X-PDF

Игровые технологии как средство формирования связной речи и развития речевой активности учащихся с ОВЗ на уроках природоведенияя

Поделиться статьей

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ   VIII  ВИДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Игровые технологии каксредство формирования связной речи и развития речевой активности учащихся с ОВЗна уроках

природоведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовила О.В. Гридяева, учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Чехов 2023 г.

«Сделатьсерьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача обучения». (К.Д.Ушинский)

Одно из основных нарушений у детей,обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями, это нарушение речи. Речевыенарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостнаяфункциональная система. У учащихся с ограниченными умственными возможностямиотмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.Отмечается слабость мотивации, снижена потребность в речевом развитии, имеютсязначительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник. Учащиеся неактивно участвуют в беседе, на вопросы отвечают односложно и не всегдаправильно. Их высказывания представляют собой поток неясных, неоконченных слов,либо их речь монотонна, растянута.     Ребёнку с ограниченными возможностямитрудно бывает выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа,пересказать. Нередко, зная материал, ученик, тем не менее, не можетпоследовательно и связно изложить его. Наиболее благоприятные условия дляработы по развитию речи учащихся создаются на так называемых речевых предметах:природоведении, биологии, географии.

Одним из эффективныхсредств развития интереса к учебному предмету является использование на урокахдидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию уучеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемойработе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот жематериал повторить разнообразными способами. В первую очередь необходимонаправить усилия на то, чтобы способствовать общему развитию учащихся,возбудить у них интерес к происходящему, желание говорить. Для этого надопоощрять слабые попытки учащихся преодолеть возникающие трудности, отмечатькаждый, даже незначительный успех. Необходимо создать благоприятную, спокойнуюобстановку, использовать различные яркие наглядные пособия и техническиесредства обучения, разнообразить задания.

Чтобыумело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надоиметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении ипсихологического механизма ее воздействия на познавательную активностьучащихся. Речь идет не просто о занимательности, а об органическом сочетании еес серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, аспособствовала бы интенсификации умственной работы, делая ее болеепривлекательной, интересной.

Вкаждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требуетсерьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладаниеразвлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации или видигры (З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова). Другими словами, «дидактическая игра— одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же времяигра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеетдве цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая,ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг другаи обеспечивали усвоение программного материала» (А. А. Катаева, Е. А.Стребелева).

В самом термине «дидактическая игра» подчеркиваетсяпедагогическая направленность, отражается многообразие ее применения.Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать еедеятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическуюигру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в теснойсвязи с другими видами учебной работы.

Дидактические игры даютпрекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Ониактивизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать,обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов,кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыкиправильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, прирешении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать впересекающиеся колонки правильно отгаданные слова). У учащихся развивается произвольноевнимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенокдоводит начатое дело до конца.

Кроссворды могут бытьиспользованы при ознакомлении с новыми понятиями, при их закреплении, а такжепри проверке понимания значения, смысла записываемых природоведческих терминов.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

На уроках ведетсяработа, направленная на развитие диалогической и монологической речи.Диалогическая речь развивается в ходе беседы. Большое значение в ходе беседыимеет создание эмоционально – благоприятной обстановки, стимулирующей учащихсязадавать вопросы. Для организации бесед используются разнообразные наглядныепособия: реальные предметы, их графические и объемные изображения. Онипривлекают к себе внимание учащихся, вызывают у них интерес, способствуют актуализацииимеющихся знаний, побуждают к эмоционально окрашенным высказываниям.  Вовремя беседы учащиеся строят свои высказывания в соответствии с вопросамиучителя и его побуждающими репликами. Как правило, в беседе активно участвуютнаиболее сильные ученики, но если наряду с трудными вопросами задавать илегкие, то более слабые дети тоже смогут принять участие в беседе. Чтобы урокбыл продуктивным, беседа должна сочетаться с другими методами, такими какрассказ учителя, наблюдения в природе, работа с иллюстративным материалом,чтение текста учебника, схемы, таблицы, видеофрагменты, презентации.

Учитывая, что речеваяпрактика у учащихся данной категории предельноограничена и что одним из условий построения связного высказывания являетсяразвернутая форма предложений, на уроках осуществляется постоянная тренировкаучащихся в полных ответах на вопросы. Очень важно не только учить детейотвечать на вопросы, но самостоятельно задавать их. Например, в игре «Учитель»,возможен такой вариант: дети в роли учителя, один ученик выходит к доске,остальные учащиеся задают вопросы по прочитанному тексту, по рассмотреннойкартине. Если возникает затруднение, необходимо помочь сформулировать вопрос.

Постановка вопросовсамими учащимися одна из форм выражения речевой активности. В беседу включаютсязадания творческого характера: «Сравни», «Объясни почему», «Докажи». Например:представьте себя в кабине космического корабля, «зависшего» в одной точке надземлей. Прямо под собой вы видите остров в океане. Вместе с Землей он медленноперемещается и постепенно исчезает. Через сколько часов вы вновь увидите тот жеостров? Объясните свой ответ.  

Формулировкой вопросовнадо заинтересовать даже крайне пассивных детей. Поэтому среди трудных вопросоввстречаются и легкие. Такое чередование вопросов заставляет быть всем учащимсявнимательными. Следя за ответами учащихся, важно не допускать использование имилишних слов. К оценке правильности ответа, как по содержанию, так и пограмматическому оформлению постепенно привлекаются все учащиеся класса.

Переход от диалога кмонологу у школьников с нарушением интеллекта осуществляется нелегко. Присоставлении устных рассказов используются карточки – памятки, планы, опорныеслова, картинки. При составлении рассказа – описания вначале спрашиваются 1-2более сильных ученика, как образец рассказа, а потом более слабые учащиеся.Например, при описании внешнего вида животного, используются карточки с планом,наглядные пособия (чучело, картина с его изображением). Все это повышаетэффективность рассказа. Использование различных сюжетных картин (или сериикартин): «Формы земной поверхности», «Хищные звери», «Пресмыкающиеся» и др.способствует развитию наблюдательности, имеет большое значение для активизациипознавательной деятельности и речи.

Полезно включать в урокигры, дидактические задачи, которые совпадают с задачами обучения на этомуроке. Примером игр могут служить следующие: «Узнай по описанию», «Когда этобывает». В процессе таких игр дети учатся строить свои высказывания. Важновнимательно следить за грамматическим оформлением высказывания, требоватьобоснованного ответа. Активность учащихся значительно возрастает, если учительпривлекает их внимание к правильным – точным и развернутым — ответам. Предлагаяслабоуспевающим ученикам повторить составленную фразу, учитель закрепляет в ихпамяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употребить.

Ключевым моментомразвития связной речи является работа над смысловой стороной связного текста. Сэтой целью используются на уроках такие задания как редактирование предложений,содержащих речевые или смысловые ошибки. Например: «Наступилаосень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки,грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки наболее теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраныовощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодыедеревья, сгребают опавшую листву». Учащиеся читают текст, находят ошибки иобсуждают, как их лучше исправить. Работа над каждым предложением текстаготовит детей к точному выбору слов, правильному их согласованию, овладениюсредствами межфразовой связи. Примером могут служить следующие задания: добавьодно-два предложения к незаконченному тексту, работа с деформированным текстом,например: к, зиме, звери, готовятся.

Обогащение словаряумственно-отсталых учащихся новыми словами, терминами, выражениями взначительной мере помогает их речевому развитию. Систематическая словарнаяработа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильноупотреблять их в связной речи.  Для обогащения словарного запасаиспользуются различные словесные упражнения на обобщение и классификацию,такие, как: «Назови одним словом», «Назови, что знаешь».

Важным средством развитияречи учащихся является работа с загадками, кроссвордами, пословицами ипоговорками. Кроме этого, могут быть и такие задания на развитие речи, какобъяснение слов и выражений. Использование таких игр не только оживляет работуна уроке, но и повышает интерес к родному языку. В процессе игр дети учатсястроить свои высказывания.

В процессеиспользования вышеупомянутых заданий каждый ученик получает возможность науроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять,оценивать, корректировать ошибки, воспринимать содержание речи партнера,отвечать на вопросы и задавать их. У детей формируются знания и представленияоб окружающей действительности, удаётся повысить интерес учащихся к предмету,это позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, что способствует лучшемузапоминанию, а в целом в значительной степени способствует совершенствованиюречевой практики учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Психологияумственно отсталых школьников. Петрова В.Г., Белякова И.В. М.: «Академия», 2002

2.     Обучениедетей с нарушениями интеллектуального развития. Пузанова Б.П. М.: «Академия»,2001

3.     Коррекционнаяработа на уроках географии и естествознания. Синев В.Н., Стажок Л.С. Киев, 1977

4.     Развитиеречи учащихся вспомогательной школы. Петрова В.Г. М., 1977

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет