X-PDF

Инфляция: понятие, условия и причины. Особенности инфляционных процессов в России

Поделиться статьей

Причины и сущность инфляции. Монетарные и немонетарные причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Измерение инфляции: уровень цен и темпы инфляции.

Особенности инфляционных процессов в России. Экономические последствия инфляции: проблемы экономических измерений при инфляции (номинальные и реальные показатели), инфляционное перераспределение доходов и имущества. Влияние инфляции на уровень жизни. Меры борьбы с инфляцией.

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен, обесценение денег, падение их поку­пательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефи­цитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспре­делению национального дохода между секторами экономики, коммер­ческими структурами, населением. Иногда она специально стиму­лируется государством, когда использованы все прочие формы пере­распределения общественного продукта и национального дохода.

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

· Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

· Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берётся не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной валюты.

· Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

· Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

· Сокращение реального объёма национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

· Снижение курса национальной валюты при стабильном уровне денежной массы и большом объёме импорта товаров[источник не указан 64 дня].

· Увеличение государственных налогов и пошлин, акцизов и т. д., при стабильном уровне денежной массы.

Монетарные причины: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита . меры правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движе­ния и др. 1.чрезмерная эмиссия денег, которая предпринимается государством для финансирования дефицита государственного бюджета. 2. Прогресс в технике расчетов ускоряет обращение денег. Это равносильно увеличению их количества.3. использование хозяйствующими субъектами финансовых инструментов в качестве платежеспособных средств. 4. Высокие темпы инфляции вынуждают владельцев денег быстрее избавляться от них, следовательно увеличивается скорость обращения денег, увеличивается количество денег.

Немонетарные причины — причины, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономичес­кой политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен и т.д. 1. Высокая сепень монополизации товарных и ресурсных рынков, что вызывает рост цен. 2. Монополизм отраслевых профсоюзов, которые ведут постоянную борьбу за повышение з/п, а расходы на оплату труда составляют большую долю издержек производства. 3. Пониать з/п не выгодно самим работодателям. Рост издержек производства вызывает сокращение объема производства.

Инфляция спроса (вызвана монетарными причинами)— порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объёмом производства (дефицит товара).

Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объём предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожида­ниями, связанными с воздействием политической нестабильности, с дея­тельностью средств массовой информации, потерей доверия к правитель­ству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса ино­странной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Выделяют и другие Типы инфляции:

Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

В зависимости от темпов роста различают:

Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платёжный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций .

Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах .

Гиперинфляцию (цены растут очень быстро, в разных источниках от десятков до нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной по времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Агфляция — Экономисты из инвесткорпорации «Goldman Sachs» для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция» (аграрная инфляция). Высокие темпы агфляции зафиксированы два года подряд: в 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов . в 2007 году его рост составил 41 процент.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых “рыночной корзиной”, для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс цен= тек цены/на базовые цены. Темп инфляции = (индекс цен тек-индекс цен баз/индекс цен базовый)*100%.

Например, в индексе цен на потребительские товары 1982-1984 годов используются в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. В 1988 году индекс цен был приблизительно равен 118. Это значит, что в 1988 году цены были на 18% выше, чем в 1982-1984 годах или, проще говоря, данный набор товаров, который в 1982-1984 годах стоил 100 долларов, в 1988 году стоил 118 долларов.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года (1987) из индекса этого года (1988), разделить эту разницу на индекс прошедшего года (1987), а затем умножить на 100. Например, в 1987 году индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1988 году — 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1988 года вычисляется следующим образом:

Так называемое “правило величины 70” дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 (70: 3) года. При 8%-ной инфляции уровень цен удвоится приблизительно через девять (70: 8) лет. При инфляции в 12% уровень цен удвоится примерно через шесть лет. Следует отметить, что “правило величины 70” обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.

В России с конца 1991 г. в начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Либерализация цен ликвидировала избыток денежной мас­сы в обращении и создала дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства. Сжатие денежной массы вызвало кри­зис неплатежей. Проведение жесткой денежно-кредитной политики, чтобы сбить инфляцию превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами сни­жения денежной массы начинаются последствия, которые провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (оста­новка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потреб­ность в кредите для его финансирования. Социально-экономические последствия инфляции выражаются в перераспределении доходов между группами населения, хозяйствующими структурами, государством, обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств госуд.бюджета . неравномерном росте цен . снижении экономической активности . ро­сте безработицы . сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска. На сегодняшний день уровень инфляции в России = 6%. Нормальный уровень – 3-4%.

Последствия инфляции:

1. Сложность измерять экономические показатели (ном и реальн. ВНП и ВВП).

2. Снижение покупательного спроса.

3. Перераспределение доходов и имущества.

-Между гос-вом и частным сектором. Растут цены_растут доходы- растет налогооблагаемая база

— между наемными работниками и предпринимателями.

Перераспределение имущества – особый вид сбережения населения. Они являются источниками заимствования. Владельцы временно свободных денег выступают в роли кредиторов, а нуждающиеся в заемных деньгах в роли заемщиков. В условиях инфляции перераспределение идет в пользу заемщика: в долг берутся дорогие деньги, а отдаются подешевевшие.

Чтобы бороться нужно устранять причины. Победить невозможно, но возможно сократить.

Антиинфляционные меры — структур­ная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка, демо­нополизация и регулирование деятельности существующих монополий, стимулирование конкуренции в производстве, распределении, секторе ус­луг, цивилизованная приватизация, совершенствование налоговой системы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет