Тема: «Род имёнприлагательных»
Планируемые результаты
Предметные результаты:
· Знать, как определить род имен прилагательных в единственномчисле.
· Уметь установить зависимость рода имениприлагательного от рода имени существительного.
· Навык работы с таблицами учебника, составление изапись словосочетаний.
УУД:
Регулятивные: сличать способдействия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений иотличий от эталона.
Познавательные: контролировать иоценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлятьактивность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные результаты: участвовать в совместной работе,выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов.
Форма проведения урока: деловая игра «Заседание редакционногосовета».
Оборудование: макет газеты, раздаточный материал – карточки, укаждого ребенка визитка «Отдел писем», «Отдел новостей», «Информационныйотдел».
Ход урока
1. Организация внимания
2. Актуализация знаний. Объявление темы.
Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры «Заседаниередакционного совета». Наш класс делится на 3 отдела: ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛНОВОСТЕЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.
Редколлегии каждого отдела предстоит подготовить к выпускуочередной номер газеты «Мир русского языка». Выпуск этойгазеты посвящен новой теме – части речи, которую мы изучаем.
Какая это часть речи? Что вы о ней знаете?
3. Самоопределение к деятельности:
Каждому отделу придется поработать так, чтобы выпуск газетыбыл интересным.
ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ:(разгадать зашифрованное письмо).
В редакцию поступило письмо от школьницы Лебедевой Тани. Онапросит разгадать зашифрованное письмо:
Г Р Б АЦ В З О М Е К Ю Т Д ЧА (ГАЗЕТА)
Одному из участников отдела на доске написать однокоренныеслова к слову газета, разобрать их по составу.
ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОТДЕЛУ: Найти в толковом словаре значение слова «газета».
ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИННОМУ ОТДЕЛУ: ставить предложение с одним из однокоренных слов, указать части речи.(Проверка работ с помощью сигнальных карточек.)
Задание каждому отделу –по карточкам (Разделить на 3 группы слова, объяснить по какому признакуразделили, оформить красочно, так как будет оцениваться правильность,креативность мышления.)
Страна, место, сестра, брат, улица, село, дом, сердце.
Ж.р. ср.р м.р.
Страна место брат
Сестра село дом
Улица сердце
– По кому признаку разделили слова?
– Как определили род имен существительных?
– Составьте с помощью данных слов словосочетания:существительное + прилагательное.
страна (какая?) родная,
место (какое?) родное,
сестра (какая?) родная,
брат (какой?) родной,
улица (какая?) родная,
село (какое?) родное,
дом (какой?) родной,
сердце (какое?) родное.
– Определите род имен прилагательных (дети затрудняются)
– Что вы заметили? (Вывод делает каждый отдел)Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, скоторыми они связаны.
– Назовите окончания имен прилагательных. Что вызаметили? Почему они разные?
– От чего зависит окончание имени прилагательного?
– Назовите окончания имен прилагательных мужского,женского и среднего рода?
Представители отделов предъявляют презентациюсвоих работ для оформления газетного выпуска.
4. Усвоение новых знаний:
Работа по учебнику:
Чтобы газета была интересной, понятной, правильной, необходимопополнять свои знания из других источников. Таким источником для нас будетучебник «РУССКИЙ ЯЗЫК».
ЗАДАНИЕ ИНФОРМАЦИННОМУ ОТДЕЛУ (чтение правила стр.72).
ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ НОВОСТЕЙ (чтениетаблица стр.73).
ЗАДАНИЕ ОТДЕЛУ ПИСЕМ (прочитатьписьмо с алгоритмом определения рода имен прилагательных).
РАБОТА ДЛЯ КАЖДОГО ОТДЕЛА: Оформление следующей странички газеты и презентация её классу одним изпредставителей отдела. Объявление лучшей странички.
6. Физминутка
7. Закрепление изученного материала:
Работа каждого отдела по карточкам в следующей рубрике.
– Соединить прилагательное +существительное,связанное по смыслу.
– Определить род имен прилагательных.
(проверка с помощью сигнальных карточек)
Представители отделов представляют презентациюсвоих работ для оформления газетного выпуска.
– Какая орфограмма в правописании прилагательныхвстретилась вам в работе над этой рубрикой? (окончания имен прилагательных вженском, мужском и среднем родах)
– Что мы знаем об этой орфограмме?
– Сейчас все участники попробуют себя в роли редакторов иоформителей газеты. Я предлагаю всем отделам сгруппировать материал по рубриками записать его.
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ ВСЕМ СОСТАВОМ РЕДАКЦИИ
– Оценим свою работу. Взаимооценивание работы участниками«отделов» с целью выбора лучшей странички.
8. Рефлексия
– Какую задачу выполняли? (выпустили газету)
– Кто в газете работает над оформлением и редактированиемгазеты?
– Как изменяются имена прилагательные в единственномчисле?
– Как определить род прилагательного?
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Урок Яна уроке Итог
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял
