Анализ видов и последствий отказов компонентов технической и функциональной структур проектируемой системы является первым этапом проектного исследования надежности и безопасности. Общепринятой международной аббревиатурой для обозначения анализа видов и последствий отказов является FMEA (failure mode and effect analysis). Этот вид анализа относится к классу предварительного качественного и упрощенного количественного анализа на стадии проектирования. Если проводятся количественные оценки, то употребляется термин FMECA (failure mode, effect and criticality analysis – анализ видов, последствий и критичности отказов). Первые опыты проведения FMEA относятся к аэрокосмическим проектам 60-х годов СССР и США. В 80-х годах процедуры FMEA стали внедряться в автомобильной промышленности США в Ford Motor Company. В настоящее время анализ видов и последствий отказов является обязательным этапом проектной оценки надежности и безопасности объектов космической, авиастроительной, атомной, химико-технологической, газо-нефтеперерабатывающих и др. отраслей. В областях, где этот этап не является обязательным, возникают опасные инциденты, приводящие к большим экономическим и экологическим потерям и угрожающие жизни и здоровью людей. Достаточно вспомнить драматические события обрушения публичных московских зданий, построенных по проектам, где дефект лишь одного элемента несущей конструкции (штифта, колонны) привел к катастрофическим последствиям.
|
|
Можно выделить три основные цели проведения FMEA
- выявление потенциально-возможных видов отказов компонентов системы и определение их влияния на систему в целом и возможно окружающую среду
- классификация видов отказов по уровням критичности или по уровням критичности и частоте возникновения (FMECA)
- выдача рекомендаций по пересмотру проектных решений с целью компенсации или устранения опасных видов отказов
FMEA является наиболее стандартизованной областью “надежностных” исследований. Процедура проведения и вид входной/выходной документации регламентируется соответствующими стандартами. Международно признанными являются документы:
· MIL-STD-1629 Style FMECAs — руководство по проведению анализа видов и последствий отказов, оценки критичности, выявлению узких мест конструкций с точки зрения ремонтопригодности и живучести. Первоначально был ориентирован на военные применения.
· SAE J1739, AIG-FMEA3, FORD FMEA – пакет документов, регламентирующих проведение анализа видов и последствий отказов для объектов автомобильной промышленности, включая стадии проектирования и изготовления
· SAE ARP5580 – руководство по проведению FMEA как коммерческих, так и военных проектов, объединяющее положения MIL-STD-1629 и автомобильных стандартов. Введено понятие групп эквивалентных отказов, т.е. отказов, порождающих одинаковые последствиями и требующих проведения одинаковых корректирующих действий.
|
|
Общим для всех стандартов является то, что они регламентируют лишь последовательность и взаимосвязь этапов анализа, оставляя проектировщику свободу действий при конкретной реализации каждого этапа. Так, допускается произвольная настройка структуры таблиц FMEA, определение шкал частот возникновения отказов и тяжести последствий, введение дополнительных признаков классификации отказов и пр.
Этапы выполнения FMEA:
· построение и анализ функциональной и/или технической структур объекта
· анализ условий эксплуатации объекта
· анализ механизмов отказов элементов, критериев и видов отказов
· классификация (перечень) возможных последствий отказов
· анализ возможных способов предотвращения (уменьшения частоты) выделенных отказов (последствий отказов)
Техническая структура объекта анализа обычно имеет древовидное, иерархическое представление (рис.3). Возможные виды отказов перечисляются для компонентов нижнего уровня (листьев дерева), а их последствия оцениваются с точки зрения влияния на подсистемы следующего уровня (родительские узлы дерева) и объект в целом.
Рис.3. Иерархическое представление объекта анализа
На рис.4. приведен фрагмент таблицы FMEA, содержащий данные анализа видов и последствий отказов оборудования химико-технологического объекта.
Рис.4. Фрагмент таблицы FMEA.
При выполнении количественных оценок проектных решений по FMEA виды отказов компонентов принято характеризовать тремя параметрами: частота возникновения, степень обнаружения, тяжесть последствий. Так как анализ носит предварительный характер, то обычно используют балльные экспертные оценки этих параметров. Например, в ряде документов предлагаются следующие классификации видов отказов по частоте (таблица 2), по степени обнаружения (таблица 3), по тяжести последствий (таблица 4).
Таблица 2. Классификация отказов по частоте.
Характеристика частоты отказов | интенсивность отказов | B1, баллы |
Невероятный | 10-9 – 10-8 | 1 — 2 |
Очень редкий | 10-8 – 10-7 | 3 — 4 |
Редкий | 10-7 – 10-6 | 5 — 6 |
Вероятный | 10-6 – 10-4 | 7 — 8 |
Частый | > . 10-4 | 9 – 10 |
Таблица. 3. Классификация отказов по степени обнаружения.
характеристика возможности обнаружения отказа | B2, баллы |
Может быть выявлен средствами встроенного контроля | 1 – 2 |
Может быть обнаружен в процессе изготовления | 3 – 4 |
Может быть обнаружен при пуске и наладке объекта | 5 -6 |
Может быть обнаружен во время технических осмотров и ремонтов | 7 – 8 |
Невозможно обнаружение отказа во время технических осмотров и ремонтов | 9 — 10 |
Таблица. 4. Классификация отказов по тяжести последствий.
тяжесть последствий | категория отказов | B3, баллы |
катастрофический | Категория I. Отказ приводит к смерти людей, потере объекта, наносит невосполнимый (в обозримое время) ущерб окружающей среде | 9 – 10 |
критический | Категория II. Отказ приводит к невыполнению объектом своих функций, что может угрожать жизни людей, приводить к потере объекта, наносить вред окружающей среде | 7 – 8 |
некритический | Категория III. Отказ приводит к экономическим потерям. | 4 – 6 |
несущественный | Категория IV. Несущественный отказ с пренебрежимо малыми последствиями, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий. | 1 – 3 |
Критичность отказа i – го компонента Сi определяется по формуле
Сi = В1i * В2i * В3i (9)
и затем сравнивается с пороговыми значениями С0 и Скр.
Если Сi ≥ Cкр , то отказ подлежит обязательному устранению. С0 < . Сi < . Cкр – требуется проведение корректирующих действий. Сi £ С0 – не требуется проведение корректирующих действий.
|
|
Графической интерпретацией анализа критичности на основе экспертных оценок является трехмерная диаграмма, называемая матрицей критичности (рис. 5). По оси Z откладывается количество отказов объекта при фиксированной категории и частоте.
Рис.5. Матрица критичности отказов.
При проектировании уникальных технических объектов, в условиях отсутствия информации по объектам-аналогам результаты проведения FMEA являются одним из основных источников исходных данных для различных направлений “надежностных” исследований, в частности, анализа контролепригодности.
Упрощенная таблица FMEA для определения такого показателя контролепригодности, как полнота контроля, приведена ниже:
Таблица 5. FMEA, ориентированный на оценку показателей контролепригодности.
Контролируемая система | Вид отказа | Интенсивность вида отказа | Выявляется средствами контроля? |
Компьютер | Отказ процессора | l1 | да |
Отказ диска | l2 | да | |
Отказ сетевой карты | l3 | да | |
Отказ блока питания | l4 | нет |
Если полноту контроля η определять как отношение интенсивности отказов, выявляемых средствами контроля, к суммарной интенсивности отказов объекта, то непосредственно из таблицы 5 может быть получено.
Литература к лекции 10.
1. Дружинин Г.В. Процессы Технического Обслуживания Автоматизированных Систем. М.: Энергия, 1973.
2. Шавыкин Н.А., Петрухин Б.П., Жидомирова Е.М. Методика оценки безотказности технических средств. Препринт. М., 1998.
3. Справочник “Надежность электрорадиоизделий”. РД В 319.01.20-98.
4. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01). Серия 3. Вып.10. – М.: Государственное Унитарное Предприятие “Научно-Технический Центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России”, 2001.
5. Волик Б.Г. О свойствах технических объектов, определяющих их эксплуатационную работоспособность. Надежность, № 2, 2005.
