Нейрогимнастика представляетсобой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всехвозрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие иукрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координируетслаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнятьнейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.
Что такое нейрогимнастика
Нейрогимнастика для детей — это комплексупражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головногомозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных натренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде болеебыстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типамышления.
Нейрогимнастика является частью прикладнойнауки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительныхспособностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.
Как возникла методика, ее цели и задачи
Нейрогимнастика — это один из методовразвития функций головного мозга, разработка которого началась с 60-х годовпрошлого века. Данный способ улучшения функций ЦНС подходит для детей возрастомот 4 лет. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижениесбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга черезтренировку мозолистого тела. Положительный результат тренировочного процессавозможен только в том случае, если занятия по повышению функций центральнойнервной системы проводятся регулярно, а также обеспечивается их правильноевыполнение.
Как понять, что ребенку нужнанейрогимнастика?
Нейрогимнастика для детей (комплексупражнений может подбираться врачом-педиатром) назначается к применению, если уребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
очень плохая память;
постоянная рассеянность;
невозможность сконцентрироваться на однойтеме или объекте окружающей среды:
плохая моторика пальцев рук или отсутствиеловкости кистей;
явные проблемы с ориентацией в окружающеммире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой и самостоятельнодобираться в школу, которая расположена в пешей доступности);
уровень физического или интеллектуальногоразвития не соответствует возрастному показателю;
снижены способности к усвоению информации,которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения, либо же учителяобщеобразовательной школы.
Решение о целесообразности применениенейрогимнастики должно быть принято после консультации с врачом-педиатром илидетским невропатологом. При этом очень важно, чтобы с помощью специалиста былаустановлена причина, по которой ребенок отстает в умственном или физическомразвитии. Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях. Вданном случае ребенок, который имеет нормальные функции центральной ипериферической нервной системы, ежедневно выполняет упражнения для тренировкиголовного мозга, повышая его работоспособность.
Чем полезна нейрогимнастика длядошкольников и детей младших классов
Нейрогимнастика для детей (комплексупражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводитькачественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствуетразвитию когнитивных способностей.
Регулярное выполнение нейрогимнастическихупражнений приносит ребенку пользу:
улучшает функции долгосрочной памяти;
обеспечивает более быстрое восприятие иобработку информации, которая поступает из окружающего мира;
повышает физическую и умственнуюработоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально длядетей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещаютспортивные секции);
снижает утомляемость, которая возникает вконце учебного дня;
активирует мыслительную активность техцентров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
способствует более активной подвижностикистей рук;
развивает творческие способности ребенка,позволяя открыть скрытые таланты;
стимулирует развитие мелкой и болеекрупной моторики пальцев верхних конечностей;
ускоряет процесс развития физиологическихспособностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
снимает нервное напряжение и усталостьмышечной системы;
повышает работоспособность вестибулярногоаппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок вобщественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом неукачивает, у них отличная координация движений);
развивает уровень подвижность мышц,расположенных в области плечевого пояса;
обеспечивает более быструю адаптациюребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовуюнагрузку;
предотвращает развитие неврологическихзаболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающегопространства.
Нейрогимнастика дает большое количествовозможностей для ускоренного развития ЦНС детей школьного и дошкольноговозраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется напротяжении всей жизни ребенка. Дети, которые с ранних лет проходили курснейрогимнастики, намного быстрее от своих сверстников осваивают компьютерныетехнологии, с легкостью управляют автомобилем и другими транспортнымисредствами, отличаются выраженным логическим, а также аналитическим мышлением.
Как упражнения по нейрогимнастикевлияют на мозг?
Нейрогимнастика для детей (комплексупражнений зависит от возраста ребенка) оказывает положительный эффект на ихумственное развитие. Чтобы понять принцип влияния тренировок на ЦНС, необходимопонять суть взаимодействия полушарий головного мозга. Нейрогимнастикаодновременно активирует центральную и периферическую нервную систему. Правоеполушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие вкоординации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства,реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук.
Левое полушарие головного мозга состоит изотдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическоемышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразудвух полушарий является мозолистое тело. Стабильная работа данного органаобеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию навнешние раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость в учебе иоптимальный уровень физической активности.
Регулярное выполнение нейрогимнастическихупражнений дает возможность улучшить функции мозолистого тела, повысив уровеньвзаимодействия левого и правого полушария мозга.
Примеры упражнений для развития мозга
Нейрогимнастика для детей (комплексупражнений подбирается с учетом умственных способностей ребенка) создана, чтобыобеспечить качественное развитие ЦНС.
Для каждой возрастной категории существуетсвой комплекс занятий по развитию головного мозга.
Для детей 4-5 лет
Для детей возрастом от 4 до 5 летнеобходимо обеспечивать самую простую нейрогимнастическую нагрузку.
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей иконцентрацию внимания.
Данный вид тренировки для мозга проводитсяследующим образом:
По команде родителя ребенок сжимает руку вкулак.
Затем ребенок поворачивает руку в кисти иразжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
После этого ребенок еще раз поворачиваетверхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
Данные действия дети могут выполнять попамяти, либо же повторяют за родителями. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, есливышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.
Упражнение «Слон»
Упражнение «Слон» создано для улучшениясинхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функциимышечной системы.
Данное занятие проходит с соблюдениемследующего алгоритма действий:
Ребенок принимает положение стоя.
Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухомповерхности плеча.
После этого указательным пальцем рукиребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.
Во время выполнения данного упражненияребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительностьзанятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.
Упражнение «Часики»
Занятие «Часики» предназначено дляразвития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.
Данное упражнение выполняется следующимобразом:
Необходимо занять положение, стоя илисидя.
После этого ребенок кладет правую руку наповерхность тела ниже левой ключицы.
Левая рука фиксируется на животе в областипупка.
Проговаривая слова «Часики так-так»,ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
Аналогичные действия выполняются в областиправой ключицы.
Для достижения положительного эффектатренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.
Для детей 5-6 лет
Детям возрастом от 5 до 6 летрекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большееколичество центров мозга.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Для выполнения упражнения «Перекрестныешаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
Занять положение стоя.
Ребенок делает шаг, поднимая правое коленовверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
После этого поднимается левое колено, а кего поверхности прислоняется ладонь правой руки
Данные действия повторяются по 10-15 раз.Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а такжене запутался в движениях.
Упражнение «Шаг с палками»
Для выполнения этого упражненияпотребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.
Тренировка проходит следующим образом:
На счет «раз» ребенок делает шаг левойногой и одновременно перемещает палку правой рукой.
На счет «два» ребенок выполняет шаг правойногой и переставляет палку левой рукой.
Данное упражнение необходимо повторять по15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемыхдвижений.
Упражнение «Шаг на развитие координации»
Данное упражнение направлено на улучшениефункций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений иориентирования в пространстве.
Этот вид тренировки проходит следующимобразом:
Необходимо занять положение стоя.
Ребенок делает шаг правой ногой.
Затем поджимает левую ногу назад икасается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
После этого делается шаг левой ногой,выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
Упражнение «Шаг на развитие координации»необходимо повторять по 15 раз ежедневно.
Для детей 6-8 лет
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесстренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенногокомплекса упражнений.
Упражнение «Шаг с проговариваниемстихотворения»
Для выполнения этого упражнениянейрогимнастики необходимо соблюдать правила:
Ребенок поочередно шагает правой и левойногой.
С каждым шагом ребенок проговаривает понесколько слов стихотворения, заученного наизусть.
Данное упражнение выполняется по 15 разежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которыеразучиваются с ребенком до начала занятий.
Упражнение «Двойные каракули»
«Двойные каракули» считается одним изнаиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушарияголовного мозга.
Данное занятие проходит следующим образом:
Необходимо занять положение, стоя илисидя.
Ребенок выпрямляет обе руки в локтях,вытягивая их перед собой.
Затем указательными пальцами верхнихконечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрическиефигуры.
Это упражнение следует повторять по 10 разежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Данное упражнение направлено на развитиепамяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться наодном предмете окружающей среды.
Тренировочный процесс проходит следующимобразом:
Ребенок занимает положение сидя.
Затем на большой палец правой рукинадевают пальчиковую игрушку.
Данным пальцем ребенок медленно рисует ввоздухе воображаемую цифру «8».
После этого игрушку надевают на палецлевой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуетсясделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем рукидолжны быть плавными и неспешными.
Рекомендации по занятиям для родителей
Нейрогимнастика для детей (комплексупражнений включает в себя полноценное развитие мелкой моторики рук) должнабыть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому занятию. Вданном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием,которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.
Родителям детей, которые проходит курснейрогимнастики, необходимо помнить о рекомендациях:
Укрепление мозолистого тела должновыполняться ежедневно, но без принуждения.
Регулярность проведениянейрогимнастических занятий — это залог быстрого достижения положительногорезультата.
Чтобы у ребенка начали развиватьсяопределенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, достаточно выполнять по1-2 упражнения в день.
Общая продолжительность всего комплексанейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 мин., таккак ребенок может устать.
Чтобы дети сохраняли интерес к развивающимзанятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня вквартире, завтра на прогулке в парке, послезавтра по пути в школу.
Усложнение тренировочного процесса должнопроисходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки,наблюдаются реальные результаты его развития.
Нейрогимнастические упражнения можновыполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.
Перед тем, как внедрять новое занятие,взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку.Затем следует проконтролировать, чтобы сын или дочь повторили данные действияправильно и без ошибок.
В том случае, если ребенку необходимоучить уроки, либо ему предстоит другая умственная нагрузка, лучше сначалапровести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительномупроцессу. Данные рекомендации будут полезны для родителей, которыезаинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Нейрогимнастика для детей— это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головногомозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.
Данный метод тренировки центральной ипериферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которогонаблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоениемписьма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координациидвижений также могут быть исправлены с помощью нейрогимнастики. Достижениеположительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно толькопри условии регулярного выполнения развивающих упражнений.
Нейрогимнастическая тренировка можетпроводиться в домашних условиях, в кабинете детского психолога, в саду, паркеили на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной иблагоприятной обстановке.
