ДОКЛАДНА ТЕМУ:
«Индивидуальныйобразовательный маршрут: понятия, формы, способы конструирования на разныхступенях образования»
План
Основные понятия
2.Классификация индивидуальных образовательныхмаршрутов
3.Способы конструирование на разных ступеняхобразования
4.Формы организации деятельности учащихся
Основные понятия
Индивидуальный образовательный маршрут — этозаранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитаниеобучающегося, либо на развитие физических способностей, либо на обучение.
Внедрение, методики разработки и использованияиндивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности дляобучающихся позволит:
— обеспечить усвоение обучающимися базового уровняпрограмм, сформируют ключевые компетентности обучающихся;
— процесс обучениястановится индивидуализированным;
-формируется личностный подход иразвитие познавательных интересов и потребностей;
— создается ситуацию успеха.
Для родителей: гарантия «наилучшего обеспеченияинтересов ребенка»;
Для учителя и школы: гарантия права на самореализациюи собственный стиль профессиональной деятельности.
Цель индивидуального образовательногомаршрута позволяет каждому обучающемуся, на основе диагностики,самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление иформирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностныхориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
— способствовать развитию творческих индивидуальныхспособностей обучающихся;
— реализация индивидуальных образовательныхпотребностей обучающихся на выбор своего образовательного пути (адресность образовательнойпрограммы);
— предоставление обучающимся выбора форм итемпов обучения.
Индивидуальные образовательные маршруты отличаютсядруг от друга: содержанием (объёмом), степенью сложности (широта иглубина раскрытия конкретной темы), проблемы, понятийным аппаратом, темпомосвоения обучающимися. Варьируется логика преподавания, методы, приёмы,способы организации образовательного процесса, но они должны быть адекватныконкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.
2.Классификация индивидуальныхобразовательных маршрутов
Методика построения индивидуального образовательногомаршрута
Кроме понятия «индивидуальный образовательныймаршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»,которая обладает более широким значением и предполагающее нескольконаправлений реализации:
— содержательный (вариативные учебно-тематическиепланы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательныймаршрут);
— деятельностный (специальные педагогическиетехнологии);
— процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория включаетналичие индивидуального образовательного маршрута, и разработанный способреализации (технологию организации образовательного процесса).
Педагог, составляющий индивидуальную программу дляобучающегося, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительнойобразовательной программы своего объединения.
Этапы реализации индивидуальногообразовательного маршрута
1 этап – «Диагностики уровня развития способностейучащегося и его индивидуальных особенностей и уровень интереса»
В работе используется вводное и промежуточноеанкетирование для выяснения интересов обучающегося, проведение занятий поразличным темам, с помощью которых устойчивая заинтересованность обучающихсястановится очевидна.
2 этап – «Целеполагания и определения первостепенныхзадач»
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно собучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно бытьготовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущейпрофессиональной деятельности приоритеты обучающегося могут поменяться.
3 этап — «Определение времени»
В индивидуальном порядке по согласованию с родителямии самим обучащиюмися срок действия маршрута определяется в соответствии споставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуальногомаршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы,затрагиваемой на занятии.
4 этап – «Определение роли родителей обучающегося вреализации маршрута»
Он предусматривает участие родителей в разработкемаршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своимребенком (Например, совместное изготовление подделки на конкурс,организационная помощь в проведении научной работы и т.д.)
5 этап – «Разработка учебно-тематического плана»
Педагогу необходимо совместно с обучающимися иродителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы,опираясь на интересы учащегося, его возможности и поставленные цели.
6 этап – «Определение содержания учебно-тематическогоплана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов»
Каждый обучающийся неповторим, учитывая этиособенности, можно очертить круг методов и технологий образовательнойдеятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательногомаршрута.
Формы подведения итогов используемых виндивидуально-образовательном маршруте могут быть необычны.
7 этап – «Интеграция с другими специалистами»
Разработчик маршрута, проанализировав результатыдиагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно лидля достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся другихспециалистов. (Например: если обучающийся занимается вокалом, то ему возможнонеобходимо занятие и с хореографом, или если по результатам
диагностики выяснилось, что у обучающегося естьпсихические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
8 – этап «Определение способов оценки и самооценкиуспехов воспитанника»
Способ оценки и самооценки успехов выбираетпедагог совместно с воспитанником. Рекомендовано проводить оценку успеховосвоения маршрута
каждые три месяца или по окончании какого-либообразовательного блока или этапа.
На основе базовой программы педагог можетразрабатывать индивидуальный маршрут. Реализация индивидуальныхобразовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательныхпрограмм. Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, обучающийсяопределяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами этапрограмма будет реализована.
Основная идея обновления образования состоит втом, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь ивновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся наоснове:
уважения личного достоинства каждого воспитанника, егоиндивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
ориентируется не только на подготовку к будущей жизни,но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа всоответствии с его психофизиологическими особенностями.
Индивидуальный подход рассматривается как организацияпедагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личностиребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализациииндивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего путиразвития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут это учет психологических ииндивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровняобучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога ипсихолога.
Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Дляслабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Дляодаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хвататьтемпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенокчувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.
Принципы проектирования ИОМ (Т.Н.Князева):
Принцип систематической диагностики
дифференцированного (индивидуального) подборапедагогических технологий
контроля и корректировки
систематичности наблюдений
Принцип пошаговой фиксации
Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальныйобразовательный маршрут:
Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение поиндивидуальному образовательному маршруту.
Выбор совместно с учеником индивидуальногообразовательного маршрута.
Корректировка образовательного маршрута.
Контакты с родителями ученика.
Подведение результатов.
Способы конструирование на разных ступенях образования
В Федеральном государственном образовательномстандарте четко просматривается принцип индивидуализации – созданиеблагоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями развития способностей итворческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды,соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическимособенностям детей.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметьопределенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанникомгосударственного стандарта, на результаты освоение дополнительнообщеобразовательной программы в соответствии с индивидуальнымивозможностями и образовательными потребностями ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут можнорассматривать как персональный путь компенсации трудностей ребенка, а затем иреализации его личностного потенциала: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, духовно-нравственного.
Индивидуальный образовательный маршрут специально разрабатываетсядля конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута дошкольника важно опираться на следующие принципы:
– принцип систематической ступенчатой диагностики;
– принцип учета особенностей высшей нервнойдеятельности;
– принцип учета возрастных и индивидуальныхособенностей ребенка;
– принцип комплексности;
– принцип индивидуального подбора педагогическихтехнологий;
– принцип контроля и корректировки;
– принцип учета профессионального сотрудничества исотворчества;
– принцип прогнозирования динамики развития ребенка;
– принцип учета субъект-субъектного взаимодействия виндивидуальном процессе обучения и воспитания.
Индивидуальные образовательные маршруты для детейдошкольного
возраста бывают разных видов:
– для детей, не освоивших основную общеобразовательнуюпрограмму
дошкольного образования;
– с ограниченными возможностями здоровья;
– для детей, имеющих недостатки в развитии речи;
– для детей-инвалидов;
– для одаренных детей;
– для детей с задержкой психического развития;
– для детей, нуждающихся в коррекции поведения(гиперактивность,
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость,
замкнутость и др.).
Современная система образования позволяет включитькаждого ребенка в образовательное пространство. В настоящее время по отношениюк проблемным детям широко используется термин «индивидуальныеобразовательные потребности» ребенка под которыми понимаются особенностипознавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющиеособую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворениякоторых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Алгоритм создания индивидуальногообразовательного маршрута
Исследования обучающихся, анализ состояния:
диагностика базового (стартового) уровня и выявлениеиндивидуальных особенностей обучающегося;
дифференциация обучающихся;
Постановка, совместно с обучающимся, цели и определениеобразовательных задач. Определение срока действия маршрута.
Отбор форм обучение
Определение этапов (расписание)
Планирование и созданием индивидуальнойобразовательной программы и определение результатов ее реализации.
Образовательная деятельность в рамках индивидуальногообразовательного маршрута.
Диагностика текущих результатов и возможная коррекцияиндивидуального образовательного маршрута.
Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуальногообразовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процессвзаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленнойцели.
Я остановлюсь на системе работы по формированиюучебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных -образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) -это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированномэтапе его обучения.
Разрабатывается:
для слабого ученика,
для сильного ученика. Сильный ученик может в видуболезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужнопривести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянноподдерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальныйобразовательный маршрут может быть
коротким
длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весьучебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель илимесяцев.
4.Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальный образовательный маршрут реализуетсячерез различные формы организации деятельности учащихся:
— занятие в классе. При закреплении или повторенииизученного, через индивидуальные задания — тренажеры, карточки. Дети работаютсамостоятельно, работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей обучающихся поиндивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу ипроводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Например,для сильного ученика.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правилос учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учительпроверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются вжурнале индивидуального — маршрута, который составляет и заполняет учитель.
4 вариативных образовательных маршрута:
1 для учащихся с опережающими темпами развития;
2 для учащихся с ослабленным здоровьем;
3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации итрудностями в обучении;
4 для одаренных учащихся с различными специальнымиспособностями.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальномуобразовательному маршруту:
1) Диагностика общеучебных умений и навыков.
2) Выяснение причин низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
переход на другой УМК
несформированность самоконтроля
отсутствие устойчивых мотивов учения
проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика,вследствие нерегулярности работы на уроке.
нарушение фонематического слуха
бедность словарного запаса
общее недоразвитие речи
несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин, определяем направлениякоррекционной работы. Например:
ликвидация общего отставания по программе
обогащение словаря и развития речи
формирование мотивов учебной деятельности. Обратитьвнимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные потрудности задачи и небольшие по объему.
4) Определив направление коррекционной работы,планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планированияиндивидуального маршрута:
Определяем день, когда будут проходить занятия (нереже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю влюбой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы — маршрут закрывается,если нет — работа продолжается.
Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательныепрограммы направлены на формирование личности образованной, нравственной,активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной напонимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельнодобывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать визменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию
Индивидуальный образовательный маршрут — этотехнология будущего, которая способствует самореализации обучающихсяи педагогического коллектива, становится персональным путёмв развитии творчества обучающегося в условиях дополнительногообразования. Использование индивидуальных образовательных маршрутов всистеме образования является одной из форм педагогической поддержкиличностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Проблема организацииобразования обучающихся по индивидуальным маршрутам состоит в том,что педагог становится перед сложной педагогической задачей одновременногообучения всех по-разному, разными способами и приемами. Организация обучения поиндивидуальному маршруту требует особой методики и технологии, образовательныемаршруты отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличиеобусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видамидеятельности, применяемыми обучающимися при изучении одного и того жеобразовательного объекта.
Литература:
1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. -2009. — №1. — С.116-120.
2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебнымпланам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008
