Индивидуальное коррекционное занятие«Многозначные слова и омонимы»
-Здравствуй,давай мы с тобой улыбнемся друг другу и передадим хорошее настроение. Надеюсьна продуктивную работу на занятии.
-Я предлагаю тебе сегодня стать настоящим путешественником и разгадать тайну, окоторой мало кто догадывается. Ты готов?
Эточто за чудеса:
Ветердует в паруса?
Нипаром, ни дирижабль,
Поволнам плывет … корабль
-Посмотри на картинку. Что делает корабль? (он плывет)
-А что значит ПЛЫВЕТ? (держаться на поверхности и глубине или передвигаться)
-Скажи мне, а что еще может плыть? Посмотри наверх (облака)
Белыекораблики по небу плывут,
Белыекораблики радость нам несут.
Ветертучки закружил, в крокодила превратил,
Какбы этот крокодил солнышко не проглотил.
-А плывут они где? (по небу)
-А можем ли мы сказать «плавно двигаются по небу»?
-Можем ли мы сказать, что это переносное значение?
-Какой мы можем сделать вывод? Это слово многозначное, хоть и пишется одинаково.
-Предлагаю тебе вступить на наш корабль и отправиться в путешествие.
—Послушай! Гремит гроза! Нам срочно нужно спрятаться.
-Посмотри, на двери трюма висит зАмок! А что ты смеешьсяудивился? Посмотри накартинку, тут написано зАмок! (нет, это замОк)
-А чем отличаются эти слова? (ударением)
-А значение у них какое? (тоже разное) Объясни мне, пожалуйста.
-Как мы можем назвать такие слова? Я подскажу тебе, омонимы.
-Какой вывод мы можем сделать? В чем схожесть и отличие многозначных слов иомонимов? Давай склеим схему! Проверь, схема у тебя получилась такая же, как наэкране?
-Как ты думаешь, какое умение мы сегодня с тобой закрепим? (отличатьмногозначные слова от омонимов)
-Итак, мы все-таки оказались в трюме, чтобы переждать грозу.
-Здесь есть сундук! Посмотри! В нем мы нашли задание. Давай выполним его! Чтонужно сделать? (разделить на омонимы и многозначные слова) Пользуйся схемой,которую мы склеили!
(Многозначные:листок, хвост, бабочка; омонимы: лук, коса, мука) (с каждым примеромпоявляются картинки на экране)
-Проверь себя по образцу.
-Кажется, пока мы с тобой выполняли задание, гроза утихла.
-Мы приближаемся к берегу.
-Посмотри, нас нашли жители этого берега. Они просят нас помощи, никак не могутпонять, что же написано на их открытках, которые им присылают дальниеродственники!
Сусликвыскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!
-Как ты думаешь, что не так с этим стихотворением? Да, здесь есть омонимы.Подчеркни их. Объясни, какие здесь норки? А почему НОРКА является омонимом?Объясни, что за ЛИСИЧКИ? Почему они являются омонимами?
-Посмотри, жители в благодарность привели нас к большой горе. Чтобы забраться нанее, нам нужно выполнить задание. Посмотри, что нужно сделать? (соединитькартинки, которые имеют между собой одинаковое написание. Слева нужнообозначить все многозначные пары, а справа – омонимы, пользуйся схемой)Объясни свой выбор.
-Вот мы и поднялись на вершину горы. Тут настоящий зАмок З
наний!Мы проделали огромный путь и преодолели много трудностей!
-Скажи мне, что мы с тобой сегодня закрепили? Если у тебя хорошее настроение, тохлопни над головой, а если плохое настроение, то тихо потопай.
-Спасибо за продуктивное занятие, ты отлично поработал.
Утебя все получится!
Омонимы Многозначные слова
листок
лук
коса
бабочка
мука
хвост
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!
Тымолодец!
Омонимыи многозначные слова
сходство отличие
пишутсяодинаково
многозначныеслова омонимы
имеют общее
лексическое значение
(по форме, цвету,характеру действия)
абсолютно разные
лексические значения