Наш разговор пойдет о правилах поведения в обществе (на улице, вшколе, в гостях) и о финансовой грамотности (о том, как правильно вести своехозяйство и жить соответственно возможностям и потребностям).
Для чего нам нужны правила поведения?
Представим, что магазины работают, как попало; троллейбусы ездят,как захотят; поликлиники закрылись; в школе ученики учатся целый день. Однимсловом наступил беспорядок. Чтобы этого не произошло, у каждой организации естьсвои правила жизни.
И у людей они тоже есть. Это правила поведения.
Необходимость в правилах поведения возникла с моментавозникновения человеческого общества.
К XVI веку их стало огромное количество.
Это было время правления царя Ивана Грозного. Россия пережилатрудные времена смутного времени, когда была велика опасность исчезновениянашего государства. Сильное государство потребовало строгих правил жизни своихграждан. И такие правила появились.
(слайд)
Они были собраны в книге «Домострой». Ее написал священникСеливестр.
Книга « Домострой» – это сборникправил, советов и наставлений по всем направлениям жизничеловека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозныевопросы.
(слайд)
Вней можно найти советы и правила на все случаи жизни:
1)как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и какпокланяться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам;
2)как мужу и жене молиться в церкви, чистоту хранить, всякого зла избегая;
3)как воспитывать своих детей в поучениях разных и страхе божьем;
4)как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, утешать их во всем;
5)как рукодельничать человеку и любое дело делать, благословясь;
6)наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить;
7)о неправедном житии;
8)о правильном житии;
9)о мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, каксохранять остатки и обрезки;
10)наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком недержать ничего нигде, а навету и обману слуг без дознания не доверять;строгостью их наставлять (да и жену также);
11)как в гостях пребывать и дома себя вести правильно;
12)как огородом и садом заниматься;
13)как человекужить по средствам своим.
(надоске слова:
житьпо средствам –жить по своим материальным возможностям;
достаток– материальная обеспеченность;
жалование– денежное пособие; плата за службу;
доход– это денежные суммы, полученные в результате какой-либо деятельности;
поместье– земельное владение, которое давали за воинскую или государственную службу вРоссии в конце 15 – начале 18 вв.;
вотчина– наследственное земельное владение с постройками;
припасы– то, что припасено для еды в случае надобности;
уклад– порядок в организации быта;
приход– величина поступления товаров, материалов, денежных средств из разныхисточников за определенный период времени;
расход– затраты, приводящие к уменьшению денег.)
(на доске в стороне)
возможность– то, что я могу себе позволить;
потребность– то, что мне хочется.)
(Слайд– мультфильм «Возможности и потребности»)
Игроваяситуация «В магазине»
Время шло, жизнь менялась, но вопросы воспитанияоставались такими же необходимыми.
(слайд)
В XVIIIвеке 1717 году во времена правления Петра Великого издается книга «Юностичестное зерцало», которая стала руководством по воспитанию молодежи.
Царь ПетрIвелел трижды переиздать для дворянских детей эту популярную в Европе книгу, онхотел видеть молодежь вежливой и образованной.
Книга состояла из двух частей.
В первой части– нравоучения и советы по священному писанию: как относится к родителям (заботьсяоб отце, когда он станет старым); советы о терпении (ум и терпение – залогуспеха) и о немногословности (кто меньше говорит, тот знает меньше печалей из—запоследствий сказанного).
Втораячасть книги посвящена правилам поведения.
Для девушекбыли определены такие качества: смирение, трудолюбие, молчаливость, почтение кродителям.
Для юношей:не провоцировать скандалы; не держать зла; не затевать ссор.
Так же в этой книге были изложены правила поведения застолом во время приема пищи: зубов ножом не чисти; необлизывай перстов; около своей тарелки не делай забора из костей, корокхлеба и прочего; над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотякуска, не говори.
«Никтосебя сам много не хвали и роду своего без нужды не возвышай. Ожидай, покадругие со стороны похвалят…»;
«Веде не усердствуй, размерь свои силы. Лучше воздержись, чем недоеденноеоставлять на тарелке — не все держат свиней для недоедок…»
(фильм «Юности честноезерцало» читает Т.А. Соколова)
(после просмотра обсудитьс детьми отношение к взрослым )
(Правила поведения детей:
уважать отца и мать;
слушать наказы спочтением
при родителях не сидетьрядом;
стоять позади родителей,но не рядом;
от себя не повелевать,только от имени взрослого человека;
дети не должны никому делатьзамечания и ругать плохими словами, если надо, то сделать это учтиво и вежливо;
не перебивать взрослых;
не лгать.
Эти наставления неутратили своего значения и сегодня.
А сейчас проверим, как вызнаете правила поведения?
Задание (на листочкахстихи. прочитать и сформулировать правило поведения)
Правила поведения в школе.
1.Володя Демин всякий раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идет,
А он по лестнице ползет,
У двери пять минут вздыхает,
Всех от занятий отрывает.
(На урок всегда приходят вовремя, неопаздывают.)
2.Не хотят общаться с Сашей
Все ребята в школе нашей.
Он и к старшим пристает,
И ребят помладше бьет.
Никому прохода Саша
В нашей школе не дает.
(Нельзя обижать младших и цеплятьстаршеклассников.)
3.Не бойся ошибиться,
Ведь ты пришел учиться,
Не унывай, не мучайся –
Ведь на ошибках учатся! (на уроках надоработать)
4.Коли уроки как следует учишь,
Двоек и троек вовек не получишь.
Если учитель урок объясняет,
Только невежа ему помешает.(нельзямешать вести урок)
С урока бежать не спеши,
Заданье в дневник запиши. (записывай вдневник домашнее задание)
5.На переменах веди себя тише,
Если все крикнут – обвалится крыша! (Наперемене не бегают, не кричат.)
6.Фантики на пол бросать и бумажки
Могут неряхи лишь и замарашки. (несори)
7. Молчим мы во время еды не напрасно.
Жевать и беседовать очень опасно:
Никто нашу речь всеравно не поймет,
А вдруг «не в то горло» еда попадет?
Один мой знакомый болтал, веселился,
Неловко вдохнул – и куском подавился,
Поэтому, дети, пока вы едите,
Сидите спокойно и просто молчите. (кушаймолча)
8. И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно. (правильно сиди запартой)
9. На уроках и на переменах.
Надо помнить всегда непременно,
Как с друзьями достойно общаться,
И хороших манер не стесняться.(общайсяс товарищами правильно)
Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения сдрузьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.
Правила общения с одноклассниками:
(слайд)
•проявляй внимание к своим друзьями одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
•никогда не смейся над физическиминедостатками людей;
•всегда и во всём помогай младшими слабым;
•не забывай поблагодарить заоказанную тебе услугу;
•не придумывай никому обидныхпрозвищ;
•если ты сам страдаешь отпривязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчиквспомнит твоё имя;
•если товарищ одолжил тебечто-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этомнапомнит;
•всегда выполняй данные тобойобещания;
•никогда не обещай того, чеговыполнить не сможешь;
•дорожи своим словом: твои друзьядолжны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишьслово;
•всегда будь точным: неточность —это прежде всего невежливость;
•никогда не подслушивай чужиеразговоры и не читай чужие письма;
•никогда не проявляй к людямнеуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
(слайд)
О многих правилах поведениясреди людей говорится в пословицах русского народа:
(объяснить)
«Худое дело – обидетьсоседа»,
«От учтивых слов язык неотсохнет»,
«Не груби малому, не вспомянетстарый».
А что это за учтивые слова?
Конкурс: «Загадка».
(карточки слов)
ü Говорить друзьям не лень,
улыбаясь «…….»(добрый день).
ü Друг другу на прощание
Мы скажем…..(до свидания)
ü Друг друга не стоит винить
Лучше скорее ….(простить).
ü До чего ж оно красиво
Слово доброе ….(спасибо).
ü Когда виноваты, сказать выспешите
Прошу Вас, пожалуйста…. (извините).
ü В чужой разговор никогда невстревай
И взрослых ты лучше…..(не перебивай).
ü Если повстречаешься с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем …..(как дела).
ü Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте….(так добры)».
ü Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей.
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «….»(браво).
ü Корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем: «….» (будь здорова»).
ü На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы конечно, рады встрече
Скажем гостю: «…..» (добрый вечер».
ü Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку.
Больше он играть не хочет,
Говорит: «….» (спокойной ночи).
(слайд)
Добрый день; спокойной ночи; добрый вечер; будьздорова; браво; будьте так добры; как дела; извините; простите; спасибо.
Что это за слова?
Это вежливые слова или волшебные.
Их надо употреблять чаще, они помогают нам бытьвежливыми.
Вежливым быть помогают волшебные слова,которые как ключики открывают наши сердца.
«Доброе слово слаще мягкого пирога».
Конкурс-игра: «Ситуация»
(назвать ситуацию, в случае необходимости объяснить)
Красный сигнальный круг, еслинесогласны,
зеленый – согласны.)
1. Никогдане делись игрушкой с другом.
2. Старайсяпомочь сделать другу то, что у него не получается.
3. Злись изавидуй, когда проигрываешь игру.
4. Нессорься с друзьями, старайся играть дружно.
5. Никогдане уступай, спорь по пустякам.
6. Умейпринять помощь, совет, замечание друга.
7. Если другпопал в беду, не помогай ему.
8. Решайспор словами, а не кулаками.
Мультфильм «Советы тетушкиСовы»
Ответить на вопрос «Почемунельзя обижать друзей?»
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Викторина:
Первые вопросы посвящены этикетуулицы.
1. Как вы поведете себя при встрече на улицесо своим знакомым?
A. На ходу крикну «Привет!» илипомашу рукой.
Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
B. После приветствия слегказамедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
2. Вы стоите перед дверями магазина,учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать?
А. Всем уступать дорогу – довечера прождешь.
Б. Право первенства принадлежитвходящему с улицы.
В. Если я снаружи, пропущувыходящих – преимущество за ними.
3.Навстречу идет «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу лимонад,его спутница смачно грызет семечки. Что вы думаете об их поведении?
A.Нормальное поведение. Мы сами так делаем.
Б.Вообще—то, это неправильно, но позволительно: сейчас все так себя ведут.
B. Этодурной тон.
4.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?
A.Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.
Б.Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступитьместо.
B.Предложу свое место.
5 Тыпришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
A.Извинюсь и уйду.
Б.Поздравлю именинника, извинюсь и, если пригласят, останусь.
B.Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее, и пообещаю купитьподарок завтра, прежде чем принять приглашение.
6 Ктебе в гости пришел приятель, который не нравится твоим родителям. Как следуетпоступить?
A.Честно скажу, что родители против его посещений.
Б. Непущу его дальше порога и побыстрее распрощаюсь.
B.Предложу сходить куда—нибудь, где можно пообщаться.
7.Представь себе, что твой приятель пришел к тебе в гости, сел на стул и сломалего. Твои действия: отругаешь его, заставишь чинить или поступишь как-то иначе?(Оценивается остроумие и находчивость)
8.Ты пришел в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твоидействия.
A.Буду делать вид, что этого человека вовсе нет.
Б.Найду подходящий предлог, чтобы поскорее уйти.
B. Помоему нейтральному поведению никто и не догадается, что между нами плохиеотношения.
9.Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-нибудь историю,а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
A.Попрошу не мешать мне рассказывать.
Б.Спрошу, продолжать ли мне рассказывать.
B.Перестану рассказывать.
10.Представь себе, что твой приятель пришел к тебе в гости и нечаянно сел на торт.Торт или приятеля тебе будет жалко? Что ты предпочитаешь в этом случае?(Оценивается остроумие и находчивость).
Модельвоспитанного человека (черты характера. отражающие его воспитанность) –карточки
надежный
спокойный
послушный
вежливый
честный
приветливый, дружелюбный
уважительный,
трудолюбивый
добросовестный,
справедливый, милосердный
Наше занятие,посвященное правилам поведения и финансовой грамотности подошло к своемузавершению.
Этотразговор – начало для того, чтобы вы задумались над своим поведением и еслинадо исправили его.
Есливам понравился наш сегодняшний разговор о правилах поведения и о финансовойграмотности поднимите зеленую сигнальную карточку, нет – красную.
Вывод:Жить в обществе и быть сводным от него невозможно. Чтобы люди вас приняли завоспитанных и вежливых людей надо стать именно воспитанными и вежливыми. Будьтевоспитанными и у вас все получится!
