X-PDF

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр»

Поделиться статьей

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 151 «Солнышко» г. Орска»

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детеймладшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Шурюкова А.К. 

                     01.09.2022

 (дата начала работы над темой)

             31.05.2023                                     

(предполагаемая дата окончания работы)

 

 

 

 

Орск,  2022 г.

«Истоки способностей

и дарования детей

находятся на

кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский.

Введение.

Ранний возраст — это период, когда маленький ребёнокпостоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации– это прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и дажепробовать на вкус. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опытвзаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки и мелкую моторику пальцев.

Наначальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развиваетсяребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохоразвитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегиватьпуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие деталиконструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Ониотказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают заребятами на занятиях.

Такимобразом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часточувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступныхсверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на егосамооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Всвязи с этим меня заинтересовала проблема: как влияет использованиепальчиковых игр на развитие моторики рук, можно ли развивать речь младшихдошкольников с помощью пальчиковых игр.

Использованиеигровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будутспособствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, ясформулировала следующую рабочую гипотезу: будут ли пальчиковые игры эффективным средством развития мелкоймоторики для детей  младшего  дошкольного возраста.

Объектисследованиямелкая моторика у детей младшего дошкольноговозраста.

Предметисследования пальчиковые игры как средство активизациимоторики рук

Цель: обосновать педагогические условия, обеспечивающиеэффективность организации пальчиковых  игр детей.

 

Основные задачи:

·        анализ литературы по проблеме  активизации моторики рук по средствомпальчиковых игр у детей младшего дошкольного возраста;

·        раскрыть сущность пальчиковых игр как средства  активизации моторики рук удетей младшего дошкольного возраста;

·        разработка и применение диагностического материала по использованию пальчиковыхигр как средства развития моторики у детей младшего дошкольного возраста.

 

Пояснительная записка.

В  дошкольномвозрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должнастать важной частью развития детской речи, формирования навыковсамообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научитсяребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду сразвитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарныйзапас.

 Мелкаямоторика — способность манипулировать мелкимипредметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи,требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана снервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Такжеученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесносвязаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры,которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко.Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие застановление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание,умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того,мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется вдальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти,умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение

Пальчиковая гимнастика – как одиниз способов развития моторики руки.

Ребенок слышит человеческую речьпостоянно. Взрослый не только обращается с ней к малышу, но и разговаривает вего присутствие; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка,буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, ипроигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различаетречевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитиесобственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком.

Особое внимание обратите на совершаемые вовремя прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связанно сразвитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходнуюфизиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенокречью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если онвыполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаренаверняка есть.

Движение пальцев и кистей рук ребенкаимеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий наразвитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае.Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей“Сороки-белобоки” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум,поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создалоздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделеныбольшим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервнуюсистему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек,массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с нимисвязанные.

Талантом нашей народной педагогики созданыигры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сихпор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в нихразвлекательное, а развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследованияотечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитиеммозга. Работа В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшейнервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Ониспособны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речьребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, Что каждый палец руки имеетдовольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитиетонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческоготела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самогораннего детства.

Пальчиковыеигры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощипальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младшихдошкольников.

Игры эти оченьэмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальностьокружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковыеигры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с темразвивать речь и мелкую моторику.

Такие игрыформируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым иребенком.

Героипальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб,чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечиваетне только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша,отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление иречь ребенка.

Совокупностьдвижений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятиюнапряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонностиречи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

 Пальчиковыеигры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумываетк текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и,если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР:

• Во время пальчиковых игр следует садиться напротив ребенка,так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо виделидруг друга.

• Вначале упражнений детям следует разогреть ладони легкими массажнымипоглаживаниями до ощущения тепла.

• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) по показу: взрослый сам выполняет движения– ребенок смотрит;

2)взрослый выполняет движения руками ребенка, помогает;

3)ребенок выполняет движения своими руками самостоятельно;

— Всеупражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой,затем левой, а потом двумя руками вместе.

-Нужно стараться, чтобы в игры вовлекались все пальчики.

Обязательно чередовать  три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

— Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужнодемонстрировать собственную увлеченность пальчиковойигрой

-Надо, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без напряжения мышц рукиусталости;

— Всеуказания даются спокойным, выразительным тоном, чётко, без лишних слов.

-Занятия проводятся ежедневно около 3-5 минут;

-Вводитьновые упражнения только после того, как малыши освоили 3-4 упражнения;

-Выбрав2-3 упражнения, постепенно заменяют их новыми;

-Движениявыполнять синхронно с текстом или в паузах;

-Никогдане принуждать ребенка играть.

-Чаще хвалить детей,даже если на первых порах они что-то делают не правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема   самообразования:«Развитие мелкой моторики рук детей младшегодошкольного возраста в процессе пальчиковых игр»

Цель :  1. систематизациязнаний по методике развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста,  изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ ипедагогических технологий;

2.     повышениепедагогического уровня, профессионального мастерства;

 

 Задачидостижения поставленной цели:

·       Подготовитьметодический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

·       Разработатьигры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

·       Провестипальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

·       Улучшить координацию иточность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

·       Улучшить мелкую моторикупальцев, кистей рук;

·       Улучшить общую двигательнуюактивность;

·       Развивать воображение,логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие,творческую активность;

·       Создаватьэмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

План работы:

1.    Личныйплан педагога

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

2.    Работас детьми

3.    Работас родителями

  4. Работа спедагогами

 

 

 

 

 

 

 

1.    Личныйплан педагога

 

Направления работы

Месяц

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»

Сентябрь

Изучить литературу:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е.А. Янушко

Разработать картотеку пальчиковых игр

Октябрь

Изучить литературу:

«Страна пальчиковых игр» М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин

Ноябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе по теме

Февраль

Подготовить консультацию для родителей на тему

«Развитие речи с помощью пальчиковых игр»

Март

Подготовить анализ темы по самообразованию

Апрель

Посещение городских  методических объединений.

В течение года

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с детьми.

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

Сентябрь

Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик»,

«Засолка капусты», «Надоели нам дожди».

Октябрь

Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке»

Ноябрь

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».

Декабрь

Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка», «Елочка».

Январь

Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка».

Февраль

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Март

Пальчиковое рисование: «Букетик для мамы»

Апрель

Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки».

Май

Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое».

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа по взаимодействию с родителями

 

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр».

Сентябрь

 

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей».

Ноябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

 

В течение года

Участие родителей в изготовлении демонстрационного  материала.

В течение года

Консультация для родителей  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Январь

Памятка родителям «Пальчиковые игры в воспитании детей»

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Пальчиковые игры  дома».

Март

 

 

4. Работас педагогами

 

Направления работы

Месяц

Консультация для воспитателей

на тему: « ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Сентябрь

Помощь воспитателям в составлении картотеки пальчиковых игр

Октябрь

Подготовить доклад для воспитателей на  тему: «Ловкие пальчики»

Декабрь

Консультация для воспитателей

«Роль пальчиковых игр».

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Е.А.Янушко. Развитие мелкой моторикирук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей иродителей.- М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 56 с.

2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «ИздательствоАСТ», 2001. – 121 с.,ил.

3. М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. Странапальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.:КРИСТАЛЛ. – 336 с.,ил.

4. Интернет – ресурс www.Nsportal.ru

5. Интернет – ресурс www.Infourok.ru


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет