ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИГОРОДА НОВОСИБИРСКА
муниципальноебюджетное образовательное учреждение
дополнительногообразования детей города Новосибирска
«Детскийоздоровительно-образовательный (социально-педагогический)
центрА. И. Бороздина
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕКОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИНАРУШЕНИЯМИ
Составила:
Педагог дополнительного образования
Крючко Лариса Владимировна
Игры по установлению зрительногоконтакта.
Перед тем как начать игру или упражнение, всегда стараюсьустановить зрительный контакт с ребенком. Установив его, хвалю ребенка. Чтобыпривлечь внимание ребенка к своему лицу, можно: широко и часто улыбаться,издавать забавные звуки, надевать маски-шапочки и др. Можно легонько подуть вщечку или, наоборот, сидеть очень тихо, неподвижно. Перемена в поведении можетпривлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.
Игры с предметами: взять и поднести предмет к лицу ребенка, онпоследует взглядом за ним.
Спрячем игрушку за пазуху. Уберите игрушку за пазуху, дождитесь, пока ребенок установитзрительный контакт, и затем покажите игрушку. Можно использовать любимыеигрушки ребенка, игрушки-пищалки, музыкальные предметы.
Прятки. Закрывайте и открывайте лицо себе и ребенку, можноиспользовать следующие вещи: шарфы, платки, салфетки, свои руки и руки ребенка.Во время игры следует что-нибудь напевать вроде:
Раз – два — три-четыре-пять, я иду тебя искать!
Где ты прячешься? Тук-тук, Отворяй скорей на стук!
Мы едем, едем, едем. Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел прямо навас и пойте ему, например:
Ехали мы, ехали, далеко заехали. На дороге ямка, (имя ребенка) вямку — бух!
Упражнения и игры на подвижностьартикуляционного аппарата и на подражание и понимание речи.
· Выдувание мыльных пузырейчерез соломинку.
· Дуть на обрывки бумаги,кусочки тканей, легкие шарфы, мыльные пузыри, перья и пр.
· Свистеть в свисток, игры нагубной гармошке, всевозможные рожки, дудки и т.д.
· Во время игры произносить звукоподражательные слова: мяу, гав-гав,тик-так и др.
· Использовать музыкальныеигрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивациюдля упражнений в речевом мастерстве.
· Игра «Катаем мяч другдругу». Взрослый и ребенок сидят на ковре.Педагог говорит: «Катится мячик в гости к Андрею, лови его скорее!»После того как ребенок поймает мяч, предложить ему катить мяч обратно, сословами: «Кати мячик мне». Если ребенок затрудняется, помочь.
· Игра «Гримаса перед зеркалом». Педагог подводит ребенка к зеркалу. Обращаетвнимание на его отражение, комментируя и показывая: «я – Лариса, ты – Петя».Далее задать вопросы: «Где Лариса?, Где Петя? Предложить повторить гримасуобезьянки, собачки, выполнить конкретные действия по подражанию.
Стихии песни, развивающие умение копировать жесты:
Ладушки-ладушки,
Где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку.
А что пили? — Бражку.
Кашка сладенькая,
Бабушка сладенькая,
Шу-у! Полетели,
На головку сели!
Ай, туки-туки-туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли локотки.
Тук-ток, тук-ток,
Скоро выстроим домок!
Игра“До свидания – здравствуй”
Педагог показывает, как можно поздороваться и попрощаться движением руки, словом. Еслиребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх,машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка,прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягиваяк нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями.
