X-PDF

Индивидуальная рабочая программа по Литературному чтению 6 класс (34 часа)

Поделиться статьей

 

 

                                                           Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа учебногопредмета «Литература» для ученика 6 «В» класса Губина Сергея (обучениена дому с 09.09.2022 по 29.05 2023 года) разработана на основе следующихнормативных документов:

— Федерального закона от 29 декабря2012 г.  № 273- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказа от 5 марта 2004 г. № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;

учебного  плана МБОУ СОШ с. Мокрое  на 2014-2015учебный год;

-календарного учебного графика  МБОУ СОШ с. Мокрое   на 2014-2015 учебный год;

— Положения   о структуре, порядке разработки и утверждениярабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ     с.Мокрое,  реализующего образовательные программы общего образования.

 

Рабочаяпрограмма по литературе для 6 класса  составлена на основе Программыобщеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г.И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хреновапод ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2012, всоответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандартаобщего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебныхпрограмм. 

 

 Программа    рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

 

Общаяхарактеристика учебного предмета

Важнейшее значениев формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокиминравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественнаялитература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства сжизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетическихпредставлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласногосударственному образовательному стандарту, изучение литературы в основнойшколе направлено на достижение следующих целей:

— воспитаниедуховно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе иценностям отечественной культуры;

— развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитическогомышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторскойпозиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в рядудругих искусств, потребности в самостоятельном чтении художественныхпроизведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основныхисторико-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладениеумениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовыхлитературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческогосодержания; грамотного использования русского литературного языка при созданиисобственных устных и письменных высказываний;

— воспитаниегражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.

        Задачиизучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной иобразовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетическоговкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижениюпрочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге,воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитойличности.

 

В кругобразовательных задач входит формирование умений творческого углубленногочтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст,особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведенийкак искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план ипересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментироватьпрочитанное, объяснить слово, строку и рассказать о их роли в тексте, уменийвидеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Содержаниешкольного литературного образования концентрично – оно включает два большихконцентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастныегруппы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группаактивно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственнотехникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделятьвнимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественнойлитературы.

Главная идеяпрограммы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, отфольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Впрограмме соблюдена системная направленность: в 6 классе это освоение различныхжанров фольклора,  стихотворных и прозаических произведение писателей,знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельныхфактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления слитературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Цельизучениялитературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русскойклассической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтениеи изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениямио мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенныхв программу произведений.

Расширение кругачтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения вхудожественный текст становится важным средством для поддержания этой основы навсех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развиватьэмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализупрочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, вкниге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлениемкаждого ученика.

Это стремлениезависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развитияшкольника. Отсюда возникает необходимость активизироватьхудожественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус иподготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализухудожественного произведения.

Цели изучения литературымогут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которыедавно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественногокачества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно,цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомитьучащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающимивысокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще-гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человекачитающего.

Примернаяпрограмма составлена с учетом преемственности с программой начальной школы,закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общегообразования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыкаосознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятиялитературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности,воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественнойлитературы.

Основусодержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучениехудожественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждоеклассическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечнымчеловеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости,чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальнаясамобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятиеи понимание художественного произведения, формирование умения анализировать иинтерпретировать художественный текст возможно только при соответствующейэмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависитот читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениямисловесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объемисторико- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастнымособенностям учащегося.

Известно, чтошкольники 5-6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональнойактивностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм»,свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текстахудожественные особенности, но еще не всегда способны обобщить своивпечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» авторахудожественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, аглубоко, в меру читательских возможностей  шестиклассников. Вводимые на этомэтапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретныйэпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем прихарактеристике текста или комментария произведения равнозначимы какэстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

Ведущая проблемаизучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характерыгероев.

Курслитературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественныхпроизведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементамикомментария, с творческим заданием);                                     

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненныхвпечатлений;

   целенаправленныйпоиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебныйпредмет «литература» — одна из важнейших частей образовательной области «фи­лология».Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьногообразова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требуетвнимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языканевозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоениелитературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистиче­скойграмотности учащегося. Литературное образование способствует формированию егоречевой культуры.

Литературатесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русскимязыком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всехфилологических наук предмет изучения — слово как единица языка и речи, егофункционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоихкурсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики,литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка илитературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литератураформи­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческойдеятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинамихудожественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировойхудожественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­скоеотношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литератураобращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностьючеловека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую памятьучащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, нои формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ковсему окружающему миру.

       Одна из составляющих литературного образования – литературное творчествоучащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитическогои образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общуюкультуру и социально-нравственные ориентиры.

                   В программувключен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,списки произведений для самостоятельно чтения.

     Программа предусматриваетформирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:

— выделение характерныхпричинно-следственных связей;

— сравнение и сопоставление;

—  умение различать: факт, мнение,доказательство, гипотеза, аксиома;

— самостоятельное выполнениеразличных творческих работ;

— способность устно и письменнопередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

— осознанное беглое чтение,использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковоеи др.);

— владение монологической идиалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использованиевыразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

— составление плана, тезиса, конспекта;

— подбор аргументов, формулированиевыводов, отражение в устной или письменной форме результатов своейдеятельности;

— использование для решенияпознавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включаяэнциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— самостоятельная организацияучебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

— совершенствованиеречемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающихсвободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

— обогащение словарного запаса;

— владение монологической идиалогической речью.

 

 

 

Содержание темучебного курса

                                                            

                                                         

Введение.  Человек какглавный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

                                                                                I

                                                           Устное народное творчество

Для чтения и изучения:

Былина «Илья Муромец и СоловейРазбойник». Былинакак один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих,гипербола. воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Для чтения и бесед:

Былины об Илье Муромце (впересказе Б.Шергина)

                                                                                                      

                                     Древнерусская литература

Для чтения и бесед:

Письменная литература Древней Руси.Древнерусское летописание.

«Повесть временных лет» (сказаниео походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походахСвятослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

 

«Слово о погибели Русской земли».

 

Для чтения и изучения:

«Евпатий Коловрат» (из«Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные вповести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвигарусских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризмповествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

 

 

                                                                                                       

                                     Литература ХIХ века

Для чтения в классе:

В.А.Жуковский.  И.В. Гёте «Леснойцарь» (перевод В.А. Жуковского), Ф.Шиллер «Перчатка» (перевод В.А. Жуковского),«Светлана».

 

Для чтения и изучения:

Л.Н.Майков. «Емшан».

 А.К.Толстой. «Канут». Орифме и строфе.

Понятие о балладе. Связь баллады сУНТ. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы.Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.

                                      Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

 

А.С.Пушкин. Широтаинтересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннегомира человека в творчестве поэта. Из воспоминаний писателя Н.Д. Телешова«Памятник Пушкину». Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское.

 

Для чтения и изучения:

«Песнь о вещем Олеге». Летописныйисточник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта инравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимостьволхва). торжественность поэтической речи.

 

«Зимнее утро». Радостноевосприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека.Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Зимняя дорога»,  «Зимний вечер».Зимние мотивы в творчестве поэта.

«Няне». Многогранностьчувств, выраженных в стихотворении.

 

«Дубровский».Оромане. Изображение русского барства. Дубров­ский- старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности спроизволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунткрестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симостиличности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение кгероям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, ввоспроизведении быта и нравов, в построении романа. «Дубровский» в искусстве.

 

  Для чтения в классе:

 Избранныестраницы пушкинской поэзии. «Узник», «Цветок», «Туча», «Осень» (отрывок), «Подражание Корану».

Длясамостоятельного чтения:

«Барышня-крестьянка»,«Выстрел».

 

Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».

 

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненныеусловия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах ирисунках Лермонтова.

Длячтения и изучения:

«Парус».Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта:мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть.

 «Три пальмы» Тема красоты, гармонии  идисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирикеЛермонтова. аллегорический смысл стихотворения.

Длячтения в классе:

 «На севере диком…», «Утес»,«Кинжал», «Казачья колыбельная песня».

Трехсложные размеры стиха.

 

Н.В.Гоголь. Сведенияо жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочнаяповесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти»(пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни иукраинской природы.

Для чтения и бесед:

«Ночь перед Рождеством».

 

С.Т.Аксаков. Сведения ожизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Очерк зимнего дня». Наблюдательностьписателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенностиинтонации.

                                                

                             

  Мотивы родной природы врусской лирике

Для чтения в классе:

В.А. Жуковский «Певец во станерусских воинов» (фрагмент), «Там небеса, там воды ясны!..»

Н.П.Огарев. «Дорога»

И.С.Никитин. «Яркозвезд мерцанье…»

А.К.Толстой. «Край тымой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники» А.А.Фет. «Чуднаякартина…», «Вечер»

 И.З.Суриков. «Степь»

 А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка,сяду у лесной опушки…»

 

                                        Тема детства в русской литературе 19 века

А.П.Чехов. Сведения ожизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник раннихпроизведений.

Для чтения и изучения:

«Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор исатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы созданиякомического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога,внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическаяситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Для чтения и бесед:

«Смерть чиновника», «Лошадинаяфамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», « Хамелеон».

 

В. Г. Короленко. Краткийрассказ о писателе.

«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческоедостоинство и гордость. Жизнь  детей из благополучной и обездоленной семей. Ихобщение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города.Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец исын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Теория литературы. Портрет.Композиция литературного произведения.

Самостоятельное  чтение: «Слепоймузыкант»

 

Альфонс Доде «Маленький шпион». Сведенияо жизни писателя. Трагические последствия необдуманного поступка.

 

Н.Д.Телешов. Сведения ожизни писателя.

Для чтения и бесед:

 «Домой». Мотивы поведенияосиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагическойучасти и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.

 

                                                         Литература ХХ века

 

А.П.Платонов. Сведения ожизни писателя.

Для чтения и изучения:

 «Песчаная учительница». Труд какнравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Для чтения и бесед:

«Корова».

М.М.Пришвин. Сведенияо жизни писателя.

Для чтения и изучения:

 «Кладоваясолнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрогохозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши.  Труд вжизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворениеприроды, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущихвместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названияпроизведения. Жанр сказки-были.

И.А. Бунин.  «Бушуетполая вода…», «Все темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первыйсоловей»

И.Северянин «Весеннийдень»

А.Т. Твардовский «Весенний,утренний, тоненький…»

А.П. Межиров «Летитсосулька из зимы в весну…»

 

М.М.Зощенко. Сведения описателе.

Для чтения и бесед:

«Ненадо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросынравственности в рассказах Зощенко. Роль смеха в рассказах.

 

Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Стараячерепаха». Тема верности и доброты в рассказе.

 

В.Г.Распутин.Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

 «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военноговремени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственногодостоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль вжизни мальчика.

Теориялитературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь(развитие понятия).

 Н. Рубцов «Звезда полей», «Вечерний звон»

Д.Олдридж.

Длячтения и бесед:

«Последнийдюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля,упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления.Смысл названия рассказа.

 

 Для самостоятельного чтения  

Н.С.Лесков “Левша”;    В.  Г.  Короленко.  Главы  из  «Истории  моего современника»  («Раннее  детство»,  «Начало  учения»,  «В  уездном  городе», «Ученические  годы»);  А.  И. 

Свирский. «Рыжик»;  А.  П.  Платонов.  «Сухой  хлеб»,  «Корова»,  «Никита»,  «Еще  мама» и  другие  рассказы;  М.  М.  Пришвин.  Страницы  из  дневника 

«Дорогак другу» (в издании для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы: «Анчар»,«Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», 

«ВасяВеселкин»; В. П. Астафьев. «Васюткино озеро», «Осенние грусти и радости»,«Мальчик в белой рубашке» и другие рассказы из книги «Последний 

поклон», «Где-то  гремит  война»;  Ю.  М.  Нагибин.  «Зимний  дуб»,  «Комаров», «Мальчики»  и  другие  рассказы;  А.  Я.  Яшин.  «Кулик»; 

 Для самостоятельного чтения  

 

    В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала»;

 A.Р.Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»;

 Кир Булычев. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллионприключений», «Новые подвиги Геракла»;

 Б. С. Житков. Сб. «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало»,«Храбрость»;

 Ф. Искандер. Сб. рассказов «Праздник ожидания праздника»;

 М. Карим. «Радость нашего дома», «Таганок»;

 B.  П. Катаев. «Белеет парус одинокий»;

  А. И. Куприн. «Изумруд», «Однорукий комендант» и другие рассказы;

 А. А. Лиханов. «Последние холода»;

 Г. Матевосян. «Чужак»;

 Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев»;

 М. М. Пришвин. Рассказы и повести в сб. «Моим молодым друзьям»; с лесногоберега»; К. М. Станюкович. «Человек за бортом». Б. Н. Полевой. «Повесть онастоящем человеке»; 

 А.Н. Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»; 

 Ю.В. Сотник. «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С. Я. Маршака);

 М.А. Гершензон. «Робин Гуд».

 Анекдоты о Ходже Насреддине.

 

                                                          ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Э.Рауд. «Нержавеющая сабля»; 

 Л.Буссенар. «Капитан Сорвиголова»; 

 Ж.Верн. «Пятнадцатилетний капитан»;

 Ч.Диккенс. «Оливер Твист»; 

 КонанДойл. «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир»,«Маракотова бездна»;

 Г.Мало. «Без семьи»;

 Э.По. «Золотой жук»;

 Р.Стивенсон. «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка» «Вересковый мед»;

 А.Линдгрен. «Расмус-бродяга»;

 Дж.Лондон. «Зов предков»;

 Э.Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»;

 М.Твен. «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»,«Приключения Гекльберри Финна»;

 Р.Киплинг. «Арест лейтенанта Голайтли»;

А.Франс. «Жизнь в цвету» (глава из романа);

Р.Брэдбери. «Ракета».

 

 

Учебно-тематическийплан

 

 

 

Раздел программы

Ко-во часов

1

Устное народное творчество

1

2

Древнерусская литература

2

3

Литература 19 века

16

4

Литература 20 века

11

5

Зарубежная литература

4

 

Итого:  34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования куровню подготовки обучающихся  по данной программе

 

Врезультате изучения литературы ученик должен знать:

§ содержаниелитературных произведений, подлежащих обязательному из учению;

§ наизустьстихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательномуизучению (по выбору);

§ основныефакты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

§ основныетеоретико-литературные понятия;

уметь:

§ работатьс книгой

§ определятьпринадлежность художественного произведения к одному из литературных родов ижанров;

§ выявлятьавторскую позицию;

§ выражатьсвое отношение к прочитанному;

§ выразительночитать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдаянормы литературного произношения;

§ владетьразличными видами пересказа;

§ строитьустные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

§ участвоватьв диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения иаргументировано отстаивать свою;

§  Характеризоватьгероев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетомпроизведения, а также с происходящими в нем событиями.

§  Владеть приемамианализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки ивзгляды, речевую характеристику и др.

§  Использоватьразличные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменениемлица рассказчика).

§  Создаватьтворческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники,журналы, автобиографии.

§  Отличать стих отпрозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеровсиллабо-тонического стихосложения.

§  Привлекатьсведения по теории литературы в процессе обсуждения художественныхпроизведений.

§  Работать сосправочными материалами.

 

                                                                              

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

                                 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

Наименование раздела, темы

Тип урока

Вид, форма контроля

Дата план

Дата факт

                                                 Устное народное творчество ( 1ч.)

1

Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ.

Для чтения и бесед:

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

Урок- беседа

 

 

 

 

 

Устные высказывания уч-ся, пересказ статьи

06.09

 

                                                  Древнерусская литература  (2часа)

2

Древнерусская литература. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

«Повесть временных лет (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о  мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-Кожемяке, о белгородском киселе)

 

 

 

 

Урок-погружение

 

 

 

 

Словарная работа, выразительное чтение, пересказ

13.09

 

3

«Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

 

Урок усвоения нового материала

Выразительное чтение, словарная работа

20.09

 

                                                Литература XIX века.  Баллады (2ч)

4

Баллады. В.А. Жуковский «Светлана». Связь баллады с УНТ.  И.В. Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского), Ф.Шиллер «Перчатка» (перевод В.А. Жуковского)

Урок-презентация

Рисунки уч-ся, ответить на вопросы, чтение наизусть отрывка

27.09

 

5

Л.Н. Майков «Емшан» Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования.

А.К. Толстой «Канут». Нравственный смысл баллады

Урок-портрет

 

Сравнительный анализ, отзыв на прочитанную балладу

04.10

 

                                                     А.С. Пушкин (4 часа)

6

А.С. Пушкин . Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. Из воспоминаний писателя Н.Д. Телешова «Памятник Пушкину». Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское.

 Избранные страницы пушкинской поэзии. «Узник», «Цветок», «Туча», «Осень» (отрывок),  «Подражание Корану», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

 

Урок-презентация

Выразительное чтение

11.10

 

7

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). торжественность поэтической речи.

 

Урок-знакомство

Устные сообщения уч-ся, выразительное чтение наизусть,  рисунки

18.10

 

8

«Дубровский». История создания романа.      Романтическая история любви Владимира и Маши.

Урок-открытие

Составление плана статьи,

25.10

 

9

 Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства, независимой личности с произволом, деспотизмом.     Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Урок усвоения нового материала

Ответить на вопросы, составить план, пересказ от 1-го лица

01.11

 

                                             М.Ю. Лермонтов  ( 1 ч)

10

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Парус», «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня».

 

Виртуальная экскурсии в Тарханы.

Сообщения уч-ся,  чтение наизусть любимых стихотворений поэта

15.11

 

                                         Н.В. Гоголь  (2  часа)

11

Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы).

 

 

Урок-презентация

Сообщения уч-ся, литературная газета по творчеству Н.В. Гоголя

22.11

 

12

Внеклассное чтение. Читать и видеть. «Ночь перед Рождеством»

Урок-беседа

Рисунки уч-ся, ответы на вопросы, пересказ

29.11

 

13

С.Т. Аксаков Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы.

Урок-знакомство

Ответы на проблемные вопросы

06.12

 

                                 Мотивы родной природы в русской лирике (1 часа)

14

В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (фрагмент), «Там небеса, там воды ясны!..» Н.П.Огарев. «Дорога»

И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники» А.А.Фет. «Чудная картина…», «Вечер»

 И.З.Суриков. «Степь»

 А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»

Урок поэзии

Выразительное чтение наизусть, визуализация произведений

13.12

 

                                            А.П. Чехов  ( 2часа)

15

А.П. Чехов. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений писателя. «Пересолил», «Толстый и тонкий»

Урок- заочная экскурсия

Статья в учебнике, дополнительный материал

20.12

 

16

Внеклассное чтение:

«Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», « Хамелеон». Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

 

 

 

Урок внеклассного чтения

Пересказ, анализ произведений, выявление авторской позиции

27.12

 

                                                    В.Г. Короленко (2 часа)

17

В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе».

Особенности повествования (рассказ от первого лица).  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь  детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.

 

 

урок-знакомство

Чтение статьи учебника, выборочный пересказ, составление плана

17.01

 

18

Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

 

Урок-беседа

Характеристика героев, пересказ, ответы на проблемные вопросы

24.01

 

19

Н.Д. Телешов «Домой». Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе

Урок-беседа

Устные выступления уч-ся, ответить на вопросы

31.01

 

                                                    Литература ХХ века

 

 

20

 А. Платонов. «Песчаная учительница».  Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.                                                                                           

 

 

Урок-презентация

 

 

Выразительное чтение, ответы на вопросы

 

 

07.02

 

21

   Альфонс Доде «Маленький  шпион»   

Трагические последствия необдуманного поступка.  Нравственная ответственность подростка.                                                                                              

Урок-размышление

Пересказ, план рассказа, ответы на проблемные вопросы

14.02

 

 

                                                         М.М. Пришвин( 3 часа)

22

М.М. Пришвин.

Сведения о жизни писателя. «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно¬шений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей.

 

 

Урок-знакомство

Чтение статьи учебника, пересказ, план.

21.02

 

23-24

 Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль.

Урок-анализ

Выборочный пересказ, сообщения уч-ся о жизни и повадках животных, которых встретили в лесу дети

28.02  07.03

 

                                           Поэтические страницы

 

25

«Весна идёт!»

И.А. Бунин.  «Бушует полая вода…», «Все темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»

И.Северянин «Весенний день»

А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»

А.П. Межиров «Летит сосулька из зимы в весну…»

 

 

 

 

 

 

Урок поэзии

 

 

 

 

 

Чтение наизусть, визуализация произведений

 

14.03

 

26

М.М. Зощенко. «Не надо врать!», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.

Урок- беседа

Ответы на вопросы, письменные сообщения

21.03

 

27

Ю.М. Нагибин «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.

Урок-размышление

Творческая работа

04.04

 

28-29

В.Г. Распутин . Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

урок-презентация

Устные сообщения уч-ся о жизни и творчестве писателя

11.04

 

30

Творчество Н. Рубцова «Звезда полей», «Вечерний звон»

Урок-презентация

Выразительное чтение наизусть

18.04

 

                                                      Зарубежная литература (5 часов)

31

Д. Олдридж «Последний дюйм».  Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Смысл названия рассказа.

Урок-беседа

Устные и письменные сообщения уч-ся

25.04

 

32

Марк Твен  «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты.

урок-инсценировка

Выразительное чтение отдельных эпизодов

02.05

 

33

О. Генри  Рассказ «Дары волхвов». Любовь как дар: жертвенная сущность любви.

урок-презентация

Беседа по проблемным вопросам

16.05

 

34

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе. Характер как двигатель сюжета.

урок-беседа

Тест, рисунки

23.05

 

 

Итого:    34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список литературы и средства обучения

 

       1) Учебник: «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматиядля           общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы:О.М.Хренова, 

М.А.Снежневская. М.:Мнемозина, 2012

2)     Дидактическиематериалы по литературе «Читаем, думаем, спорим». Авторы составители: В.ЯКоровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

3)     Контрольныеи проверочные работы по литературе 5-8 класс В.А. Скрипина, 4-е издание, Москва«Дрофа» 2012г.

4)     Рабочаятетрадь по литературе к учебнику -хрестоматии для самостоятельной работы вшколе и дома. «Издат-школа» Москва 2012г.

     5)Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежнойлитературы.

 

Методическоепособие для учителя:

1.Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 2012

2.Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всемобразовательным программам)/ Т.М.Амбушева, — Волгоград: Учитель, 

2009

Дополнительнаялитература для учителя:

1.Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/М.И.Картавцева, — ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2.Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2011

3.Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы:тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007

4.Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка илитературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: 

ИПЦ«ПОЛИТЕРРА», 2008

5.Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализхудожественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, —

Белгород:ООО «Логия», 2004

Пособиядля учащихся:

1.Альбеткова,Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, — М.: Дрофа, 2007.

2.Маранцман, В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман,- СПб.: Просвещение, 2012.

3.Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2013.

4.Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, — М.:Просвещение, 2005.

5.Шайтанов, И.О., Свердлов, М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7классы/ И.О.Шайтанов, М.И.Свердлов, -М.: Просвещение, 2012.

6.Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/М.И.Мещерякова, — М.: Айрис-пресс, 2006

 

Оборудование:

Альбомыпо литературе для 6 класса.

Комплектпортретов русских писателей и писателей XX века.

Диск«Уроки Кирилла и Мефодия Уроки литературы в 6 классе»

                                                                                

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет