ИНДИВИДУАЛЬНЫЙПРОЕКТ.
ТЕМА РАБОТЫ: «Переживание одиночества в юношеском возрасте.»
Автор:Аминева Валерия Ринатовна. Ученица 11 “Б” класса. МБОУ “СШ №3”
Руководительпроекта:
Введение.
Несмотря нараспространенное мнение о том, что одиночество чаще испытывают люди пожилоговозраста, многие психологи считают это переживание возрастным новообразованием– специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте врезультате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и переходаподростка на новый уровень самосознания.
Причембольшинство авторов подчеркивают двойственность характера переживанияодиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащаетвнутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, сдругой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже ксуициду.
Мне 17 лет,и я тоже подросток, и чувство одиночества, как и всем моим сверстникам, мнетакже знакомо. Вот почему меня заинтересовала тема данного проекта.
Проблема:
Проблемаодиночества всегда была актуальна в обществе, ей было посвящено множествохудожественной и научной литературы. В реальное время проблеме одиночествауделяется пристальное внимание, возникает огромное число трудов, исследующиесуть парадокса одиночества, предпосылки и влияния его на людей в разные периодыжизни. В современном мире люди всё чаще чувствуют себя одинокими, и каждыйпереживает это чувство по-разному.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Подросткуважно знать, каковы корни и причины одиночества, что делать, чтобы нечувствовать себя одиноким.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – Проанализироватьпереживание одиночества в юношеском возрасте и найти способы преодоления даннойпроблемы современного мира/общества.
ЗАДАЧИ:
o Узнать,что такое одиночество и как оно проявляется.
o Узнатьо особенностях подросткового характера и одиночества.
o Выяснитьпричины подросткового одиночества.
o Узнатьо положительных и отрицательных сторон одиночества.
o Предложитьспособы и советы по борьбе с одиночеством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЧТОТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО?
Одиночество — состояние одинокогочеловека. Состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной илимнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей,отсутствия значимого для него общения.
В рамках данного понятия различают два различныхфеномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество,однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.
Одиночество – это особоеэмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и неощущает самого себя. Одинокий человек теряет ощущение самого себя из-заотсутствия контактов с другими людьми, он проваливается в пустоту, в которойего, как личности, нет.
ВИДЫОДИНОЧЕСТВА:
• Психологическое.
Чаще всего его причинами являются личностныеособенности, внутренние конфликты, не позволяющие в полной мере реализоватьпотребность в общении;
• Физическое.
Ощущение отсутствия рядом другого живогосущества;
• Социальное.
Характеризуется отсутствием по какой-либо причиневзаимосвязей между человеком и социальной средой в которой он находится. Приэтом инициировать одиночество может как сам человек, так и общество.
• Ситуативное.
Кратковременное явление, проявляющееся приналичии каких-либо событий, вышедших из-под влияния человека;
• Хроническое.
Когда человек в течение Длительного периода неможет наладить отношения с людьми.
Какпроявляется одиночество?
Основными проявлениями ощущенияодиночества являются: усталость, бессонница и отсутствие аппетита либо, наоборот,сонливость и переедание, снижение психической и двигательной активности,избегание контактов с другими людьми, замедленность мышления, пессимизм,тревога, снижение самооценки, чувство вины и ряд других признаков. Одиночество,его чувство, приводит к тому, что человек самоизолируется от общества,сознательно выбирая одиночество.
Особенностиподросткового характера:
1.Подросток стремится к самостоятельности.Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы иправила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренниеустановки.
2. Подростки болезненно ранимы и страдаютперепадами настроения, что обусловлено гормональной перестройкой. Родителям ивзрослым необходимо очень тактично и, порою, даже мудро и осторожно высказыватьсвоё мнение по поводу внешности, достижений и успехов детей, а иногда лучше ивовсе промолчать. Потому как даже малейший упрёк или недоверие может привести ксерьёзным проблемам с самооценкой, неуверенности, робости и застенчивости. Абезграничная похвала, в свою очередь, может сформировать зазнайство, переоценкусебя, что тоже чревато негативными последствиями.
3. Подросток крайне болезненно воспринимаетлюбую критику в свой адрес или в адрес своей семьи, друзей. По этой причинеможет произойти серьёзный конфликт с обидчиком. Если таковым будет являтьсяродитель, то реакция ребёнка может быть максимально разнообразной, но всегданегативной. Это и уход из дома, попытки курить или пристрастие к алкоголю идругим запрещённым веществам, замкнутость или, наоборот, агрессия и крики,дружба с сомнительными и неблагополучными личностями.
4. Одним из главных страхов в подростковомвозрасте является —показаться маленьким и слабым. Страх опозориться велик.Очень часто ребята для того, чтобы показать свою самостоятельность и силу,готовы совершать не самые правильные и дальновидные поступки. Взрослеющие детиочень зависимы от мнения сверстников и под их влиянием могут даже причинитьсебе неприятности и вред.
5. Подростки ещё не умеют объективно оцениватьокружающих. Поэтому часто принимают решение по поводу человека только по еговнешнему виду, одному поступку и фразе. Поспешность и категоричность частопроявляется по отношению к обществу. Тем временем молодые люди не склонныадекватно оценивать собственные действия, поступки. Они часто не замечают своихреальных недостатков и отрицательных качеств.
6. Гормональные всплески опасны не толькоперепадами настроения, но и снижением внимательности, концентрации. Школьники впериод взросления значительно хуже усваивают новую информацию, от этогоуспеваемость снижается.
7. Период полового созреванияхарактеризуется поиском себя, своего предназначения. Молодые люди начинаютзадумываться о собственной значимости, о своих целях и мечтах. Эти изменениячаще всего проявляются в смене имиджа. Ребята красят волосы в яркие, кислотныецвета, носят странную одежду и слушают резкую музыку.
8. Для этого возраста характерноразнообразие интересов, ребёнок хочет много знать, пробует себя в различныхнаправлениях. Если родители направят данную энергию и стремление в верноерусло, то в дальнейшем это значительно повлияет на развитие способностей иумений.
Особенностиподросткового одиночества:
1.Отчуждающее одиночество. Человек полностью отстраняется от общества, социальныхгрупп и их ценностей, норм и правил. Человек осознает и принимает своесостояние.
2. Диффузное одиночество. Человек теряетсобственное Я. Он не может себя отделить от социума. Происходит слияние с ним.Иногда бывает, что он осознает это состояние, но чаще это все проходит набессознательном уровне. Он хочет, но не может понять что с ним происходит.
3. Диссоциированное одиночество. Состояние,объединяющее отчуждение и идентификацию. Часто имеет патологическую форму,которая проявляется в негативных процессах по отношению к другим людям, ккаким-либо явлениям, ситуациям.
4. Управляемое одиночество — это нормальноесостояние, при котором соблюдается баланс между личным Я и социомум.Поддерживается личная уникальность без отказа от общения с другими людьми.
5. Полностью или безнадежно одинокие. Люди,у которых нет ни семьи, ни друзей. У них нет никакого постоянного кругаобщения. Они постоянно испытывают чувство собственного ничтожества , считаюсебя никому не нужными. Обвиняют в своем состоянии других.
6. Периодически одинокие. Люди с активнойжизненной позицией. У них большой круг общения, много знакомых. Чувствоодиночества испытывают из-за отсутствия интимных отношений. Они не могутпостроить личную жизнь, так как считают, что никому не нужны, или недостойнывнимания. Они сильно страдают из-за отсутствия возможности построить отношения.
7. Пассивно и устойчиво одинокие. Эти людипостоянно находятся в тоске и в грусти. Одиночество их сопровождает по жизни.Они ничего не пытаются изменить в своей жизни, живут в вечных страданиях. Передокружающими предпочитают скрывать факт одиночества. Всем своим видомпоказывают, что у них все хорошо, все замечательно, и они всем довольны.
Причиныподросткового одиночества:
1. Когдамежду матерью и отцом не всё в порядке, или они слишком заняты собственнойжизнью, подросток чувствует себя одиноким в кругу семьи, не находит понимания увзрослых и ощущает нехватку родительской любви. Особенно остро такоеодиночество воспринимается именно в подростковом возрасте, поскольку в этовремя с ребенком происходят ощутимые изменения в физическом и психологическомплане, и ему требуется с кем-то об этом говорить. Подойти к родителям и прямозадать им интересующий вопрос способны далеко не все дети, а если мать с отцомвсе свое внимание уделяют решению своих личных проблем, подросток начинаетчувствовать себя в семье лишним, ненужным. Все это может привести к тяжелойдепрессии.
2. Одиночество среди сверстников частоощущают подростки, которые имеют какие-либо комплексы в отношении себя, либо немогущие найти общие интересы со своими ровесниками. Подросткам как мужского,так и женского пола порой трудно привыкнуть к физиологическим изменениям своеготела – отсюда и появляются различные комплексы. Девочки часто переживают из-заполноты, выскочивших прыщей, внезапно округлившейся груди и первых менструаций,особенно если их развитие идет более быстрым или наоборот медленным темпом, чему большинства сверстников. Мальчики переживают из-за недостаточно высокогороста, угревой сыпи, изменения голоса. У подростков, которые не могут найтиобщих интересов со своими ровесниками, часто возникают депрессивные мысли,поскольку они отчаянно хотят найти близкого друга, с которым можно будетделиться любыми проблемами, а в ответ получают лишь непонимание.
3. Первые любовные и сексуальныепереживания, испытываемые подростками, часто приводят к одиночеству изамкнутости в себе. Мальчик или девочка стесняются с кем-либо разговаривать отом, что с ними происходит, считая это чем-то стыдным, и боятся того, чтокто-то может узнать об их секрете – влюбленности или сексуальном желании. Эточасто приводит к тревожности и депрессии.
Кратко это будет выглядеть так:
oНеприятие себя какличности.
oОтрицательное отношение ксебе.
oДеформация отношенийподростка в семье.
oИндивидуальныеособенности.
oМировоззрение.
oИнтернет.
Положительныестороны одиночества:
+ Одиночество необходимодля творчества.
+ Благоприятнаявозможность для общения с самим собой.
+ Источник внутреннейсилы.
Отрицательныестороны одиночества:
— Чувство«оторванности» от общества.
— Постоянныйстрах, самобичевание и слёзы.
— Долгоеодиночество гибельно.
Способыи Советы по борьбе с одиночеством:
Способов на самом деле очень много, новот основная часть способов по борьбе с одиночеством:
ü найти себе новое приятноеувлечение;
ü записатьсяна интересные курсы или секцию;
ü посещать самые разныемероприятия;
ü стать волонтёром;
ü ходить в кино,театр, на концерты и выставки;
ü гулять, ходитьв походы, вести подвижный образ жизни;
ü не забыватьо своём здоровье;
ü общаться с другимилюдьми;
ü завести домашнегопитомца.
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!!!
