X-PDF

«Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения»

Поделиться статьей

Игровые образовательные технологии и их значениев процессе обучения

 

Игра: понятие, сущность, функции,классификация

Пути повышения эффективности обученияищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи являетсяразработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучениюпредусматривает точное инструментальное управление процессом обучения игарантированный успех поставленных учебных целей.

Технология (от греч. « techne» –искусство, мастерство, умения и «логос» –наука) – совокупность приёмов испособов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Образовательнаятехнология – это система функционирования всех компонентов педагогическогопроцесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространствеи приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:

— совокупность (сочетание,соединение) каких-либо компонентов;

— логика, последовательностькомпонентов;

— методы, приёмы, действия, операции;

— гарантия результата.

Впервые в педагогике понятие «технология»появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием впедагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Технологизация учебного и воспитательногопроцесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поискомдидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-техническийпроцесс с гарантированным результатом». Переход от дошкольного детства, гдедоминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, долженбыть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игреэффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы,поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебнуюработу.

    Игра вводит ребёнка в жизнь, вобщение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегдаимеет определённую цель. В наше время всё больше внимания в научной литературеуделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса,но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.

Игра – явление многогранное, ее можнорассматривать как особую форму существования всех без исключения сторонжизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой впедагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии ивоспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Онаявляется эффективным средством формирования личности дошкольника, егоморально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромноесветлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности» [21]. Прежде всего, игра, поскольку речь идет обиграх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупностьосмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, онаявляется выражением определенного отношения личности к окружающейдействительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которойчеловек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – вспособности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируетсяи проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное,центральное и самое общее значение игры [26].

Рассмотрим далее, в чем заключаетсясущность и особенности игры.

Первое положение, определяющее сущностьигры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях,значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигроваячеловеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивидацелям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимыдля индивида по ихсобственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровойдеятельности, и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенностьигры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивычеловеческой деятельности. Игра является деятельностью, в которой разрешаетсяпротиворечие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющиммотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей.Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

    Следующая, внешне наиболее бросающаясяв глаза отличительная особенность игры – возможность, являющаяся для ребенка инеобходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы,функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способнымислужить для выполнения игрового действия (например, в качестве лошади можноиспользовать палку – лошадь, а автомобиль заменит стул). Способность к творческомупреобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способностизаключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, ноесть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства отдействительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чемигра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игравыходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторондействительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [3].

В жизни людей игра выполняет следующиефункции:

1. Развлекательную (основная функцияигры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2. Коммуникативную: с помощью игры осваиваетсядиалектика общения.

3. Функцию самореализации, т.к. вигре человек преобретает практические навыки.

4. Терапевтическую функцию:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

5. Диагностическую: выявлениеотклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

6. Коррекционную: внесение позитивныхизменений в структуру личностных показателей.

7. Функцию межнациональнойкоммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

8. Социализации: включение в системуобщественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, можно сделать вывод,что наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельностичеловека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это виддеятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоениеобщественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

      Проблему игровой деятельностиразрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, взарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудахисследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психическихфункций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессахсоциализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В структуру игры как деятельностиличности входят этапы:

— целеполагания;

— планирования;

— реализации цели;

— анализа результатов, в которых личностьполностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельностиобеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

— роли, взятые на себя играющими;

— игровые действия как средствареализации этих ролей;

— игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

— реальные отношения между играющими;

— сюжет (содержание) – областьдействительности, условно воспроизводимая в игре [13].

Игра – это вид деятельности в условияхситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которомскладывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игротличают следующие черты:

— свободная развивающая деятельность,предпринимаемая лишь по

желанию ребенка, ради удовольствия отсамого процесса деятельности, а не только от результата (процедурноеудовольствие);

— творческий, в значительной мереимпровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональноенапряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил,отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ееразвития.

    По мнению С.А.Шмакова, как феноменпедагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

Функцию социализации. Игра– есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений,усвоения им богатств культуры.

Функцию межнациональнойкоммуникации. Игра позволяет ребенку усваиватьобщечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей,поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

Функцию самореализацииребенка в игре.  Игра позволяет, с одной стороны,построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практикеребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функцияигры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющаяребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функцияигры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявленияребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра– «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободныхдействиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтическая функцияигры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей,возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

 «Эффект игровой терапии определяетсяпрактикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре.Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенкакак со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взаменотношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическомуэффекту».

Функция коррекции– есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностныхпоказателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функцияигры, пожалуй, одна из основных ее функций. Игра стратегически – только организованноекультурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения кразвитию.

Педагогические игры – достаточнообширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что онаобладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующимей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточноразнообразны по:

— дидактическим целям;

— организационной структуре;

— возрастным возможностям ихиспользования;

— специфике содержания.

Место и роль игровой технологии впроцессе обучения, сочетание элементов игры и учения во многом зависят отпонимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Рассмотримследующую классификацию педагогических игр (Г.К. Селевко):

1. Деление игр по виду деятельностина физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые,социальные и психологические.

2. По характеру педагогическогопроцесса игры могут быть:

— обучающими, тренировочными,контролирующими, обобщающими;

— познавательными, воспитательными,развивающими;

— репродуктивными, продуктивными,творческими;

— коммуникативными, диагностическими,профориентационными.

3. По характеру игровой методикипедагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяютигры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая взначительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры спредметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности,компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Значение игры в процессе обучения

    Интерес, возникший киспользованию игровых методик в образовании, не случаен. Дидактическая игра и игровыетехнологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникалапопытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь однимисчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишьсвязи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказываетигра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявленабиологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальнымифакторами.

    Между тем игровые технологии таки остаются «инновационными» в системе образования. Забавно, что некоторыеинноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых,едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет.Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельнымнаправлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которыеникакого отношения к игре не имеют. Все это заставляет нас, остерегаясьподобных крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как частидидактической науки и обучающих технологий. В отечественной и в мировойпедагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, впервую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в практике.Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательнойзадачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственнойдеятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задачеслужат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Всовременной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводуразличных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, ороли и значении в нем. [16]

Однако удивление вызывает тот факт,что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточнотрадиционные такие, как игровые. Отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам»неправомерно. Эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но впедагогическом процессе присутствовали, всегда. В советской школе игренезаслуженно уделялось мало внимания, однако в дошкольных учреждениях онаявлялась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикойвоспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны этитехнологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также немогут без них обойтись. Игра настолько уникальное явление бытия, что она простоне могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, втом числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает какметод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шаговчеловеческого общества по пути своего развития.

В современной школе, делающей ставкуна активизацию и интенсификацию процесса обучения, игровая деятельность используетсяв следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологийдля освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные)более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или егочасти (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включаетдостаточно обширную группу методов и приемов организации образовательногопроцесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообщетем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ейпедагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательнойнаправленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенностиих трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системыобучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», педегогдолжен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая формазанятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которыедолжны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебнойдеятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятийпроходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится передучащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняетсяправилам игры.

3. Учебный материал используется вкачестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятсясоревнования.

5. Успешное выполнение дидактическогозадания связывается с игровым результатом.

Определение игры как тренинга,безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает сбольшинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватаетуказания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможностиигроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт,интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.

Игровые технологии и их место в процессеобучения

Игра как метод обучения, передачиопыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкоеприменение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольныхучреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игрыбыло весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию иинтенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующихслучаях:

— в качестве самостоятельныхтехнологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— в качестве элементов (иногда весьмасущественных) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или егочасти (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— в качестве технологий внеклассной работы(коллективные творческие дела).

Определение места и роли игровойтехнологии в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения вомногом зависят от пониманияучителем функций и классификации педагогических игр.[14].

Специфику игровой технологии в значительнойстепени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различнымисредствами передвижения. Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем,что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которыепри всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характернымиособенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметныеразвивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр испособствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: ввиде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устнойинструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачипредстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, ав виде рисунка. В развивающих играх (в этом заключается их главная особенность)– удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого ксложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно поспособностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Длямладшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру,продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативностьдидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленностипрограммы игр с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технологиястроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процессаи объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжетразвивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать образовательныйпроцесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий изотдельных игр и элементов — забота каждого педагога.

    В отечественной педагогике имеетсяцелый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Муммитроль,персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино») [14].

Ограничение и недостаткииспользования игр в образовании

Подготовка игры требует обыкновеннона порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, вбудущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволитэкономить силы, но пока его не существует. Игра не является педагогическойпанацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм.Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкойпри использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что неимеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление –домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указатьтолько в общих чертах:

— увлечение самого педагога игровымиформами;

— запрет на «обязательность»внедрения игр;

— проработка требований к игре (наличиялегенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра – живое явление, более широкое, чемвкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти«от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерятьобразовательное содержание. Существует также опасность возникновения «игровойаддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, чтозачастую даже витальные потребности могут быть депривированы – подростки,увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье.Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимыепотребности – в общении, самоутверждении и т.д.

    Очевидно, что при возникновениизависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенокреализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферахжизни. Игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование,необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

Методика организации игрыв процессе обучения

       Целесообразность использования дидактическихигр на различных этапах учебного занятия различна. При усвоении новых знанийвозможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения.Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыкови умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающиедидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игройявляется включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурныхэлементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактическихигр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которойосознается окружающий мир, открывается простор для личной активности итворчества.

2. Игра должна основываться на интересе, участникидолжны получать удовольствие от игры.

3.Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Определим требованияк подбору игр:

1. Игрыдолжны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программнымтребованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игрыдолжны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетомподготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игрыдолжны базироваться на определенном дидактическом материале и методике егоприменения.

Выделяютследующие виды дидактических игр.

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся,способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его вновых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия.Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активностьучащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий,творческих заданий, высказывания гипотез.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиесясоревнуются, разделившись на команды.

4. Урок –деловая игра.

Деловые игрыделятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные,учебные и комплексные.

Учебныеделовые игры имеют следующие отличия:   

— во времяучебной игры осуществляется моделирование приближенных к реальной жизниситуаций;

— происходитпоэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапавлияет на ход следующего;

— во времяигры будет иметь место наличие конфликтных ситуаций;

— учебнаяигра основана на обязательной совместной деятельности участников игры,выполняющих предусмотренные сценарием роли;

— обязательноеиспользование описания объекта игрового имитационного моделирования;

— оссуществлениеконтроля игрового времени;

— в учебнуюигру должен быть включон элемент состязательности;

— Заранееустановлены правила, системы оценок хода и результатов игры.

Рассмотрим методикуразработки деловых игр.

1 этап. Обоснованиетребований к проведению игры.

2 этап.Составление плана еѐ разработки.

3 этап.  Написаниесценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4 этап.  Отборнеобходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку.

5 этап.  Уточнениецелей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций дляигроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

6 этап.  Разработкаспособов оценки результатов игры в целом и еѐ участников в отдельности.

Рассмотрим возможныеварианты структуры деловой игры на уроке:

— знакомствос реальной ситуацией;

— построениееё имитационной модели;

— постановкаглавных задач группам, уточнение их роли в игре;

— созданиеигровой проблемной ситуации;

— вычленениенеобходимого для решения проблемы теоретического материала;

— разрешениепроблемы;

— обсуждениеи проверка полученных результатов;

— коррекция;

— реализацияпринятого решения;

— анализитогов работы;

— оценкарезультатов работы.

Урок –ролевая игра.

Широкиевозможности для активизации процесса обучения дает использование ролевых игр.Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способовобучения. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ееучастниками реальной практической деятельности людей, создает условия реальногообщения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывоммотивации, повышением интереса к предмету.

В отличие отделовой игры ролевая игра характеризуется более ограниченным наборомструктурных компонентов.

Уроки -ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

1. Имитационные,направленные на имитацию определѐнного профессионального действия.

2. Ситуационные,связанные с решением какой–либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации.

3. Условные, посвящённыеразрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формыпроведения ролевой игры могут быть следующие: путешествие; дискуссия на основераспределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и т.д.

Разработка ипроведение ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой,заключительный и анализ результатов.

Этапподготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария –условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебнаяцель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи,плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации ихарактеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников иэкспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия,обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакетыматериалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительнаяинформация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией.Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правилазапрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивноотноситься к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этаппроведения включает непосредственно сам процесс игры. На данном этапе осуществляетсягрупповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп,защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменятьеё ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если ониуходят от главной цели игры.

На заключительномэтапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщенияэкспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этапанализа, обобщения и обсуждения результатов игры предполагает  выступлениеэкспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. Взаключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связиигры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игредолжны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противномслучае она превратится в скучную инсценировку.

Помимо всеговышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоленияпознавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативныхспособностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотримнекоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.

Игра «Разбросмнений» представляет собой организованное поочередное высказываниеучастниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

Методическойособенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек снедописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслухпобуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот,кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления попредложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику впервый момент разговора.

Трудностьподготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулироватьначальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточекравняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, скоторых начинается высказывание. Для успешной работы требуется созданиеатмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаютсяобоснованные.

Данный видработы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опытжитейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказываниягипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающиесосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответыи подвести к учебным понятиям.

Игра «Вытащивопрос».

Данная формыработы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснитьученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью,находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулироватьпроблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементомурока, например, при освоении и закреплении материала.

Начатьзанятие можно с вопроса: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто задает интересныевопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? Атеперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеетзадавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошиеответы?»

Педагог предлагаетобучающимся игру, в которой они смогут придумать интересные вопросы по существуизучаемого предмета. Участники игры записывают составленные вопросы накорточках, складывают их и перемешивают. Далее вытаскивают вопросы и стараются ответитьна него. После ответа высказывают мнение о том, интересен ли был вопрос и чемименно.

После проведенияигры проводится её анализ. Для прведения анализа целесообразно использоватьследующие вопросы:  

— Какиевопросы понравились?

— Какойответ показался более удачным?

— Какиевопросы были трудными?

— Было лиинтересно придумывать вопросы?

Наиболееэффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.

Игра«Правила игры».

Данный видработы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьнымправилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы житьв школе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

Работаначинается в период знакомства с классом с вопроса: «Предположим, в школеученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнятьопределенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас?» Обучающимсяпредлагается записать список своих правил. Посовещаться парами, предложить триправила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают обоихучастников.

Послеоглашения правил всеми парами, стоит провести анализ, используя вопросы:

·        какое из собственных правил учеников кажется им особенноважным?

·        какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

·        с каким из школьных правил ученики поспорили бы?

·        кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

·        каковы наиболее важные правила класса?

·        с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвоватьв обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?

Работа посоставлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобыпоработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы ивстретиться с каждой из них.

Игра «Незавершенность».

Недостаткомлюбого курса обучения является то, что часть материала может быть плохоусвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуемпровести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время,полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, чтоосталось за пределами освоения.

Педагогопределяет, какой раздел учебника необходимо изучить за отведенное количествовреиени (10 минут). Обозначает начало работы (по команде). По истечении временивсе закрывают учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов:что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, которыйсобирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболееинтересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаетекаждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитываетвопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

Дляэффективного использования игровых технологий на уроках необходимо соблюдатьследующие условия:

1) Иградолжна соответствовать образовательным и воспитательным целям урока.

2) Должныбыть учтены возрастные особенности: игра должна быть доступна для учащихсяданного возраста.

3) Умеренностьв использовании игр на уроках.

Можновыделить следующие виды учебных занятий с использованием игровых технологий:

— ролевыеигры на уроке;

— игроваяорганизация процесса обучения с использованием игровых заданий (урок -соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

— игроваяорганизация учебного процесса с использованием заданий, которые обычнопредлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видовразбора и т.д.);

-использование игры на определѐнном этапе урока (начало, середина, конец;знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторениеи систематизация изученного);

— различныевиды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады ит.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов однойпараллели.

Игровыетехнологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не толькоспособствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельностиучащихся, но и выполняют ряд других функций:

— правильноорганизованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогаетучащимся выработать речевые умения и навыки;

— играстимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание ипознавательный интерес к предмету;

— игра -один из приёмов преодоления пассивности учеников;

—  в составе команды каждый ученик несётответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результатесвоей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться сзаданием

      Таким образом, соревнование способствуетусилению работоспособности всех учащихся. Приведем примеры использования игры впроцессе обучения.

    Игра « Веришь – не веришь»

Учащимся предлагаются два текста проозеро Ямное

Текст 1. « Холодной зимней ночьювблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его сраскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе срыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»

Текст 2. «Интересное это озеро Ямноеи немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомаястарушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит,как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочномдворце» ( из воспоминаний В.В. Бианки).

Далее педагого ставит перед классомвопрос:

— Верите ли вы в то, что озеро можетисчезнуть?

Односложные ответы (ДА-НЕТ) непринимаются, необходимо дать объяснение.

Игра «Вот иду я и вижу…»

Учащемуся даётся карточка с картинкойживотного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадкуодноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следуетпомнить, что название животного произносить нельзя!

Нпример:

1) Иду я по Индии и вижу… такси__________ с ушами людей везет. (Слон)

2) Иду я по лесу и вижу… исчезнувшегокогда-то зверя. Встречал раньше

его в Приморье и Приамурье, Сибири,на Дальнем Востоке. Очень

похож на лисицу, волка и шакала. Унего длинная шерсть, пушистый

хвост, вытянутая морда, большие уши,окраска рыжая. (Красный волк)

3) Гуляю я как-то в горах и вижу…жителя гор. Обычно он проводит

время на высоте 2000-3000 метров. Втеплую погоду забирается даже

под «крышу мира» — на 6000 метров. (Снежныйбарс)

Экологическая игра «Жалобная книга» предполагаетсамостоятельную работу с текстом.

Учащимсяредлагается игровая ситуация:

Вотиду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга. «Все плохо, плохо,плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломковстволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгналииз своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велелубираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно какохранять, если дома нет?» (Сова)

Ребятампредлагаются следующие задания по тексту:

-Прочитайте и догадайтесь, кто жалуется!

-Что нового вы узнали?

-Придумайте познавательный вопрос о животном, которыйнаписал данную жалобу изадайте его одноклассникам.

Экологическая задача.

Учащимся предлагается прочитайтеписьмо от девочки Иринки. По описанию и по голосу отгадайть птицу.

«Здравствуйте, ребята! Яживу не далеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую ядолго не могла увидеть, только слышала ее пение. Оно у нее очень звонкое икороткое, похожее на крик: «кьяк – кьяк – кьяк» или «гик – гик – гик». Этаптица отличается способностью маневрировать, делать невообразимыеголовокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?»

( Ястреб-тетеревятник, занесенвкрасную книгу)

Игра «Ты художник»

В этой игре учащимся предлагаетсязанимательная история:

С.Я.Маршак хотел написать книгу опутешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жилбогатый татарин Бабай -Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был оченьсвиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозяотправить ксамому Бабай – Аге. Часто говорили: «Спи, а то Бабай – Ага возьмет».Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая  эту историю, изменили имя. СловоБабай – Ага превратилось в слово Баба — Яга». Может, ты не веришь? Тогда поищив книгах другую историю этого слова.

На основании услышанной истории детидолжны придумать иллюстрацию, сделать игровую закладку (подвижную), нарисоватьгероиню сказок и рассказать о ней.

Может быть предложено также заданиеследующего характера:

 За свои веселые стихи Агния Бартобыла награждена… медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети.Придумайте, как выглядела эта медаль, и нарисуйте ее.

После книги «Малыш и Карлсон, которыйживет на крыше» Астрид

Линдгрен стала писать одну книгу задругой. И… одну за другой получать награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль«Улыбка», Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена.

Как могли выглядеть эти премии?Нарисуй одну из медалей.

Разнообразие приемов и методов игровойтехнологии повышает познавательный интерес учащихся к процессу обучения,умственную активность, снижает утомляемость.

Игровые приемы оказывают помощь учителюв организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебноймотивации учащихся.

   Т. А. Пимонова описала игровыеситуации на уроках изобразительного

искусства [17].

    Уроки изобразительного искусства являютсядля младших школьниковнаиболее любимыми, а для учителей – одними из самыхсложных. Порой уроки изобразительного искусства требуют от учителя большейподготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд,музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовалис удовольствием.

 Одним из ведущих методов,используемых на уроках ИЗО, является метод игровых ситуаций. Создать игровыеситуации на уроках рисования можно с помощью сказок. Самый первый урок целесообразноначать со сказки «Старичок Бардачок». Эта сказка настраивает учащихся на запоминаниеи соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место. В результатепервоклассники даже на первых уроках практически никогда не проливают воду и нероняют краски. И что самое удивительное – в классе не бывает того шума, которыйобычно сопровождает уроки творчества.

Игра «Волшебные палочки»

На уроках творчества ребятам всегдаинтересно творить чудеса, становиться маленькими волшебниками.  При изучениитемы «Три основных цвета. Смешивание цветов» можно провести игру «Волшебныепалочки».

Детям предлагается ответить навопрос:

— Что умеют делать волшебники?

На основании ответов педагог делаетвывод, что волшебники могут превращать одни предметы в другие, делатьнекрасивое красивым, а трудное – легким. А помогает им в этом волшебнаяпалочка. Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное всамом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художникупомогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки! Зато у него естькисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет вдругой.

Ребятампредлагается совершить волшебство: смешать две краски – красную и желтую, азатем желтую и синюю краски. Получился новый цвет, значит сотворилосьволшебство. Значит, все ученики класса – волшебники. Далее предлагаетсяпревратить разноцветные пятна в воздушные шарики.

-Дорисуйте ниточки и блики – у вас получится очень красивая работа!

При изучении темы «Морозные узоры наокне» можно провести игру-сказку «Морозные узоры и Снежная королева».

В начале урока учитель рассказывает одвух подходах к появлению морозных узоров на стекле:

Ученые считают, что этозамершие на стекле капельки воды. А сказочники уверяют, что их рисует своимволшебным морозным дыханием Снежная королева. Она любит украшать все вокруг:деревья, кусты, заборы. Провода, крыши домов. Но особенно ей удается ледяныекартины на окнах. Снежная королева расписывает стекла причудливыми серебристо –белыми мазками, из которых складываются удивительной красоты растения с резнымилистьями и диковинными цветами. Люди, любуясь этими картинами, забывают прохолод и перестают грустить о теплом лете. Снежная королева любит не толькорисовать сама, но и наблюдать за работой художников. Может, это она у нихподсматривает узоры? Увидев, красивый рисунок, Снежная королеварадуется и смеется, и тогда на землю начинают падать звездочки – снежинки.

Ребятам предлагается порадоватьСнежную королеву и создать сказку своими руками, выполнив задание.

Сказка «Веселая кисточка»

При объяснении темы «Чем и какработают художники»  урок целесообразно начать со сказки:

— Жили-были у одного мальчика разныекисточки. Одни кисточки были широкими и рисовали только толстые линии и большиепятна. Другие кисточки – средние рисовали линии потоньше. И были еще совсемтонкие линии. Однажды все кисточки ушли в гости к знакомому художнику. Дома осталасьтолько одна кисточка. Мальчику вдруг очень захотелось рисовать. Он взял листбумаги, обмакнул кисть в краску и замер. Время шло, а он не рисовал. Чтослучилось? Оказывается, юный художник не знал, как одной кисточкой можноизобразить разные линии. Вдруг кисточка в его руке заговорила: «Если тебе надоизобразить широкую линию, представляй, что я еду на лыжах, и нажимай на меняпосильнее – получится широкая линия. А если тебе надо провести тоненькую линию,представляй, что я хрупкая балерина и порхаю над сценой, едва касаясь ее своимитуфельками. Ты тоже чуть касайся бумаги самым кончиком кисти». Мальчик оченьудивился, что кисточка умеет разговаривать, но воспользовался ее советами, и унего получился замечательный рисунок».

В преподавании различных предметов все большеераспостранение получает  идея «множественного интеллекта», которая  нашла своевоплощение в так называемом многосенсорном подходе (multisensory approach).Одним из его положений является то, что необходимо обращать внимание и накинестетические каналы памяти и стараться развивать кинестетическиеспособности, проявляющиеся в том, что дети многое запоминают через движение иприкосновение к окружающим предметам, что успешно осуществляет технологияигрового обучения.

При преподвании предметов гуманитарного цикла  предгагаетсяиспользовать следующие подвижные игры:

Цели

Описание игры

Семантизация новой лексики (счет)

Игра «Отгадай число» (двое учеников изображают число с помощью своих тел, а другие отгадывают это число).

Формирование фонетических, лексических и грамматических навыков

Игры с мячом: учитель бросает учащимся по очереди мяч (или мягкую игрушку), называя глагол, учащиеся возвращают мяч, называя формы этого глагола. Можно называть слова с определенным звуком, прилагательные, обозначающие цвет и другое.

Формирование лексических навыков

На уроках инстранного языка целесообразно применять игры с водящими: дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: “Stop!” После этого он пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: “Have you got a dog?” Если он угадал, ученик отвечает: “Yes, I have.” и становится водящим.

Формирование фонетических навыков

Хоровод: дети водят хоровод и проговаривают считалочку. Как только считалочка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась, кто не успел или неправильно назвал, садится на место. Данную игру можно усложнить заданием: назвать глухие согдасные в имени.

Семантизация новой лексики (названия цветов)

Игра «Дотронься до красного». Нужно найди все предметы красного (или другого) цвета и дотронуться до них. Можно определить число, род этих предметов.

Использование игровых технологий на уроках гарантируетпозитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.

Их применение способствует формированию дружногоколлектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся,развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия,выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде.Практика использования игровых технологий показывает, что вместе учиться нетолько легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что этаэффективность касается не только академических успехов учеников, ихинтеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместерешить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — такжеестественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея использованияигровой технологии — обучение в сотрудничестве, которое предполагает  вместе учиться,а не просто что-то выполнять вместе.

   В настоящее время школа нуждаетсяв такой организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальныхспособностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрениеразличных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подходак детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знанииособенностей психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайновсе в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональнойподготовке педагогических кадров.

    Уровень обучения и воспитания вшколе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процессориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагаетпсихолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обученияс целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностейкаждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытиянеповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительномповедении. Особенно важно это в младших классах, когда только начинаетсяцеленаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущейдеятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качестваребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъектупознания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству ипр.). В связи с этим возникает актуальность использования игровых технологий всовременной школы, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материалзабывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которогоигра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игреорганически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным иувлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой впроцессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

 

Литература

1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и вовнеурочной

деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С.43–45.

2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя,2004. – 440 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологииразвития ребёнка // Вопросы

психологии, 1989. – С. 105.

4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностногоразвития: Метод.

пос. для педагогов начальной и средней школы. –Калуга: Адель, 2008. –

361с.

5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.:Владос, 2003. – 168 с.

6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочнойдеятельности

школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

7. Дружинина Н.М. Наглядность на уроке внеклассногочтения. – Л.: АСТ,

1982. – 101 с.

8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.:Просвещение, 1981. – 78 с.

9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. –154 с.

10. Зверев А.Т. экологические игры. – М.: Владос,2001. – 84 с.

11. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.:Владос, 2006. – 243 с.

12. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.:Просвещение

2004. – 186 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовностидетей к обучению

в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 69.

14. Кукушин В.С. Современные педагогическиетехнологии: Начальная

школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. –384 с.

15. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группепродленного дня. – М.:

Просвещение, 2003. — 152 с.

16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игрыв обучении и

развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство,1996. – С. 5.

17. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на урокахизобразительного искусства

// Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.

18. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса вшколе. – М.:

Владос, 2007. – 206 с.

19. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд.центр «Академия»,

2005. – 176 с.

20. Сладков Н.И. Иду я по лесу. – М.: Детская литература,1988. – С. 64.

21. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М.:Учпедгиз, 1991. –

С. 54.

22. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.:Новая школа,

1994. – С. 14.

23. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико –Принт», 2007. – 238 с.

24. Современные образовательные технологии. – М..:Народное образование,

1998. – С. 23 – 58.

25. Педагогические технологии / Под ред. КукушкинаВ.С. – Ростов н/Д.:

«Феникс», 2008. – С. 97.

26. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателядет.сада / Сост.

Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.:

Просвещение, 1983. – С. 114

27. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред.Летрусинского В.В. – М.:

Новаяшкола, 2006. – 163 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет