X-PDF

Индивидуальная программа сопровождения семьи учащегося с ОВЗ 2022-2023 уч. год

Поделиться статьей

Пояснительнаязаписка

 

Индивидуальная программа сопровождения семьи разработана наоснове следующих нормативных документов:

1.     Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);

2.     Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья»;

3.     Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)»;

4.     Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 г.№НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебнымипособиями)»;

5.     Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 г.№ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг всфере образования»;

6.     Постановления Главного государственногосанитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения и воспитания в организациях осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7.     Приказа департамента образованияЯмало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 г. №378 «Об утверждении Порядкаорганизации обучения образовательным программам начального общего, основногообщего, среднего общего образования на дому детей инвалидов и детей, которые посостоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;

8.     Школьных локальных актов;

9.     Индивидуального учебного плана МБОУ«СОШ№2» г. Тарко-Сале на 2022-2023 учебный год.

Одной из форм организации поддержки семьи с ребёнком, имеющегонарушения интеллектуального развития и решения проблем их воспитания,социально-бытовой адаптации является создание Социально-психологической службышколы, осуществляющей деятельность по оказанию консультативной помощи семьям сдетьми с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболееэффективным местом воспитания и социально-бытовой адаптации ребёнка-инвалидаявляется семья, как наиболее мягкий тип социального окружения ребёнка. Сопровождение семьи ребёнка с ограниченнымивозможностями — это одна из новых форм работы с семьёй. Важнейшим механизмомэтой помощи является «опора на ресурсы» семьи. При этом сама семья с ребёнком-инвалидомпредставляет собой сложную систему, «перегруженную» задачами, которые онарешает в процессе развития ребёнка. Семья должна воспринять ребёнка с нарушениямиразвития и начать функционировать как системное целое. Одновременно она должнастать адаптационным пространством для ребёнка с его нарушениями. На неёначинает оказывать влияние множество внешних факторов, с которыми раньше она несталкивалась. В окружении семьи появляются новые специалисты, она вынужденавыстраивать взаимодействие с различными учреждениями и службами.Изменяется ситуация к семье. Чтобы эффективно осуществлять семейную заботу,семейная система должна выйти на новый уровень функционирования,преодолеть естественное для любой системы сопротивление, измениться всоответствии с новыми требованиями своего развития. 

Поддержка иадаптация самой семьи, позволяет наиболее плодотворно социализировать ребёнка-инвалида.Необходимо определить перед семьёй перспективы жизнеустройства. На решениеобозначенных проблем и направлена индивидуальная программа сопровождения семьи сребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

Оказание консультативной помощисемье по вопросам воспитания и социально-бытовой адаптации ребёнка сограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Содействовать в организации комплексной помощисемье и ребёнку с ограниченными возможностями для его оптимального развитияи адаптации в обществе;

2. Оказывать моральную и психологическую поддержку семье,воспитывающего особого ребёнка, создавать условия для максимального общения слюдьми;

3. Оптимизировать внутренние ресурсы семьи для воспитания ребёнка-инвалида,содействовать формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;

4. Формировать интерес родителей к личностному развитию ребёнка;

5. Организовать социально-педагогическое просвещение средиродителей по проблемам общения, развития и воспитания ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья посредством консультаций и информирования, направленныхна их социально-бытовую адаптацию и развитие ребёнка.

            Формыи методы работы с семьёй:                                                       

            1.Наблюдение;

            2.Консультирование;

            3.Информирование.

Ожидаемые результаты

Результатом оказания социальных услуг и психолого-педагогическойподдержки родителей ребёнка-инвалида являются:

1. Снижение напряжённости или тревоги родителя в отношенииосуществляемой роли;

2. Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевыхобязанностях в связи с особенностями ребёнка;

3. Осознание родителями направленности ролевого поведения,реализация цели в воспитательном процессе, с учётом особенностей ребёнка;

4. Повышение самооценки родителей.

 

 

Этапы реализации программы

 

I. Подготовительный этап

1. Составление банка данных семьи ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;

2. Ведение журнала регистрации обращений (запросов) родителей(законных представителей), обратившихся в Службу;

3. Составление паспорта семьи.

II. Основной этап

Создание и реализация программы помощи семье: 

1. Выявление запроса семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;

2. Оценказапроса, ситуации семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностямиздоровья;
3. Составление программы помощи семье и ребёнку с ограниченными возможностямиздоровья;

4. Работа с семьёй по индивидуальной программе сопровождения.

III. Заключительный этап

Результатом практической работы с семьёй,воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, является решение проблемсемьи, адаптация её членов, формирование благоприятного психологическогоклимата, налаживание внутрисемейных отношений.

При оценке эффективности устранения причинсоциальных проблем, учитывается: какие из причин возникновения проблем вконкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьёй (положительнаяэффективность); какие из неразрешённых причин привели к появлению новых илиусугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность).

Работа с семьёй прекращается в следующих случаях: 
            — отказ родителей ребёнка (пообъективным или субъективным причинам) от услуг социального педагога.

В случае отказа родителей от консультативнойпомощи специалиста, педагогом могут быть даны рекомендации родителям подальнейшей работе с ребёнком. За семьёй оставляется право повторного обращенияв службу школы. 

 

Методические рекомендации по реализации программы:

 

Программа рассчитана на семью, воспитывающую несовершеннолетнегоребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование социальнымпедагогом проводится один раз месяц. По запросу семьи в любой из рабочих дней.

 

 

 

 

Календарно-тематический план консультаций семьи

 

Дата проведения

Тема консультаций

Количество

по плану

по факту

1.

29.09.2022

29.09.2022

Можно, надо, нельзя. Детское хочу и родительская снисходительность.

1

2.

27.10.2022

27.10.2022

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Как научится понимать ребёнка?

1

3.

24.11.2022

24.11.2022

Тревожность ребёнка. К чему она может привести?

1

4.

29.12.2022

29.12.2022

Ребёнок с ОВЗ и телевизор.

1

5.

26.01.2023

26.01.2023

«Понимаю» и «Принимаю».

1

6.

27.02.2023

27.02.2023

Поощрения и наказания Какими им быть?

1

7.

30.03.2023

27.03.2023

Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

1

8.

27.04.2023

27.04.2023

Особенности воспитания ребёнка мамой и папой.

1

9.

25.05.2023

25.05.2023

Секреты успешного родителя.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребёнком» руководство для родителей.- Москва: «Теревинф», 2011 г. 218 — 228 с.;

2.      Майра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа раннейпедагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перевод с английского.Книга 2. — Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001 г., — 128 с.;

3.     Научный обзор вопроса детскойинвалидности как медико-социальной проблемы / В.А. Деннер, П.С. Федюнина, О.В.Давлетшина [и др.] // Молодой учёный. — 2016. — № 20 (124). — С. 71-75;

4.      Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшегошкольного возраста. — М., 2020 г.;

5.      Яценко О.А. Из опыта работы с семьёй по социализации детей сдетским церебральным параличом в условиях лекотеки // Коррекционная педагогика.2012 г. — №1 (48) — С. 39- 46.;

6.      Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2005 г. — 190 с.;

7.      Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами вразвитии. — СПб.: Речь, 2001 г. — 220 с.;

8.     Куцебо Г. И., Пономарева Н. С.Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019г., с. 128;

9.      Романова Н. Расту играя. Коррекционные занятия для детей с задержкойпсихического развития, 2017 г. — 102 с.;

10.  Руководство практического психолога: Психологическое здоровьедетей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. — 176 с.

 

      Интернет ресурсы:

1.      https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/17/formy-i-metody-raboty-s-roditelyami-detey-s-ovz

2.      https://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-soderzhanie-raboty-s-roditeljami-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html

3.      https://infourok.ru/psihologicheskie-temi-konsultaciy-dlya-roditeley-vospitivayuschih-detey-s-ovz-1653860.html

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет