Пояснительнаязаписка
Индивидуальная программа сопровождения семьи разработана наоснове следующих нормативных документов:
1. Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);
2. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья»;
3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)»;
4. Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 г.№НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебнымипособиями)»;
5. Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 г.№ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг всфере образования»;
6. Постановления Главного государственногосанитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения и воспитания в организациях осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказа департамента образованияЯмало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 г. №378 «Об утверждении Порядкаорганизации обучения образовательным программам начального общего, основногообщего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые посостоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
8. Школьных локальных актов;
9. Индивидуального учебного плана МБОУ«СОШ№2» г. Тарко-Сале на 2022-2023 учебный год.
Одной из форм организации поддержки семьи с ребёнком, имеющегонарушения интеллектуального развития и решения проблем их воспитания,социально-бытовой адаптации является создание Социально-психологической службышколы, осуществляющей деятельность по оказанию консультативной помощи семьям сдетьми с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболееэффективным местом воспитания и социально-бытовой адаптации ребёнка-инвалидаявляется семья, как наиболее мягкий тип социального окружения ребёнка. Сопровождение семьи ребёнка с ограниченнымивозможностями — это одна из новых форм работы с семьёй. Важнейшим механизмомэтой помощи является «опора на ресурсы» семьи. При этом сама семья с ребёнком-инвалидомпредставляет собой сложную систему, «перегруженную» задачами, которые онарешает в процессе развития ребёнка. Семья должна воспринять ребёнка с нарушениямиразвития и начать функционировать как системное целое. Одновременно она должнастать адаптационным пространством для ребёнка с его нарушениями. На неёначинает оказывать влияние множество внешних факторов, с которыми раньше она несталкивалась. В окружении семьи появляются новые специалисты, она вынужденавыстраивать взаимодействие с различными учреждениями и службами.Изменяется ситуация к семье. Чтобы эффективно осуществлять семейную заботу,семейная система должна выйти на новый уровень функционирования,преодолеть естественное для любой системы сопротивление, измениться всоответствии с новыми требованиями своего развития.
Поддержка иадаптация самой семьи, позволяет наиболее плодотворно социализировать ребёнка-инвалида.Необходимо определить перед семьёй перспективы жизнеустройства. На решениеобозначенных проблем и направлена индивидуальная программа сопровождения семьи сребёнком с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
Оказание консультативной помощисемье по вопросам воспитания и социально-бытовой адаптации ребёнка сограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Содействовать в организации комплексной помощисемье и ребёнку с ограниченными возможностями для его оптимального развитияи адаптации в обществе;
2. Оказывать моральную и психологическую поддержку семье,воспитывающего особого ребёнка, создавать условия для максимального общения слюдьми;
3. Оптимизировать внутренние ресурсы семьи для воспитания ребёнка-инвалида,содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;
4. Формировать интерес родителей к личностному развитию ребёнка;
5. Организовать социально-педагогическое просвещение средиродителей по проблемам общения, развития и воспитания ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья посредством консультаций и информирования, направленныхна их социально-бытовую адаптацию и развитие ребёнка.
Формыи методы работы с семьёй:
1.Наблюдение;
2.Консультирование;
3.Информирование.
Ожидаемые результаты
Результатом оказания социальных услуг и психолого-педагогическойподдержки родителей ребёнка-инвалида являются:
1. Снижение напряжённости или тревоги родителя в отношенииосуществляемой роли;
2. Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевыхобязанностях в связи с особенностями ребёнка;
3. Осознание родителями направленности ролевого поведения,реализация цели в воспитательном процессе, с учётом особенностей ребёнка;
4. Повышение самооценки родителей.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
1. Составление банка данных семьи ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;
2. Ведение журнала регистрации обращений (запросов) родителей(законных представителей), обратившихся в Службу;
3. Составление паспорта семьи.
II. Основной этап
Создание и реализация программы помощи семье:
1. Выявление запроса семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;
2. Оценказапроса, ситуации семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностямиздоровья;
3. Составление программы помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностямиздоровья;
4. Работа с семьёй по индивидуальной программе сопровождения.
III. Заключительный этап
Результатом практической работы с семьёй,воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, является решение проблемсемьи, адаптация её членов, формирование благоприятного психологическогоклимата, налаживание внутрисемейных отношений.
При оценке эффективности устранения причинсоциальных проблем, учитывается: какие из причин возникновения проблем вконкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьёй (положительнаяэффективность); какие из неразрешённых причин привели к появлению новых илиусугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность).
Работа с семьёй прекращается в следующих случаях:
— отказ родителей ребёнка (пообъективным или субъективным причинам) от услуг социального педагога.
В случае отказа родителей от консультативнойпомощи специалиста, педагогом могут быть даны рекомендации родителям подальнейшей работе с ребёнком. За семьёй оставляется право повторного обращенияв службу школы.
Методические рекомендации по реализации программы:
Программа рассчитана на семью, воспитывающую несовершеннолетнегоребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование социальнымпедагогом проводится один раз месяц. По запросу семьи в любой из рабочих дней.
Календарно-тематический план консультаций семьи
№ |
Дата проведения |
Тема консультаций |
Количество |
|
по плану |
по факту |
|||
1. |
29.09.2022 |
29.09.2022 |
Можно, надо, нельзя. Детское хочу и родительская снисходительность. |
1 |
2. |
27.10.2022 |
27.10.2022 Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
Как научится понимать ребёнка? |
1 |
3. |
24.11.2022 |
24.11.2022 |
Тревожность ребёнка. К чему она может привести? |
1 |
4. |
29.12.2022 |
29.12.2022 |
Ребёнок с ОВЗ и телевизор. |
1 |
5. |
26.01.2023 |
26.01.2023 |
«Понимаю» и «Принимаю». |
1 |
6. |
27.02.2023 |
27.02.2023 |
Поощрения и наказания Какими им быть? |
1 |
7. |
30.03.2023 |
27.03.2023 |
Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. |
1 |
8. |
27.04.2023 |
27.04.2023 |
Особенности воспитания ребёнка мамой и папой. |
1 |
9. |
25.05.2023 |
25.05.2023 |
Секреты успешного родителя. |
1 |
Список литературы
1. Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребёнком» руководство для родителей.- Москва: «Теревинф», 2011 г. 218 — 228 с.;
2. Майра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа раннейпедагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перевод с английского.Книга 2. — Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001 г., — 128 с.;
3. Научный обзор вопроса детскойинвалидности как медико-социальной проблемы / В.А. Деннер, П.С. Федюнина, О.В.Давлетшина [и др.] // Молодой учёный. — 2016. — № 20 (124). — С. 71-75;
4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшегошкольного возраста. — М., 2020 г.;
5. Яценко О.А. Из опыта работы с семьёй по социализации детей сдетским церебральным параличом в условиях лекотеки // Коррекционная педагогика.2012 г. — №1 (48) — С. 39- 46.;
6. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2005 г. — 190 с.;
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами вразвитии. — СПб.: Речь, 2001 г. — 220 с.;
8. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С.Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019г., с. 128;
9. Романова Н. Расту играя. Коррекционные занятия для детей с задержкойпсихического развития, 2017 г. — 102 с.;
10. Руководство практического психолога: Психологическое здоровьедетей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. — 176 с.
Интернет ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/17/formy-i-metody-raboty-s-roditelyami-detey-s-ovz