X-PDF

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ

Поделиться статьей

Игры дляразвития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ

 В настоящеевремя учеными доказано, что в основе успешного развития любого психическогопроцесса, познавательной, творческой деятельности лежит сформированностьмежполушарных связей головного мозга.

    Головной мозг человека выполняет множество функций и обладает большимивозможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично. Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других –правое. При этом каждое полушарие имеет свои функциональные особенности:

— левое отвечаетза логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности;

— правое полушарие– творчество, воображение, нестандартныерешения, интуиция, эмоции.

 Развитиемежполушарных связей является важной составляющей нейропсихологическойкоррекции детей, имеющих нарушения в развитии. От правильности взаимодействия икоординации всех частей мозга зависят все ступени успешного развития ребенка(физического, психического, эмоционального). Каждая доля отвечает заопределенные функции восприятия мира, лишь их ассиметричная деятельностьпозволяет получить полное понятие об окружающей среде.

Нейропсихологи считают наиболее важным возрастомдля формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это времязакладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковоесмыслоразличение и многое другое.

Взрослым следует задуматься, если у ребенкапросматриваются такие симптомы:

-плохая память;

-агрессия;

-нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко);

-трудности в коммуникации со сверстниками;

затруднения в описании ситуации по картинке;
        С самого детства желательноразвивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, темвыше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь,воображение, мышление и восприятие.

Дошкольный возраст – период активногоразвития мозговых структур.
        Предлагаемые игры наразвитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуютулучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей,педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активноконцентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельностина другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Задачи игр: развивать межполушарное взаимодействие,концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательноформировать пинцетный и пальцевой захват.
 Во всех играх действия выполняютсясначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

При регулярном выполнении специальных движенийобразуется большое

количество нервных волокон, связывающих полушарияголовного мозга.

Происходят положительные структурные изменения.

Комплекс 1

1.     Упражнение.Массаж ушных раковин.

Помассировать мочки ушей, затем всюушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

2.     Упражнение.«Кнопки мозга»

Помассировать область под ключицами,слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром, с одной стороныбольшим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладитьвсю область ладонью.

3.Упражнение. Восьмерки и узоры

Рисовать пальцем в воздухе знакбесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется– нужно нарисовать восьмерки сразу обеими руками. Восьмерки можно заменить кругами,спиралями или любыми узорами.

4.Упражнение.Позитивные точки

Поставит средний и указательныйпалец двух рук на точки, которые

находятся между бровями и волосами,т. е. посередине лба. Пальцы нужно

держать до тех пор, пока ребенок станетчувствовать тепло.

5.     Упражнение.Перекрестные шаги

Подтянуть правое колено к левомулоктю. Затем согнуть правую

ногу (имитация бега с захлестываниемголени) и коснуться лодыжки левой

рукой. Затем нужно поменять локотьи колено.

6.     Упражнение.«Крюки Кука»

Сесть и положить правую стопу налевое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правыйголеностоп. Нужно

посидеть пару минут, затем опуститьножку на пол и раздвинуть стопы.

Далее следует разомкнуть ручки исоединить кончики пальцев обеих рук

друг с другом, по принципу«домика». И еще посидеть пару минут. Затем

поменять локти и колени.

7.     Упражнение.«Крюк Деннисона»

Встать и скрестить ноги. Затем скреститьруки и вытянуть их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел«замочек». Согнуть локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели»вниз) и прижать их к груди. Глаза поднять вверх и «зацепиться» за недвижимуюмишень, оставляя подбородок опущенным.

8.Упражнение.Растяжение

Опереться на спинку стула и сделатьвыпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая — остаетсяпрямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторитьупражнение.

9.Упражнение. «Самсебе качели»

Сесть на пол, предварительно незабыв расстелить специальный коврик,

и согнуть колени.

А) Обхватить колени руками,откинуться назад и, округлив спину,

покачаться назад и вперед, с бокуна бок.

Б) Вернуться в исходное положение.Откинуться назад, опереться на локти

и кисти.

В) Приподнять ноги, согнутые вколенях, плавно начать описывать

коленями «восьмерки». Есливыполнение движений затруднительно, то для

начала достаточно просто делатькруговые вращения ногами.

Комплекс 2

1.     Упражнение«Колечко»

Поочередно и как можно быстрееперебирать пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцемпоследовательно указательный, средний и т. д.

Проба выполняется в прямом и в обратном(от мизинца к указательному

пальцу) порядке. Вначале упражнениевыполняется каждой рукой отдельно,

затем сразу двумя руками.

2.     Упражнение«Кулак-ребро-ладонь»

Ребёнку показать три положения рукина плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости,ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладоньна плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памятив течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначалаправой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоениипрограммы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогатьсебе командами («кулак – ребро –ладонь», произносимыми вслух или про себя.

3.     Упражнение«Лезгинка»

Левуюруку сложить в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак развернутьпальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в

горизонтальномположении прикоснуться к мизинцу левой. После этого

одновременносмените положение правой и левой рук. Добиваться высокой скорости сменыположений.

4.     Упражнение«Ухо – нос»

Левой рукой взять за кончик носа, аправой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос,хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5.     Упражнение«Змейка»

Скрестить руки ладонями друг кдругу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, которыйукажет ведущий. Палец

должен двигаться точно и четко.Прикасаться к пальцу нельзя.

Последовательно в упражнении должныучаствовать все пальцы обеих рук.

Комплекс 3.

1.     Упражнение«Глазки»

Профилактика нарушения зрения иактивация работы мышц.

Быстро поморгать в течении 1-2минут

2.     Упражнение«Ротик»

Развитие абстрактно-логическогомышления (левого полушария).

Открыть рот, нижней челюстью делатьплавные движения – сначала

слева-направо, затем справа-налево.

3.     Упражнение«Ушки»

Большим и указательным пальцамипощипывать мочки ушей, медленно

продвигаясь вверх до самыхкончиков.

4.     Упражнение«Дождик»

Кисти рук развести над головой.Кончиками пальцев совершать легкие

постукивания по всей поверхностиголовы, имитируя дождик.

5.     Упражнение«Колечки, или бусы для мамы»

Поочередно, как можно быстреесоединять последовательно в кольцо

пальцы рук (большой с указательным,средним и т.д.). Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

6.     Упражнение«Домик»

Соединить концевые фалангивыпрямленных пальцев рук. Пальцами

правой руки с усилием нажать напальцы левой руки и наоборот.

Отрабатывать эти же действия накаждой паре пальцев отдельно.

7. Упражнение Дыхательное упражнение«Певец»

а) вовремя глубокого вдоха поднятьруки через стороны вверх;

б) задержать дыхание;

в) во время выдоха длительнопроизносить звук «а» и медленно опускать

руки;

г) во время глубокого вдоха поднятьруки через стороны до уровня плеч;

д) задержать дыхание;

е) во время выдоха произносить звук«о» и медленно скрещивать

руки (обнять себя за плечи,опустить голову к груди);

ж) во время глубокого вдохамедленно поднять руки до уровня груди;

з) задержать дыхание;

и) во время выдоха длительнопроизносить звук «у» и медленно опускать

руки вниз, голову на грудь.

Комплекс 4

1.     Упражнение«Глазки». Профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.

Поднять глаза вверх, опустить,повернуть в правую сторону, повернуть в

левую сторону.

2.     Упражнение«Язычок». Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария)

Двигать языком в разные стороны.

3.     Упражнение«Внимание». Развитие межполушарного взаимодействия.

Раскрыть пальцы левой руки, слегканажать на точку концентрации

внимания, расположенную в серединеладони, большим пальцем правой

руки. При нажатии — выдох, приослаблении – вдох. То же самое проделать

правой рукой.

4.     Упражнение«Запястье». Развитие творческого мышления.

Обхватить левой рукой запястьеправой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.

5.     Упражнение«Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большойпалец отставить в сторону,

кулак развернуть пальцами к себе.Правой рукой прямой ладонью в

горизонтальном положенииприкоснуться к мизинцу левой. После этого

одновременно сменить положениеправой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений.

6. Дыхательноеупражнение «Шапка для раздумий»

• Во время глубокого вдоха мягкозавернуть уши от верхней точки до

мочки («надеть шапку»)

•задержать дыхание

•во время выдоха «снимать шапку» идлительно произносить звук «а»

•вдох, выдох, задержка дыхания

•во время глубокого вдоха «надетьшапку»

•задержать дыхание

•во время выдоха «снять шапку»,произносить звук «о»


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей