X-PDF

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 год Тема: «Моя Родина-Россия. Приобщение дошкольников к культуре родного края».

Поделиться статьей

Муниципальноеказенное образовательное учреждение «Канашская СОШ», структурное подразделение«детский сад».

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальныйплан работы по самообразованию на

2020-2022год

Тема:«Моя Родина-Россия. Приобщение дошкольников к культуре родного края».

 

 

 

 

 

Воспитатель:

ШишкинаРегина Павловна

Стажработы: два года 

 

 

 

 

Канаши,2020-2022

 «Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставьсвое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственноговоспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво,требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает итак), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло,потому что и человеком его надо сделать».                  В.А. Сухомлинский

Сегодня наблюдается, что одним из приоритетныхнаправлений воспитательной работы в современном обществе должно статьпатриотическое воспитание, основной целью которого является формированиекачеств патриотизма у детей. Патриотическое воспитание наших детей являетсяважнейшей задачей, ведь именно в дошкольном возрасте и формируются основыценностного отношения к окружающему миру, зарождаются чувства гражданственностии любви к своей Родине, родному селу, родной природе. Путём приобщения к этимценностям, путём познания, постепенно, от простого к сложному, выстраиваетсяцеленаправленная система педагогической деятельности воспитателя.

Актуальность темы.Сегодня существует социальный запрос по необходимости усиления работы попатриотическому воспитанию маленьких граждан. Своё отражение этот запроснаходит в следующих документах:

– Государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

– Федеральный закон Обобразовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениямиот 01.07.2020 г.);

– Приказ Министерства образования инауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования.

 Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОСДО) ориентирует на создание условий для становления основ патриотическогосознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннеголичностного, морально- нравственного и познавательного развития, развитияинициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольномувозрасту видов деятельности. [31]

Основными составляющими этихдокументов являются:

– необходимость обращения к ресурсупатриотизма, как наиболее востребованному средству стабильного развития России;

– формирование новойобщегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию,высокий уровень патриотичности;

– внедрение современных программгражданско–патриотического воспитания, направленных на создание гражданскойидентичности.

 В содержании ФГОС ДО отмечаетсяострая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легкооткликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Длявоспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большиевозможности для систематического и последовательного нравственного воспитаниядетей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств,мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процессосознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека являетсянаиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия наребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются впамяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитаниипатриотизма. 

Патриотическое воспитание ребёнка –это основа формирования будущего гражданина.  Известны педагогическиепринципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу,матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенокживет, детскому саду, школе, городу.  Патриотизм – это любовь к Родине,преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Проблема приобщения дошкольников ккультуре родного края является одной из важнейших проблем дошкольнойпедагогики, поскольку в последнее время повысился интерес исследователей кформированию патриотизма у дошкольников– доказана необходимость отборадоступных для дошкольников сведений об окружающем мире, их систематизация,формировании положительного отношения к получаемым сведениям, закрепленииполученных знаний.

Сложились определенные противоречия:хорошо разработана программа по усвоению истории страны, столицы нашей большойРодины, но нет достаточной научной разработанности основ исторического наследияродного края, что сказывается на практике работы дошкольных учреждений. Преждевсего следует отметить отсутствие целенаправленности, системы, научнообоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с родным краем ивоспитанию у них патриотизма.

Проблемы рассматривались в работахклассиков педагогики К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я.А. Коменского, Г.Н.Волкова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

Современные исследования, посвящённыепроблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родногокрая, города, села (а через него Отечества), связаны с изучением механизмовсоциализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н. Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и другие), осознания ребёнком самого себя какпредставителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, Е.С. Шукшина идругие), восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова), формированиязнаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д. Методическиеосновы патриотического воспитания детей дошкольного периода описаны в трудах М.Б.Зацепиной, М.Д. Маханёвой, А.Я. Ветохиной, Н.Г. Комратовой, Н.В. Алёшиной идругими.

Цель: воспитатьлюбовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране.

Задачи:

1.     Изучитьучебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2.     Воспитыватьлюбовь к родному дому, семье, детскому саду.

3.     Формированиенравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскомусаду.

4.     Упражнятьдетей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям исверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5.     Привлекатьдетей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детскогосада.

6.     Предоставлятьвозможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное времядля занятий любимым делом.

7.     Способствоватьактивному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условияхсемьи и детского сада.

Формы работы:

Øсовместная деятельность воспитателя сдетьми;

Øиндивидуальная работа с детьми;

Øконсультативная работа с родителями.

Øкружок «Русско-народные игры во второймладшей группе»

Дошкольныйвозраст – пора интенсивного становления личности ребенка. В этот периодпроисходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств,мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процессосознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека являетсянаиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия наребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому ониостаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитаниипатриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотическихчувств – задача актуальная и достаточно сложная для современной России. У педагогов-практиковв связи с этим возникает немало вопросов, в том числе – что составляетсодержание патриотического воспитания, какие средства являются эффективными в воспитаниипатриотизма у дошкольников к культуре родного края и др.

Своюработу по самообразованию я разделили на три этапа и поставила задачи, которыенеобходимо решить.

Цель первого этапа:выявить уровни сформированности патриотических знаний и умений детей младшегодошкольного возраста.

Задачипервого этапа:

1.Уточнить критерии, показатели и дать характеристику уровней сформированностипатриотизма детей младшего дошкольного возраста.

2.Подобрать диагностические задания для изучения уровней сформированностипатриотизма детей младшего дошкольного возраста.

3.Установить исходный (первоначальный) уровень сформированности патриотизма детеймладшего дошкольного возраста.

4.Провести анализ состояния работы по формированию патриотизма детей младшегодошкольного возраста.

Длярешения первой задачи первого этапа использовался анализ литературы, былиопределены критерии и показатели оценки уровня патриотизма у детей младшегодошкольного возраста, на основе трех компонентов (когнитивного (знаниевого),эмоционального и поведенческого), выделенные в работах О. Алексеевой и Л.Петропавловской и Н.В. Алешиной. (см. таблица 1)

Таблица1

 

Критериии показатели оценки уровня патриотизма у детей младшего дошкольного возраста

 

Критерии

Показатели

1.Когнитивный (знаниевый) компонент

Характеризует знаний о себе, семье, о детском саде о культуре и традициях народов страны, о природе родного края согласно возрастной категории;

2.Эмоциональнй компонент

Способность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду.

3.Поведенческий компонент

Сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки.

 

Длярешения второй задачи первого этапа на основе выделенных критериев ипоказателей были определены уровни патриотизма у младших дошкольников и дана иххарактеристика Методика диагностического исследования состоит из низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) методов.

Дляопределения уровня патриотизма у детей младшего дошкольного возраста использоваласьдиагностическая беседа.

Вопросыбеседы (примерные): Как тебя зовут? С кем ты живёшь? Как зовут твоих родителей?Каких близких родственников ты знаешь? Как, одним словом можно назвать всехблизких тебе людей? Как ты помогаешь членам своей семьи. Как называется детскийсад, в который ты ходишь? Чем тебе нравится в детском саду заниматься? Как тыпомогаешь детям и взрослым в группе? Как относишься к игрушкам, в которые тыиграешь? Назови людей, кто трудится в детском саду. Назови воспитателей ипомощника воспитателя по имени отчеству. Как называется наш город? Куда быхотел пойти с родителями в выходной день? Какие достопримечательности города тызнаешь? Что интересного ты видел, посещая музей, Дворец Культуры и т.д.? Какиеживотные обитают в нашем крае? Какие растения растут в нашем области? Какчеловек заботится о природе нашего края? Какие коренные народы живут в нашемкрае? Какие народные промыслы характерны для народов ханты и манси? Какназывается наша страна? Нарисуй российский флаг. Какие праздники отмечали вдетском саду? Как отмечаете народные праздники дома? Какие русские народныесказки ты знаешь? Какие герои в сказках добрые, а какие злые? Какие народныеигрушки ты знаешь? Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялсяуровень развития нравственно-патриотических представлений и чувств,сформированности знаний о семье, о детском саде, родном городе, крае, стране умладших дошкольников.

Определены4 показателя патриотической воспитанности, даны характеристики признаков ихпроявления:

 1)полнота и прочность знаний о себе, семье, о детском саде о культуре и традицияхнародов страны, о природе родного края согласно возрастной категории;

 2)степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний;

 3)проявление чувства гордости за свою семью, детский сад, родной край, Родину(Отношение к окружающей среде. Забота о близких.)

 4)сформированность нравственно-патриотических умений и навыков, устойчивость всоблюдении норм и правил поведения в обществе согласно возрастной категории(Проявление дружелюбия. Умение управлять своими чувствами, договориться).

Для изучения эмоциональногокомпонента уровня сформированности патриотизма у детей младшего дошкольноговозраста использовались художественные произведения, которые приводят кусилению эффекта вживания в образы и эмоционального принятия нравственных идей,носителями которой они являются.

Методика проведения: воспитательчитает детям русско-народные сказки с показом иллюстраций к сказке споследующими вопросами по сказке. Например, такие сказки, как «Колобок», «Лисаи заяц», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди».

Примерные вопросы по сказке«Теремок»:

– Кто запомнил, как называетсясказка? (ответы детей)

– Какие звери поселилисьв теремке? (ответы детей)

– Как они просились втеремок с какими словами? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

– В сказке у каждогозверя есть прозвище, давайте их вспомним. (показ зверей в соответствии споследовательностью в сказке)

– Мышка-норушка,лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок,медведь косолапый.

– А кто же сломалтеремок? (медведь)

– назовите главных героевсказки,

Оценивание

                  Низкий уровень обобщенности знаний – 1балл – не запомнил название сказки, героев сказки.

                  Средний уровень обобщенности знаний – 2балла –  знает название сказки, но запомнил не всех героев.

                  Высокий уровень обобщенности знаний – 3балла – знает название сказки, всех героев, последовательность героев, кто икогда приходил к теремку. 

Для изучения поведенческогокомпонента уровня сформированности патриотизма у детей младшего дошкольноговозраста использовалась игра «Семья».

Цель. Побуждение детей творческивоспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель,посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения заработой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение затем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы ирассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка».Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, чтопедагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит:«Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместепостроим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателемстроят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминаетим, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине,кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращатьсябережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делаютнастоящие мамы.

Затем дети играют с куклойсамостоятельно.

Когда дети достаточное количествовремени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. Приорганизации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так,пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят изстульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внестиеще одну Куклу – подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новойкуклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себеобязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это времяблизость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже впоследующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателюбывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра:«Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет бытьвоспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

Оценивание осуществлялось последующим уровням:

                  Низкий уровень – 1 балл – не проявляетинтереса к игре, невнимательность ребёнка.

                  Средний уровень – 2 балла – ребенокправильно и полно называет роли и их игровые действия только по игре, но толькос помощью взрослого.

                  Высокий уровень – 3 балла –  ребенокправильно и полно называет роли и их игровые действия только по игре, активноучавствуют в игре, знает правила игры, активно учувствовал в предварительнойработе и применяет навыки в игре.

Распределение детей по уровнямсформированности патриотизма у младших дошкольников производилось по следующейшкале:

– высокий уровень – 8-9 баллов;

– средний уровень – 5-7 баллов;

– низкий уровень – 4 балла и меньше.

С опорой на критерии и показателинами были выделены три уровня сформированности патриотических знаний и уменийдетей младшего дошкольного возраста.)

Высокий уровень (8-9 баллов): 

Средний уровень (5-7 баллов):  

Низкий уровень (4 балла и меньше): 

Таким образом, нами определеныкритерии, показатели и уровни, составлены диагностические задания для уровнейсформированности патриотических знаний и умений детей младшего дошкольноговозраста.

Для решения третьей задачи первого этапанами была проведена диагностика испытуемых дошкольников с целью установитьисходный (первоначальный) уровень сформированности.

Всоответствии с выделенными критериями были подобраны контрольные вопросы (приложение№1).

Беседа:

Вопрос1: Как тебя зовут? (назвать фамилию, имя, отчество)

ЛизаН.: Меня зовут Некурящих Лиза.

ЖеняБ.: Меня зовут Базарова Женя Александровна.

ЖеняН.: Женя

Вопрос2: С кем ты живёшь?

ЕгорТ.: С мамой, папой и сестрой Полиной

ЛевС.: С мамой, с папой, сестрой Настей и братиком.

Вопрос3: Как зовут твоих маму и папу?

СашаЛ.: Мама Наташа

СашаК.: Мама Маша

ЖеняБ.: Мама Маша и папа Саша

Вопрос4. В каком селе ты живёшь?

ЖеняБ.: В Канашах

ЕгорТ.: В Канашах

Вопрос5: Назови народные праздники.

ЛизаН.: Новый год

ЖеняН. Новый год и пасха

ВикаМ.: Новый Год

Вопрос6: В какой стране ты живёшь? На этот вопрос многие не знают ответ.

Впроцессе проведения диагностики были получены следующие результаты: высокийуровень сформированности представлений о родном крае показал 1 ребёнок (10%),который продемонстрировал знания о своей семье, знает в каком селе живёт, знаетсвоих родителей (ФИО), знает в какой детский сад ходит. 1 ребёнок (80 %)показал средний уровень. В ответах детей были допущены ошибки и неточности. Шестьдетей (10 %) показали низкий уровень (Приложение 1).

Поданным проведенного опроса было определено, что дети, показавшие средний ивысокий уровень знаний о родном селе, детском саде, о своих родителях,интересуются праздниками, проводимыми в нашем селе. Дети с низким уровнемпредставлений о родном крае показали и низкий уровень знаний о семье, о родномселе. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости усилениявоспитательной работы с дошкольниками в области патриотического воспитания.

Анализируядиагностику на начало поисковой работы, дети не знают свою семью, не называютсвою фамилию, отчество, название села, праздники, флаг, свой адрес (Вика М.,Лев С., Егор Т, Некурящих Л.), у родителей знают только имя. (Женя Н, Лиза Н.,Лев С., Вика М, Саша Л., Саша К, Саша А.)

Такимобразом, результаты диагностики показали, что в начале опытно-поисковой работыу младших дошкольников преобладает низкий уровень сформированностипредставлений о родном крае.

Вдиагностике приняли участие родители воспитанников (приложение № 5). Им былопредложено ответить на вопросы анкеты. Цель анкеты –выяснить отношениеродителей к патриотическому воспитанию –  его важности в развитии ребёнка. Поданным анкеты мы выяснили что

80%родителей считают патриотическое воспитание необходимо начинать с детскогосада, считают его важным и необходимым, желают принимать активное участие вразвитии патриотических чувств у своих детей;

10%считают, тему патриотического воспитания актуальной;

10% считают, что патриотическое воспитание не нужно в детском саду, в такомвозрасте 3-4 года Приложение 6).

Однако,многие родители не до конца понимают суть патриотического воспитания. Навопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» —

20%– воспитание любви к Родине;

20%– воспитание уважения к старшему поколению;

40%– воспитание уважения к обычаям и традициям своего народа;

0%– знание истории своей страны;

30%– считают, что это всё вышеперечисленное;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

10%– затрудняются ответить.

Даннаяпроблема привлекла внимание родителей. Многие попросили провести консультациюдля родителей на эту тему.

Анализразвивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского садапоказал, что в них недостаточно материалов для формирования знаний о культуреродного края, в группах: нет художественной литературы для дошкольников,наглядных материалов (иллюстраций, картинок, фотографий), не хватает дидактическихигр и т.д.

Исходяиз анализа предметно-пространственной среды, мы оформили мини-музей попатриотическому воспитанию «Мы живём в России».

На втором этапемоей работы мной были апробированы условия гипотезы, согласно которой успешноеформирование патриотических чувств у младших дошкольников в процессеприобщения к культуре родного края возможно, если обеспечить соблюдениеследующих условий:

– поднимать уровень знаний педагоговпо нравственно-патриотическому воспитанию детей;

– способствовать обогащениюи дополнению развивающей среды в детском саду и в семье;

– использовать возможности музейнойпедагогики, ресурсы библиотеки и достопримечательностей родного поселка;

– осуществлять сотрудничествовоспитателей детского сада с семьей по вопросам патриотического воспитания.

Был разработан планвоспитательно-образовательной работы с детьми, который направлен на обогащениепредставлений дошкольников об истории родного края и формированию у нихпатриотических чувств.

Дошкольный возрасткак период становления личности имеет свои потенциальные возможности дляформирования высших нравственных чувств, поэтому я решила помочь детям увидеть,узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали.

Свою работу по ознакомлениюдошкольников с художественной литературой начинала с самого простого: сразучивания потешек и песенок, постепенно подводя их к намеченной цели,старалась, чтобы каждое знакомство с новым произведением для детей былоинтересным и увлекательным, использовала при этом кукольный театр. Также оченьполюбились детям русско-народные игры, такие как: «Теремок», «У медведя вобору». «Карусели», «Каравай», «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом»

Взяв за основу общеобразовательнуюпрограмму «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы был разработанперспективный план ознакомления младших дошкольников с историей и культуройсела Канаши (таблица 2).

 Таблица 2

 

 

 

 

 

Перспективный план ознакомлениямладших дошкольников с историей и культурой села Канаши

 

№ п/п

Мероприятие

Цель

Сроки

1.

Изучение нормативно-правовых документов

 

—————————-

Сентябрь

2.

Изучение организационно методической литературы по теме самообразования

 

—————————-

Октябрь-декабрь 2020г.

3.

Знакомство с детьми

закрепить понятие «имя», «фамилия» ребенка, мамы, папы.

Январь

4.

Беседа на тему «Мама, папа, я — семья».

побеседовать с детьми о членах семьи, учить называть их имена; воспитывать любовь к близким людям.

февраль

5.

Разучивание песенок, потешек.

познакомить детей с устным народным творчеством.

февраль

6.

Беседа на тему «Мои братья и сестры».

побуждать детей к рассказыванию о своих братьях и сестрах. Воспитывать доброе отношение к родным людям.

март

7.

Беседа на тему «Мой дом».

побуждать детей к рассказыванию о своем доме: цвет, величина, деревянный или кирпичный

март

8.

«Мои бабушка и дедушка».

учить детей понимать, что бабушка — это мама мамы, папы; дедушка — это папа папы, мамы. Побуждать детей рассказывать о своих родственниках. Воспитывать уважительное отношение к ним.

апрель

9.

Первое знакомство с селом: рассматривание альбома «Моё родное село»

Познакомить детей с достопримечательностями родного края.

 

апрель

10.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад)

апрель

        11.

Беседа «Моя группа, мои друзья».

развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

май

12.

Русско- народная игра «У медведя во бору»

Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь

май

13.

Рассматривание альбома «Сотрудники нашего детского сада»

Познакомить с сотрудниками детского сада.

май

 

Уровень представлений детей о родномкрае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количествоматериала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемыиспользуются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольномобразовательном учреждении.

При воспитании у детей чувства любвик родному поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок – это часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом –  это непременно бытьинтернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости засвой народ, свою страну мы сочетали с формированием толерантного отношения к культуредругих народов, к каждому человеку в отдельности.

Работая с детьми, мы одновременнопроводили работу с родителями, стараясь их заинтересовать историей родногокрая.

Родитель были привлечены к участию воформлении выставки, приобщённой к юбилею Т.С. Мальцева «Хлеб –  всему голова».Были изготовлены руками родителей и их детей различные поделки по теме.

В ходе реализации работы поприобщению младших дошкольников были подобраны специальныехудожественно-дидактические игры:

1.Альбомы «Наше село Канаши», «Мама, папа, я – наша дружная семья!», «ТерентийСемёнович Мальцев»;

2.Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3.Систематизирована картотека стихов, пословиц, потешек, считалок о родном крае.

Знакомствос родным домом, селом, улицей, страной начинается в дошкольном возрасте. Чтобы ребенокзаинтересовался историей родного села, в котором он живёт, нужны не толькобеседы, но и целевые прогулки, экскурсии. Дошкольники младшего возраста оченьлюбят играть, мною был разработан перспективный план «Русско–народные игры вовторой младшей группе» (приложение № 4).

Входе опытно-поисковой работы с педагогами тоже была проведена работа в видеконсультации и мастер-класс по хороводной игре «Теремок», где педагогипринимали активное участие.

Таким образом, в ходе второго этапабыла проведена преобразующая деятельность, которая охватила всех участниковвоспитательно-образовательного процесса – детей, воспитателей и родителей.

 

Цель третьего этапа– выяснить эффективность созданных педагогических условий на формированиепатриотической воспитанности всех участников педагогического процесса.

Натретьем этапе были взяты те же критерии исследования патриотических чувств у младшихдошкольников: знания о селе, знаний о себе, семье, о детском саде о культуре итрадициях народов страны, о природе родного края согласно возрастной категории;

Всоответствии с выделенными критериями мы взяли те же контрольные задания:диагностическая беседа, сюжетно-ролевая игра, анализ знаний художественныхпроизведений, дидактические игры.

Впроцессе проведения диагностики были получены следующие результаты: высокийуровень сформированности патриотических знаний и умений детей младшегодошкольного возраста показали 3 ребёнка (30%).  Пять детей (70 %) показалисредний уровень. В ответах детей были допущены ошибки и неточности. Низкогоуровня не обнаружено (Приложение 3).

Родителивоспитанников снова ответили на вопросы анкеты. Цель анкеты — выяснитьотношение родителей к патриотическому воспитанию —  его важности в развитииребёнка. По данным анкеты мы выяснили что:

100%родителей считают патриотическое воспитание необходимо начинать с детскогосада, считают его важным и необходимым, желают принимать активное

Полученныерезультаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления воспитательнойработы с дошкольниками и их родителями в области патриотического воспитания.

Подводяитоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается слюбви к своей малой Родине — месту, где родился человек. В этой связи,огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным,национальным, географическим своеобразием родного края. Знакомясь с роднымгородом, поселком, его историей, дети учатся осознавать себя живущими в определённыйвременной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же времяприобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Подводяитоги по моей теме самообразования, можно утверждать, что любовь к Отчизне удетей начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Вэтой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,культурным, национальным, географическим своеобразием родного края. Знакомясь сродным городом, поселком, его историей, дети учатся осознавать себя живущими вопределённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то жевремя приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важнойпсихолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическоевоспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить своюРодину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любитьродной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложитьв дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом длявоспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которыххарактерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность кподражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Современныепедагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развитияребенка-дошкольника в контексте соотношений понятий — мезо среда,художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность,традиции и т.п. Дошкольная педагогическая наука как совокупность педагогическихтеорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленногопозитивного опыта работы дошкольных образовательных учреждений и ихпотребностей.

Патриотическоевоспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе котороголежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувствалюбви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.

Культурно-историческаясреда помогает не только воспитывать у ребёнка интерес к окружающему его миру,расширять его знания о малой Родине, но и способствует формированию свободнойтворческой личности, осознающей свои корни и национальные истоки.

Важнейшимиусловиями патриотического воспитания детей младшего дошкольного возрастаявляются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:

созданиеблагоприятного психологического климата в детском коллективе;

стимулированиедетской активности, с целью формирования познавательной, социальной мотивации,к развитию и самореализации ребёнка;

интеграцияусловий реализации содержания образования;

результат;

обогащениепредметно-развивающей среды;

использованиемониторинга;

вовлечениеродителей в совместную деятельность с детьми.

Поитогам констатирующего эксперимента сделаны выводы, что работу попатриотическому воспитанию необходимо проводить не только с детьми, но и совзрослыми – воспитателями и родителями.

Взаключение работы сформулированы следующие выводы:

1)средствами патриотического воспитания дошкольников является освоение историиродного края;

2)в воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать, прежде всего,социальное и природное окружение дошкольников;

3)целенаправленное, систематическое и планомерное использование возможностейдошкольного образования, готовность педагогического коллектива кпатриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также наоснове взаимодействия детского сада и семьи, позволяют формировать основы высоконравственнойличности.

Такимобразом, по-моему, мнению, моя работа подтверждает заявленные положениягипотезы, цель достигнута, задачи решены.

Оттого, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение,какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческомпрошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужнопомогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, вповедении.

Дж.Байрон писал: Племя, не способное воспитать в потомстве стремлениесохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, неимеет будущего.

 

 

 

 

Списокиспользованных источников

 

1.                Алешина Н.В. Знакомство дошкольников сродным городом и страной (патриотическое воспитание) [текст] / под ред. Н.В. Алёшиной.– М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 245с.

2.                Алешина Н.В. Патриотическое воспитаниедошкольников [текст]/ под ред. Н.В. Алёшиной. –  М: ЦГЛ,2018. – 246с.

3.                Антонова, Т.В. Народные праздники вдетском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальныхруководителей[текст]. / Т.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозайка – Синтез,2016. – 148 с.

4.                Арапова-Пискарёва, Н.А. Мой родной дом.Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [текст]. / Подобщей редакцией Т.И. Оверчук. – М., 2017.

5.                Березина, Т.А.  Как знакомить старшихдошкольников с историей родной страны [текст] / Т.А. Березина// Детский сад:теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой. — М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011. –№9. – С. 16 — 23.

6.                Бурляева, О.В. Организация работы поознакомлению дошкольников с историей родного края [текст] / О.В. Бурляева //Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой. — М.: ЭдисьонПресс ООО, 2011. — №9. – С. 82 — 89.

7.                Быков, А.К. Патриотическое воспитаниешкольников в учебном процессе: Методическое пособие [текст] / Сост. А.К. Быков,И.И. Мельниченко. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

8.                Веракса, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования[текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА– СИНТЕЗ, 2019. — 304с.

9.                Виноградова, Е.Б. Развитие познавательногоинтереса к родному краю у старших дошкольников/ Е.Б. Виноградова // ВоспитательДОУ / под общ. ред. М.Ю. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — № 10. – С.34 -37.

10.           Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика сосновами методик воспитания и обучения [текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.– СПб.: Питер, 2013. – 464с.

11.    https://multiurok.ru/files/partsialnaia-programma-po-patrioticheskomu-vospita.html

12.    https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/402561-perspektivnyj-plan-raboty-po-patrioticheskomu

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет