрослого — воспитателя, его игровая компетентность.
Данное понятие является базовой составляющейквалификации дошкольного педагога.
Прежде всего, это – креативность и развитоевоображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию,придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы.
Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своейэмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость,артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезноеотношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет вней.
Еще одно важное качество воспитателя, способствующееигре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, даваяуказания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственнымучастником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важныйи тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственнойактивности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когдаподыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением.Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесьнедопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение отигры детей.
Перечисленные качества и способности должны статьнеобходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат воснове игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможнаразвитая игра детей.
Педагог должен уметь планировать деятельность,направленную на развитие ребёнка, а также использовать специальные подходы всвоей работе.
Педагогам очень важно видеть разницу между совместнойигровой деятельностью и занятием. Игра – самостоятельная деятельность, вкоторой дети вступают в общение со сверстниками. Характерная чертасюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Педагоги могут становиться«играющими партнёрами», формировать игровые умения детей в совместной игре свзрослым, должны стремиться перейти на личностно – ориентированное общение сдетьми.
Воспитательное значение игры во многом зависит отпрофессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учетаего возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методическогоруководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения игр.
Воспитатель должен быть знаком с каждым из этаповформирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметьруководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольника.
Прямым следствием дефицита игры является целыйкомплекс проблем в развитии современных детей: снижено или отсутствуетпроизвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно вигре формируются эти качества, складываются межличностные отношения икоммуникативные способности детей.
