ИКТ– КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Применение информационных компьютерныхтехнологий в школьном образовании очевидно.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частьюцелостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Конкретными результатами освоения данных умений, как указаново ФГОС является «активное использование средств информационных икоммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательныхзадачиспользование различных способов поиска, сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Этотребует от учителя владения информационно-коммуникативными компетентностями.
ИКТ-компетентность педагога предполагает:
Ведение различной документации (рабочие программы,планирование, тех. карты уроков, отчеты и т.п.).
Разработку разнообразных дидактических материалов,презентаций.
Использование мультимедиа проектора, интерактивныхдосок, электронных журналов.
Самостоятельное создание тестов для контроля знанийобучающихся с помощью конструктора тестов
Использование Интернета:
Обучение технологиям создания сайтов.
участие в дистанционных олимпиадах;
участие в конференциях и вебинарах;
дистанционное обучение ( прохождение курсов)
виртуальные экскурсии;
поиск различной информации;
общение с коллегами
Компетентный педагог — предметник должен использоватьИКТ в образовательном процессе в зависимости от целей и задач обучения.
Одним из достоинств примененияИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизныдеятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках математикисущественно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку,позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечиваетнаглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышаетобъём выполняемой работы на уроке.
Уроки математики для обучающихсяс овз предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах урока:
при устном счёте, сообщении новыхзнаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы,здоровьесбережении. Можно выделить основные направления использования компьютерныхтехнологий на уроках:
— визуальная информация(иллюстративный, наглядный материал);
— демонстрационный материал(упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
— тренажёр(направлен на отработкувычислительных навыков)
Работу по тренажерам можновключать на различных этапах урока:
-во время устного счета (поцепочке);
— при закреплении новогоматериала;
— при проведении самостоятельнойпроверочной работы;
— при игровых моментахсоревновательного характера и т.д.
Примеры использованияИКТ:
1) На своих уроках я частоиспользую презентации с использованием мультимедийного проектора. Презентациия создаю самостоятельно или частично средствами программы Microsoft Power Point.
Это позволяет:
— продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформлениярешений;
— повысить уровень наглядности в ходе обучения;
— показать красоту геометрических чертежей;
— повысить познавательный интерес;
— внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
— вести уровневую дифференциацию обучения; (с/р)
— побудить учеников к изучению математики;
— достичь эффекта быстрой обратной связи. (этап рефлексии)
2) неоценимуюпомощь оказывает интерактивная доска (на данный момент поэтапно изучаем все еевозможности). Она способствует развитию творческой активности, концентрациивнимания, улучшает восприятие, способствует увлечению предметом, что, вконечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на урокахматематики.
Интерактивная доска имеет очень многовозможностей:
Записи на экране |
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. |
Аудио- и видео-вложения |
Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. |
Drag & drop |
Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. |
Выделение отдельных частей экрана |
Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент прожектор можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них . |
Вырезать и вставить |
Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия — отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности — они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. |
Страницы |
Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. |
Поворот объекта |
Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения |
Соединение с электронным микроскопом |
Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения |
Работа с техническим оборудованием ведётся сучётом требований санитарных стандартов.
5) Также я активно пользуюсь информацией из Интернета (приподготовке к урокам, для проведения коррекционных занятий, для участия вразличных олимпиадах и конкурсах, конференциях, вебинарах, прохожденииразличных тестирований, курсов и др.).
На уроках информатики с обучающимися 7 класса предусмотрена работа синформацией в Интернете.(поиск информации , безопасность при работе и общении вИнтернете) .
Опыт использования ИКТ на уроках показал,что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, происходит болеекачественное запоминание учебного материала, даже обучающиеся, осваивающие программныйматериал на минимальном уровне, проявляют интерес к учебному процессу.
Работа по развитию собственных компетенций ведётся за счёт изученияинформации на различных сайтах и площадках, участия в вебинарах, семинарах,прохождения обучающих курсов, изучения методической литературы, участия вметодических объединениях.
