Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад № 82 комбинированного вида»
Индивидуальнаяпрограмма по адаптации детей раннего возраста (1,5 – 2 лет)
кусловиям дошкольного образовательного учреждения
Составители:
Воспитатель:
Белоносова Юлия Валерьевна
Каменск– Уральский ГО
2022
Дети: Екатерина,Дмитрий .
Пояснительная записка
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского садапротекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех егопредставлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Этарезкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижениемречевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровьеребенка. Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих поростается одной из актуальных.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитииребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу вновые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна,аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции наокружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г.Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
Необходимоеуспешное условие адаптации:
1)Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новойсреды.
2)Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляяиндивидуальную заботу и, оказывая помощь.
3)Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
4)В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традициигрупповых взаимоотношений.
5)Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе,самостоятельность, инициативность.
6)Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада(индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
7)Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям всемье и в детском саду.
8)Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт:радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
9)Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
10)Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Цельюпрограммы является созданиеусловий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей,обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основнойзадачей психологического сопровождениядетей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровьяребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогическогопроцесса через:
1. Создание благоприятного психологического климата в группе.
2. Формирование у ребенка положительного отношения к окружающейдействительности на основе активной познавательной и игровой деятельности.
3. Формирование у ребенка доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
3. Помощь ребенку в установлении контакта со сверстниками с учетомвозрастных и индивидуальных возможностей.
4. Помощь родителям в установленииотношений со своим ребенком в новых жизненных обстоятельствах, с другимиродителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
Ожидаемый результат.
1.Спокойное общение со сверстниками.
2.Доверительное отношение к новым взрослым и детям.
3.Уметь выполнять простые поручения взрослого.
4.Эмоционально реагировать на музыку.
Модель организации адаптационного периода.
1. Динамические паузы: элементы гимнастики для глаз («Петушок»,«Мишка»), дыхательная гимнастика («Горячий чай», «Листики»), физкультминутки(«По ровненькой дорожке», «Будем прыгать и скакать»).
2. Игры с водой: «Тонет не тонет», «Водопадики».
3. Игры с песком: «Прятки», «Топчем дорожки», «Я пеку, пеку,пеку…».
3. Подвижные игры: «Иди ко мне», «Беги ко мне», «Мишка косолапый».
4. Использование ИКТ. Релаксация: спокойная классическая музыка(Чайковский, Рахманинов, музыка природы).
5. Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Зайка».
6. Гимнастика бодрящая: «Солнышко», «Обезьянка».
7. Элементы арттерапии: рисование пальчиками.
8. Сказкотерапия: «Сказка о медвежонке», «Сказка о солнышке».
9. Закаливание после дневного сна: массажные кочки
10. Игры с массажным мячом: «Ежик», «Зайка».
11. Игры с тактильными кубиками.
12. Игры с сухим бассейном: «Прятки», «Достань со дна бассейна».
13. Игры с сенсорными мешочками: «Найди такой же мешочек», «Ловимешочек».
14. Консультации для родителей: «В первый раз в детский сад»,«Режим дня в детском саду».
15. Анкетирование: «Давайте познакомимся».
16. Консультации фельдшера детского сада.
17. Индивидуальные беседы: «Все о детском питании», «Адаптацияребенка к детскому саду», «Режим дня дома».
18. Умывание водой комнатной температуры (20 – 22) во время плача.
19. Фитокапли через участкового педиатра.
20. В момент плача питьевой режим.
21. Уголок уединения.