ОБОУ ДО «Кореневская ДШИимени А.М.Руденко»
Докладна тему
«Индивидуальноеобучение по предмету
«Эстрадныйвокал»
Подготовил:преподаватель
теоретическихдисциплин Литвинова Е.М.
п.Коренево, декабрь 2022г.
Обучение детей пению — процесс, требующийот педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законовголосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики)занятий — многократно апробированной и подтвержденной убедительнымикачественными результатами.
Работа с детским голосом накладывает напедагога особую ответственность, т.к. он имеет дело с еще неокрепшиморганизмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимоучитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма вцелом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру.
«Воспитывать» голос, значит, выявлять вселучшие его свойства, данный голосу определенного человека, прививая навыки дотех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества итембровые краски.
Вокальное пение — это психофизиологический процесс, связанный с различнымэмоциональным состоянием ребенка. Оно оказывает глубокое воздействие наэмоциональную сферу и умственное развитие, совершенствует его основныепсихологические функции.
В общей системеразвития важное значение имеет музыкальное воспитание. Вокальное воспитаниеребёнка неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и повышениемобщего культурного уровня. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня,пейзажная лирика способны пробудить доброту, отзывчивость, формируютгуманность, помогают понять и оценить душевную красоту других людей.
На вопросзачем мы учимся петь? далеко не всегда можно ответить однозначно. Ведьговорить красивым выразительным голосом так же приятно и необходимо, как модноодеваться, чистить зубы и здороваться при встрече.
Пение не толькодоставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух,дыхательную систему (а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой),следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своёздоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активнойработы которого речь человека становится нечёткой, и слушающий плоховоспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речьхарактеризует ещё и правильное мышление.
Пение являетсявесьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обученияучащиеся осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественныйвкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства. Самый короткийпуть эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучениячувствованию и художественному воображению — это путь через игру,фантазирование, сочинительство. Всё это даёт сценическая деятельность,основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, которая наиболее близко,действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личнымипереживаниями.
Эстрадный вокалсочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитрувокального искусства, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятиеэстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманиюмузыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза,рок-музыки, это также и авторская песня. Эстрадный вокал отличается отакадемического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако,вокальные навыки, правильная певческая позиция и опора звука в эстрадном вокалетак же необходимы.
С каждым годомвозрастает интерес к современному музыкально-эстрадному искусству. Вокальныйрепертуар становится разнообразнее, расширяются возможности исполнения песен наиностранных языках. Сегодня происходит естественный процесс взаимодействияразных национальностей и культур. Музыка является одним из важнейших средствсближения и объединения людей в мире.
Отличительные особенностив обучении заключаются в нестандартном подходе к подбору исполнительскогорепертуара. Выбор делается в пользу редко исполняемых вокальных произведений(учащиеся старшей возрастной категории реализуют эту возможность наиболеезаметно). Индивидуальный подход позволяет максимально раскрыть и подчеркнутьманеру исполнения каждого вокалиста. Половину репертуарного списка составляютпесни на иностранных языках. Наряду с англоязычными произведениями, заметноеместо начинают занимать песни на корейском и японском языках. Такая тенденциясвязана с возрастающим интересом к азиатской культуре и музыкально-эстрадномуискусству стран Восточной Азии. Реализуются совместные концертные мероприятия ссовременными танцевальными коллективами, представляющими данную тематику.
Для исполнителейсоздаются индивидуальные фонограммы, темп и тональность песен меняются,приспосабливаясь к запросам каждого учащегося. Также при помощи музыкальныхредакторов создаются оригинальные фонограммы, позволяющие представить вокальныепроизведения в уникальном варианте. Для сопровождения концертных номеровподбираются слайды и видео, подчёркивающие стилистические особенности, чтопозволяет представить творчество наиболее полно и зрелищно.
Современная педагогика предлагает различные подходык обучению «Вокалом». В педагогике под подходом понимается совокупность приемови методов, применяемых в процессе обучения. Рассмотрим наиболеераспространенные подходы: Личностно-ориентированный подход— один из наиболее значимых подходов в педагогике, в том числе и вокальной.Личностно-ориентированный подход в сфере образования был отражен в работах Н.А. Алексеева, В. С. Леднева, А. В. Петровского, В. Ф. Шадрикова, И. Я.Якиманской и др. Данный подход подразумевает обучение, содержание и целикоторого заключаются в приобретении личного опыта и смысла для каждого ученика.Как правило, обучение вокалу проходит в форме индивидуальных занятий, накоторых реализуется индивидуальный подход к обучению и все внимание педагога адресуетсяконкретному ученику. Так, М. Ю. Викат считает, что индивидуальный подход впроцессе вокального обучения детей занимает особое место, так как именнопевческая деятельность характеризуется ярким проявлением индивидуальныхособенностей и качественным своеобразием музыкального развития детей. Помимоположительных качеств данный подход имеет и отрицательные черты, заключающиесяв отсутствии регулярных сценических выступлений на публике, возможного сниженияинтереса к обучению, препятствий в развитии коммуникативных навыков. Решениемпроблемы может послужить введение индивидуально-групповой формы занятий.
В музыкально-образовательной практике достаточно частоиспользуется дифференцированный подход, который позволяет учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая при этомусловия для его полноценного певческого развития параллельно в трехинтонационных группах, деление на которые происходит по результатампрослушивания (Ю. Б. Алиев и Н. А. Орлова). В первую группу следует распределятьправильно поющих детей без какой-либо помощи, а также детей, поющих правильно споддержкой инструментального сопровождения или голоса педагога. Группа можетбыть не однородной. Во вторую группу относятся дети, способные приблизительновоспроизвести мелодию. Ребята, относящиеся к этой группе, нуждаются впостоянной поддержке музыкального сопровождения, а также голоса педагога, таккак в таких условиях они чувствуют себя уверенней, а пение становится точнее.Дети, по тем или иным причинам не умеющие петь верно совсем относятся к третьейгруппе. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не могут повторитьмелодию песни даже примерно, вместо этого они сочиняют какую-то свою мелодию назаданный текст. Ритмический рисунок также обычно не выполняется. Эти ребята невсегда могут повторить отдельные звуки, за исключением тех нескольких звуков,которые им удобно петь. Именно эта группа вызывает наибольшие сложности дляпедагога, которому следует не выпускать этих детей из вида, добиваясь развитияслуха и голоса. Развитие детей данной группы, как правило, происходит медленно.В ходе многочисленных проверок и исследований были выделены следующие причиныплохого пения:
‒ Нарушение координации между слухом и голосом;
‒ Плохо развитый музыкальный слух;
‒ Нарушения, связанные с отклонениями от норм в органахслуха или голосовом аппарате;
‒ Вялость или же чрезмерная активность;
‒ Неуверенность в себе, стеснительность;
‒ Крикливость, подражание;
‒ Отсутствие интереса.
Помимо этого, причиной плохой интонации может служитьплохая артикуляция. Зачастую, при исполнении песен дети практически неоткрывают рот, из-за неподвижных губ не четко произносят слова. Как показываетпрактика, многие недостатки уходят сразу после того, как дети начинаютправильно открывать рот.
Компетентностный подход. Компетенция представляет собой круг вопросов, в которыхданное лицо обладает знаниями, опытом и авторитетностью. Компетентностныйподход предполагает переход от теоретических знаний к практическим, путемусиления предметно-профессионального аспекта. Главной задачей компетентностногоподхода является развитие у обучающихся ключевых компетенций, способствующихреализации полученных знаний и решению поставленных задач (И. Г. Агапов, И. А.Зимняя, В. В. Краевский, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, М. Н. Скаткин, Ю. Г.Татур, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Г. П. Щедровицкий). В рамках вокальнойпедагогики компетентностный подход преследует целью развитие компетенций вовладении определенными вокально-техническими способами, необходимыми длядальнейшей вокальной деятельности (Е. М. Барвинская). В результате обученияпению ученик должен овладеть такими компетенциями как: 1) Ценностно-смысловая,представляющая собой навык осознания художественной ценности того или иногопроизведения, музыкального образа, присутствующего в нем, а такжедуховно-эстетического смысла, исполняемого произведения; 2) Интеллектуальная,заключающаяся в художественно-творческом мышлении; 3) Творческая, включает всебя развитие у ученика способностей интерпретирования произведений; 4)Вокально-техническая, подразумевающая развитие, дальнейшее совершенствование исамосовершенствование мастерства обучающегося; 5) Информационную, заключающуюсяв способности находить, анализировать, систематизировать, обобщать, а такжетворчески преобразовывать полученную информацию; 6) Практическую, формирующуюнавыки пения в коллективе, чтения с листа, сценического мастерства и опытвыступлений на сцене, транспонирования.
Стилевой подход обученияявляется средством развития личности ученика, расширяющий его исполнительскуюкультуру, музыкальный вкус, а также художественный кругозор. Данный подходнацелен на формирование осознанного стилевого восприятия музыкальныхпроизведений учащимися. Понимание ими стиля, музыкальных характеристикпроизведений и способов исполнения. Так, Д. Б. Кабалевский с самого началаобучения реализует принцип «сходства и различия» музыкальных впечатлений(принцип «тождества и контраста» в соответствии с Б. В. Асафьевым), который пословам автора «должен на протяжении всех дальнейших музыкальных занятий сыгратьрешающую роль во всех проявлениях, начиная от восприятия и осознания вплоть доразличия творческих стилей разных композиторов».
Применение проблемного подхода возможно при возникновениитаких проблем, как: певческое дыхание, использование резонаторов в процессепения, эмоциональное исполнение произведений и многих других. Помимо всегопрочего, проблемный подход позволяет учащимся использовать методы: наблюдения,анализа, сопоставления данных.
Системный подход рассматривает процесс обучения какцелостную систему с присущим многообразием связей и зависимостей,взаимодействие которых сохраняет целостность системного усвоения предмета.Системный подход предполагает совокупность принципов, определяющих общую цель идальнейшую деятельность. Данный подход направлен на достижение единства ицелостности составляющих компонентов, так, например, в вокальной педагогике —это вокальный материал, вид исполнительской деятельности, а такженепосредственно тематика. В основе системного подхода лежит принципсистемности, который основывается на том, что необходимые теоретические знаниядолжны преподноситься ученику в виде системы в доступной форме и без отрыва отживого художественного и практического материала. Большой вклад в развитиесистемного подхода в образовании был внесен такими учеными, как: В. Г.Афанасьев, Р. Аккофф, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Г.Кунц, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников.
Деятельностный подход заключается в организации учебного процесса, главное местов котором отводится активной, разносторонней, а главное, самостоятельнойпознавательной деятельности учащегося (Л. Б. Дмитриев, А. Г. Менабени, В. П.Морозов). Он предполагает наличие познавательного мотива, проявляющегося вжелании узнать, открыть что-то новое, научиться, а также конкретной учебнойцели; выполнение учеником определенных действий с целью приобретениянедостающих знаний и навыков; выявление и освоение действия, которое впоследствиипозволит применять полученные знания и навыки; формирование самоконтроля уучащихся.
Немаловажны и отношения между учеником и педагогом,атмосфера на уроке, которая также влияет на результат. Находясь на уроке,ученик должен чувствовать себя свободно и раскованно. Педагогу следует детальноизучить психику ребенка. Смущающегося ребенка нужно подбодрить, так как стакими детьми работать намного сложнее, особенно на первом этапе. Хотя иизлишняя эмоциональность ребенка часто мешает правильному пению и учебномупроцессу в целом. Еще И. И. Левидов в своей работе отмечал, что спокойнаяобстановка занятий, товарищеский контакт между учащимся и педагогом, полноедоверие к последнему играют решающую роль, а правильно организованные занятияпоказывают плодотворное влияние на все поведение учащегося. Дети, проявившиебольшую нервность, от урока к уроку успокаиваются, вместе с тем уменьшаютсядрожание и сильная «зажатость» челюсти.
Имитационно-игровой подход позволяющий обеспечитьпроцесс обучения, становления личности через систему взаимосвязанных понятийимитации и игры, принципов и способов имитационно-игровых действий. Играпредставляет собой вид деятельности ребенка, в процессе которого онвоспроизводит действия взрослых, а также является одним из средств физического,нравственного и умственного развития детей. В рамках отечественной педагогики ипсихологии вопросом игрового обучения занимались: Н. П. Аникеева, А. А.Блонский, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, К. Д.Ушинский, С. Т. Шацкий, Г. П. Щедровский, Д. Б. Эльконин. В. В. Петрушинскийвыделяет следующие функции игры:
Обучающая — игра, ставящая перед собой цель в видеформирования умений и навыков, развития мышления, внимания и памяти, а такжезакрепления ранее полученных знаний. Коммуникативная — игра, ставит задачуустановления эмоциональных контактов, а также объединения учащихся и ихсплочение.
Релаксационная — игра, цель которой снятие напряжения,вызванного нагрузкой на нервную систему ученика в процессе обучения.Развлекательная — игра, предназначенная для создания благоприятной атмосферы науроке.
С этой точки зрения необходимо изменять техникипедагогического воздействия, предлагая различные варианты работы: объяснение,игра, проектная деятельность, разбор произведений и их анализ.
Литература:
Будницкая, Т. А. Стилевой подход в профессиональнойвокально-джазовой подготовке студентов-музыкантов [Текст] /
Т. А. Будницкая. // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 3. — с.186–190.
Виневская, А. В. Педагогические технологии: вопросы теориии практики внедрения. Справочник для студентов. [Текст] /
А. В. Виневская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 253 с. Далецкий,О. В. Обучение пению. Путь к бельканто. Из опыта педагога: учебное пособие.–4-е изд., доп. и перераб. [Текст] /
О. В. Далецкий. — М.: ФАИНА, 2011. — 352 с. Деятельностныйподход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников[Электронный ресурс]. − URL: http://imteacher.ru/stati/nachalnaya-schkola/Зюзина, О. А.
О. А. Зюзина. // Молодой ученый. — 2013. — № 6 — с.678–683. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению [Электронныйресурс]. − URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/shishkina-ludmila/
Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 2006. — 225 с. Кацер,О. В. Игровая методика обучения пению: учебно-методическое пособие. [Текст]
О. В. Кацер. — СПб.: Музыкальная палитра, 2005.– 50 с.