Cуществует большое разнообразие научных исследований, для их систематизации различные виды исследований классифицируются по разным основаниям. В итоге можно вычленить противоположные типы исследований:
1.Номотетическое – идеографическое исследование.
Номотетическое исследование направлено на поиск общих закономерностей, типического в поведении личности, типологий, классификаций, общих механизмов. Идеографическое исследование ориентировано на поиск индивидуального, уникального специфического, характеризующего только данный объект.
2. Фундаментальное — прикладное исследование.
Фундаментальное исследование направленно на познание наиболее существенных свойств явлений, безотносительно к возможному практическому использованию результатов исследования.
Прикладное исследование проводится в целях решения конкретной практической задачи, например, улучшения психологического климата в коллективе, психологических источников трудностей обучения в классе и т.д.
|
|
3.Монодисциплинарное — междисциплинарное исследование.
Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной научной дисциплин. Междисциплинарные исследования проводятся на стыке научных дисциплин, требует участия специалистов различного профиля (на стыке психологии и информатики – психологические проблемы использования компьютеров при проведении психологического тестирования), на стыке психологии и лингвистики – использование лингвистических методов при изучении явлений психологических, например, методов анализа текстов.
4. Однофакторное (аналитическое) — комплексное исследование.
Однофакторное исследование направлено на выявление одного наиболее существенного фактора, формирующего (влияющего) изучаемое явление.
Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов, посредством которых охватывается максимально возможное число значимых характеристик явления. Например, комплексное изучение психических образований личности включает изучение следующих психических образований (см. В.Н.Панферов
[ ]: аффективность, мотивация, креативность, саморегуляция, темперамент, память, интеллект, речь, коммуникативность . самосознание. Такое исследование требует мобилизации усилий коллектива исследователей, применения комплекса разнообразных методических средств. В истории психологии известны такие комплексные исследовательские программы, как программа Б.Г.Ананьева, реализовавшаяся в 60-х годах XX столетия [ ].
5. Корреляционное исследование- исследование, направленное на изучение взаимосвязи между событиями, которые описываются переменными.
|
|
6.По критерию цели также выделяются несколько видов исследований.
А) Поисковое исследование. Это попытка решения новой проблемы, получения новых результатов в малоисследуемой области знаний.
Б) Критическое исследование, они проводится в целях опровержения существующей теории, гипотезы или для сравнения существующих теорий. Реализуются в более исследованных областях науки.
В) Воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение результатов прежде проведенного исследования.
Г) Уточняющее исследование. Цель — установление границ, в пределах которых теория справедлива и предсказывает факты.
Таких исследований — большинство, и особенно среди квалификационных работ.
Приведенная классификация не исчерпывает все виды исследований, так, различают также сплошные и выборочные, пилотажные исследования и многие другие.