X-PDF

Информационно-исследовательский проект Два рояля — восемь рук

Поделиться статьей

Муниципальное   общеобразовательное   учреждение„Гимназия №1ˮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-исследовательский проект

 «Два рояля – восемь рук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Автор: Веденина С.П.

                                                      педагогдополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Железногорск

Курская область

2020г.

Содержание

 

Раздел 1.    Информация обинформационно-исследовательском проекте.

1.1. Условия возникновения истановления проекта………………………………..3-4

1.2. Актуальность проекта……………………………………………………  4

1.3. Ведущая педагогическая идея………………………………………………………..  4-6

1.4. Длительность работы над проектом……………………………………. 6-7

1.5. Диапазон проекта………………………………………………………….  7

1.6. Теоретическая база проекта………………………………………………… 7

1.7. Новизна проекта……………………………………………………………. 7

1.8. Условия, в которых возможно применениеи распространение проекта..8

 

Раздел 2.   Технология информационно-исследовательскогопроекта.

2.1.  Постановка целей и задачпедагогической деятельности……………   8-9

2.2.  Объект, предмет, гипотезаинформационно-исследовательского проекта 9

2.3.  Методы, педагогические технологии, ихоптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами……………………….   9-10

2.4. Организация учебного процесса…………………………………….     10-12

2.5. Содержание образования…………………………………………….     12-16

 

Раздел 3.Результативностьинформационно-исследовательского проекта 16-17

3.1. Выводы по проекту……………………………………………………..  17-18

 

 Библиографический список……………………………………………….      19

 

 

 

 

 

Раздел1.    Информация об информационно-исследовательском проекте.

1.1.Условия возникновения и становления проекта

     Мысль, которая побудилаобратиться к разработке проекта  именно по этой теме – это важность и большоезначение ансамблевой игры в развитии музыканта. В настоящее время всистеме музыкального образования наблюдается постепенная переориентация отпрофессионализации начального музыкального обучения к массовому музыкальномуобразованию. Имеется в виду тот факт, что мы сегодня призваны обучатьпрактически всех желающих детей, вне зависимости от их  природных данных.Поэтому особую актуальность приобретает проблема комплексного ивсестороннего развития каждого ребенка средствами музыки. Мы должны старатьсяучить так, чтобы для каждого учащегося, обучение приносило радость иудовольствие. Главная задача педагога состоит в том,  чтобы иметь наготовенеиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можнонаучиться этой интересной игре — играть на инструменте. Одной из такихинтересных и увлекательных возможностей, конечно же, является игра вфортепианном ансамбле.

      Все мы знаем, что на концертнойэстраде существует два вида фортепианного ансамбля — на одном и двух роялях.Дуэт на двух роялях получил распространение в концертной практике, так какналичие двух инструментов значительно расширяет богатые возможности фортепиано.Следовательно, востребованность этого вида камерного музицирования обусловленарядом факторов, среди которых следует отметить: наличие тенденции к возрождениюансамблевых традиций прошлого времени; неподдельный интерес к этому жанру средиисполнителей и слушателей. 

      Кроме уженазванных, существует еще один вид фортепианного ансамбля, который связан собъединением в нем четырех участников.  Когда возникла мысль о созданииинформационно-исследовательского проекта «Два рояля – восемь рук», учащиесяочень обрадовались, узнав, что они будут играть вчетвером. Сразу возникло многовопросов, и я предложила  им собрать как можно больше  информации  об историивозникновения фортепианного ансамбля, в частности, фортепианного квартета.Далее учащиеся расскажут, какую информацию по этой теме нашли. Все были оченьактивны в этом поиске.

       Так,получив информацию о фортепианном квартете, прослушав многие из них,  мыопределились, что фортепианный ансамбль, состоящий из четырех пианистов – этоочень здорово и интересно. Так возникла идея создать информационно-исследовательскийпроект под названием «Два рояля – восемь рук», который расширяет привычныерамки ансамблевого музицирования, когда за двумя роялями оказывается четырепианиста.

 

1.2. Актуальность проекта

1.    Проект ориентирован на развивающееобучение любого ребёнка, вне зависимости от его природных данных.

2.    Здесь рассматриваются возможностифортепианного квартета как коллективной формы музицирования для решения проблемсоциализации, коммуникации ребёнка, адаптации к школьной среде.

3.    Фортепианный квартет понимается, преждевсего, как форма «обучения»,   основа для развития творческого начала вребёнке, что тоже можно считать важнейшей и актуальной составляющей данногопроекта.

 

1.3. Ведущая педагогическая идея

     Фортепианный квартет —  формаколлективной практической музыкальной деятельности, наиболее благоприятная дляреализации творческого потенциала учащихся. Активное использованиефортепианного квартета в работе будет способствовать интенсивному развитиюмузыкально-творческих, исполнительских способностей детей. В квартете согромной силой проявляется действие одной из важнейшихсоциально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной.

    Роль общения в ансамблевозрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развитияпрофессиональных музыкальных умений и навыков, игра в квартете не в меньшейстепени учит понимать не одного партнера,  как игра в дуэте, а сразу несколькихучастников ансамбля, прислушиваться к ним. Занятия в ансамбле сближаютучащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именнотакой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных иличностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

     Опыт общения с учащимисяпоказывает, что игра в подобном ансамбле их привлекает необычностью состава. Партия каждого участника ансамбля не так сложна, как если бы это жепроизведение было написано для одного исполнителя или фортепианного дуэта.

     Создание проекта продиктованонеобходимостью показать новые формы работы, которые могли бы приблизитьискусство, таящее возможности духовного обогащения. В целом,информационно-исследовательский проект вписывается в основную стратегиюдеятельности преподавания фортепиано, направленной на воспитание гармоничноразвитой личности, способной к взаимодействию, творческому самоопределению впроцессе деятельности и общения, социальной адаптации в коллективе.

    Можно сказать,что фортепианный квартет обладает ещё и большим стимулирующим эффектом. Этоположение особенно актуально для учащихся, как младших, так и старших классов.В младших классах у детей еще недостаточно развиты музыкально – техническиенавыки для сольного музицирования.  Поэтому участие в концертных ансамблевыхвыступлениях является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса кдальнейшему обучению. В подростковом возрасте актуальность ансамблевогомузицирования объясняется острой потребностью этих детей к общению (преждевсего со сверстниками). Все эти особенности делают восприимчивыми кансамблевому музицированию как виду совместной деятельности детей самогоразного возраста.

       Таким образом, информационно-исследовательскийпроект «Два рояля – восемь рук»

— это умения и навыки, освоенные учащимисямузыкального объединения

фортепиано и являющиеся актуальными дляних;

—  это совместное творчество и егопрактическое воплощение;

— это метод педагогически организованногоансамблевого музицирования;

— это важное звено в системеличностно-ориентированного обучения.

       Учитывая все перечисленные достоинства ансамблевого музицирования и современныетребования к образованию, я взяла за основу своего исследовательского проекта  именноэту тему. Проект имеет методико-образовательную направленность и рассматриваетфортепианный квартет как форму повышения мотивации развивающего обученияучащихся на занятиях фортепиано.

1.4. Длительность работы над проектом

      Работа над проектом длилась с 01.09. 2019 — 20.05.2020г. и проходилав 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

   Первый этап – подготовительный (01.09.2019– 01.10.2019) был направлен на:

— знакомство сметодической литературой и выбор репертуара;

— проведениевходящей диагностики;

— анализмузыкально-творческих данных учащихся, согласно

  результатамдиагностики;

— составлениеплана деятельности;

— консультации сродителями.

     Второй этап – основной(01.10.2019 – 30.04.2020) представлял собой период обучения, в которомфортепианный квартет был не только формой исполнения, но и формой обучения.Именно в квартете дети получали и исполнительские навыки, и навыки общения, иэмоциональный заряд, и опыт сценического исполнительства, и практикуколлективного музицирования, и умение слушать друг друга. На этом этапенесколько раз проводилась диагностика для определения уровня развитияисполнительских навыков и сохранения интереса у детей к исполнительскойдеятельности, анализировался имеющийся репертуар для фортепианных квартетов.

      Третий этап– итоговый (30.04.2020 – 20.05.2020) определение результатов проведённойработы, проведение итоговой диагностики, сбор и обработку диагностических результатов,соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученнымирезультатами, участие в конкурсах, определяющих уровень исполнительскогомастерства участников ансамбля. На основе полученных результатов был произведёнметодический анализ развивающих функций фортепианного ансамбля.

1.5Диапазон проекта

    Диапазонпроекта представлен системой работы по развитию навыков ансамблевогоисполнения, учащихся на занятиях и во внеурочное время.

1.6. Теоретическаябаза проекта

    Теоретическую базу проектасоставляют труды, освещающие проблемы музыкально-инструментального(фортепианного) исполнительства и педагогики (А. Алексеев, Г. Коган, Г.Нейгауз, А.Гольденвейзер, Л. Баренбойм, Е.Тимакин); исследования в областиансамблевого исполнительства (Д. Благой, А. Готлиб, Е. Сорокина, Т.Самойлович,Р. Давидян, Н. Лукьянова, И.Федорв, И. Тайманов и др.).

1.7.         Новизнапроекта

     Новизна данногоинформационно-исследовательского проекта — в усовершенствовании отдельныхсторон педагогического труда, чтобы уйти от единообразия и усредненности впостроении образовательного процесса, учения без принуждения в тесномтворческом взаимодействии педагога и ученика.

1.8 Условия,в которых возможно применение и распространение проекта

      Данныйпроект предназначен для педагогов дополнительного образования, для тех, ктолюбит играть вместе. Участниками проекта являются учащиеся фортепианногообъединения МОУ «Гимназия №1», но основные его положения могут взять навооружение педагоги других отделений, где применяются формы совместногомузицирования.

Раздел 2.   Технологияинформационно-исследовательского проекта.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

2.1. Постановка целей и задачпедагогической деятельности

     Цель информационно-исследовательскогопроекта – теоретически обосновать и практически проверить рольфортепианного ансамбля как формы повышения мотивации развивающего обучения,активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей.

         Задачи:

 Обучающие:                                                                                   

— выработать у детей навыки игры вквартете;

— формировать технические навыки;

— обучить грамотному прочтениюнотного текста;

— приобщать к музыкальной культуре,постигая широкий круг художественных образов, стилей, жанров;

Развивающие:

-развивать воображение, фантазию;

-развивать все виды музыкальногослуха, чувство ритма, память;                                                               -формировать объёмное музыкальное мышление,

— стимулировать развитиеэмоциональности;

—  накапливать слуховые впечатления имузыкальный опыт;

— помогать возникновениюэмоционально-эстетических чувств, в связи с коллективным исполнением.

Воспитательные:

— стимулировать в детяхдоброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;                                                                                                  

 — способствовать проявлению творческой активности,  силы воли, умения дисциплинировать себя на публичныхвыступлениях;

— создать мотивацию к обучению;

Методические:

—  проверить в опытной работеразвивающие функции фортепианного квартета;

— определить методические условияреализации развивающего потенциала ансамблевого музицирования.

2.2. Объект, предмет,гипотеза информационно-исследовательского проекта

   Объектом в проекте стал процессразвития музыкально-творческих способностей учащихся на занятиях фортепиано  вмомент ансамблевой музыкальной деятельности.

      В качестве предметаисследования  я определила фортепианный квартет как форму коллективнойпрактической музыкальной деятельности, наиболее благоприятную для реализациитворческого потенциала учащихся.

       В связи с объектом и предметомбыла выдвинута гипотеза, согласно которой активное использование фортепианногоквартета в работе будет способствовать интенсивному развитиюмузыкально-творческих, исполнительских способностей детей, повышению заинтересованности учащихся в обучении игре нафортепиано, расширению кругозора учащихся, знанию направленийкамерно-ансамблевой музыки разных эпох.

 

2.3.  Методы, педагогическиетехнологии, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями изадачами

     В проекте было предусмотреноприменение как традиционных, так и инновационных методов обучения:

— словесные методы;

— наглядные методы;

— практические методы;

— репродуктивные методы;

— проблемно-поисковые методы;

— методы создания ситуации успеха(мотивации).

В процессе работыиспользовались разные педагогические технологии:

— личностно-ориентированногообучения;

— технология развивающего обучения;

— технология сотрудничества;

— здоровьесберегающие технологии.

2.4 Организация учебногопроцесса

    В самом начале  работы надпроектом были сформированы  два квартета. Первый – это учащиеся второго итретьего годов обучения. Второй квартет – это учащиеся седьмого и восьмогогодов обучения. Мне было важно посмотреть работу в квартете и в младших, и встарших классах.

    Но, задумав объединить четырехучастников, я столкнулись с определенными трудностями, которые касаются впервую очередь подбора репертуара.    Изучив интересы участников ансамбля, япришла к выводу, что репертуар должен быть современным и в то же времяопираться на лучшие музыкальные традиции, отличаться высоким уровнемпрофессионализма, художественным вкусом, удовлетворять техническим возможностями быть интересным для учащихся.     Репертуар для фортепианных квартетов можноразделить на специально созданные оригинальные произведения и переложения,которые ставят своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессевсе виды фортепианного ансамбля могут быть использованы. Сравнение же разныхвариантов одного произведения позволяет заглянуть в творческую лабораториюкомпозитора, осмыслив нюансы оркестровки, прочувствовав связь симфонического ифортепианного творчества.

     Такимобразом, я поняла, что формы занятий по фортепиано и современный ансамблевыйрепертуар нуждаются в совершенствовании и применении инновационных форм иметодов.      Уже с самого начала работы над опытом я постоянно помнила о том, чтообщемузыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. Одна из важнейших егосторон связана с тем, что мы называем обучением или точнее научением (приобретениеспециальных навыков игры на инструменте, знаний нотной грамоты и различныхтеоретических сведений и т.д.).

     Другая же сторона направлена на развитиеребёнка: его мышления, сознания, комплекса специальных способностей(музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальная память).  Каксделать обучение в классе фортепиано развивающим, наиболее полно раскрывающимпотенциал ребёнка, не теряя при этом важных обучающих компонентов? Именно этотвопрос привёл меня к изучению ансамбля как одной из форм обучения. Задуманныйопыт должен был доказать развивающие функции ансамблевой игры в процессеобучения детей музыке.

     Уже первый подготовительный этапвыявил ряд противоречий:

а)     между целями педагога иожиданиями детей;

б) между требованиями программы иреальными исполнительскими возможностями ребят;

в) между слуховым багажом детей имузыкой, рекомендуемой в программе.

Исходя извыявленных проблем, я разработала направления работы.

·       Первое изних было связано с подбором репертуара и динамикой изучения музыкальногоматериала.

·       Второе направлениеработы ориентировалось на освоение детьми элементов музыкального языка исвободное владение ими.

·       Третьенаправление было нацелено на выработку умения слышать, как себя, так и других, слышать,как элементы, так и целое.

·       Четвёртоенаправление рассматривало вопросы коммуникации, психологических особенностей взаимодействиядетей друг с другом как один из возможных стимулов к положительной мотивации.

Перечисленные направления сталиглавными для основного этапа работы. Основной этап был связан с выполнениемметодической и педагогической работы.  Это был период, в котором, собственно,«обучение» и «развитие» шли, что называется, «бок о бок». В какие-то моменты«обучение» выходило на первый план, в какие-то – «развитие», но всякий раз ястремилась к тому, чтобы именно «развитие» и детский интерес направляли нашучебный процесс. Для того чтобы процесс развития учеников сделать интенсивным,я разработала стратегию динамичного освоения репертуара. Имеется в виду такойподход к обучению, при котором в работу берутся как можно больше произведений,благодаря чему резко расширяется их круг. Быстрый темп изучения разнообразногомузыкального материала способствовал интенсивному накоплению музыкальногоопыта, освоению детьми музыкального языка и применению его в практическойдеятельности. С одной стороны, такая стратегия помогла расширить у детеймузыкальный кругозор, приобрести большой музыкальный опыт, а с другой – оченьблаготворно сказалась на формировании исполнительских навыков. Так как дляфортепианного квартета характерен ряд специфических трудностей в процессеобучения, то на этом этапе я сформулировала основные проблемы:

     1. Составучастников в фортепианном квартете.

     2. Особенности посадки в ансамбле.

3. Равновесиезвучания в мелодии и аккомпанементе.

     4. Способы достижения синхронностипри взятии и снятии звука.

5.Динамика исполнения.

6.Соблюдение общности ритмического пульса.

7.Общность понимания и чувствования темпа.

    8. Педализация.

9.Использование особых тембральных возможностей.

2.5. Содержаниеобразования

        Несмотря на то, что игра вфортепианном ансамбле предполагает наличие равноправных партнеров, в процессеобучения становится важным стремление максимально сблизить исполнительскийуровень участников ансамбля. «Настоящий ансамбль — это близость во всем:близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это- духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направленийв совместной работе». В этом вопросе не последнюю роль играет чувствосостязательности участников, которое дает максимальную концентрацию внимания,повышая качество исполнения.

     Процесс привыкания участниковансамбля друг к другу сложен и требует психологической работы. В отличие отисполнителей на оркестровых или народных инструментах, которые с первых занятийобучаются навыкам ансамблевой игры — от выступлений с концертмейстером, до игрыв различных ансамблях, оркестрах, обучение пианистов протекает в условияхиндивидуальных занятий, поэтому психологические установки пианиста-солистачасто оказываются помехой на пути к достижению ансамблевого единства.

     Все эти задачиусложняются, если мы говорим о квартете пианистов, так как о выученности текстаи технической свободе исполнения своей партии речь может идти только напервоначальном этапе разбора произведения. Умение слушать не только то, что самиграешь, а одновременно и то, что играют партнеры, звучание остальных партий,сливающихся в органичное целое, — основа совместного исполнительства. Каждыйпартнер должен помнить о силе и тембре звучания разных регистров фортепиано.Первые репетиции были сложными, ребята долго прислушивались друг к другу. Но,не смотря на все трудности, я видела, что учащимся нравится сам процесс. Каждыйиз участников квартета ждал с нетерпением совместных репетиций.

     Главная проблема в ансамбле –одновременное вступление, синхронное взятие аккордов, дослушивание пауз исинхронное окончание или снятие звука. Любой фортепианный ансамбль должен иметьсвою систему жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющую синхронно начинатьпроизведение, показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п., причем,такие жесты должны быть практически незаметны публике. А начинать вместе вквартете оказалось еще сложнее.

     Синхронность являетсярезультатом важнейших качеств ансамбля: единого понимания и ощущения партнерамитемпа и ритмического пульса, которые появляются при органичности музыкальногосопереживания. Ансамбль требует от участников определенного, безупречногоритма, который в ансамбле должен быть коллективным. Это у нас получилось,далеко, не сразу. Так как участниками квартетов были учащиеся совершенно сразными способностями. Но все очень старались, в меру своих возможностей, нет-  даже больше.

     Еще одна трудность, которую нампришлось преодолевать — тенденция к ускорению при нарастании силы звука, когдаэмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс, причем наши участникиделали это очень дружно и слаженно! С одной стороны мы старались устранить этупроблему, но в глубине души меня это немного радовало, так как ребята научилисьслушать друг друга, и даже при ритмических колебаниях, пытались играть вместе.Для преодоления этого недостатка мы сравнивали темп коды с темпом начала пьесы,или путем сравнения и сопоставления отдельных эпизодов.

     Следует также сказать и одинамике исполнения, которая является одним из важных средств художественнойвыразительности. Умелое использование динамики помогает раскрыть замыселкомпозитора, передать характер музыки, ее эмоциональное содержание и показатьконструктивные особенности формы произведения. Динамический диапазонвосьмиручного исполнения гораздо шире, чем при сольной и даже четырехручнойигре, так как наличие четырех пианистов позволяет полнее использоватьклавиатуру, построить более объемные и плотные аккорды, использовать длядостижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы всегоквартета. По всем указанным моментам взаимопонимание и согласие достигалисьдалеко не сразу.

     Чувство ответственности перед предстоящейсовместной репетицией, выступлением на концерте предъявляет строгие требованияк качеству исполнения. На первый план выходит ряд задач, связанныхнепосредственно с публичным выступлением. Когда участники ансамбля получатудовлетворение от совместно выполненной работы, радость от совместногоисполнения — можно считать, что занятия в классе ансамбля дали необходимыйположительный результат.

     Ансамблевое музицирование -результат целенаправленной и длительной работы, которое, прежде всего,предполагает всестороннее и систематическое изучение всех условийисполнительской деятельности и педагогического сопровождения. Необходимосоздавать благоприятные условия для успешного развития учащихся, самореализацииих личности.                                             Наш  проектзадумывался как   плод    творческого    содружества    учащихся

 и педагога. Его реализация строиласьна совместной координации действий, что всегда удавалось достичь путем обсуждения вариантовисполнения, поиска более эффективных приемов исполнения. Отдельно следуетсказать об организации самостоятельной работы учащихся в домашних условиях. Приигре на двух инструментах возможность подготовки в домашних условиях всегосостава ансамбля, естественно, невозможны. Педагогу необходимо помочь учащимсярационально распределить и использовать время для самостоятельной работы,обеспечить совместные занятия в школе не только в урочное, но и внеурочноевремя.

       К концу основного этапа по результатамдиагностики, учащиеся продемонстрировали значительный рост исполнительскихкачеств. Это позволило мне прийти к выводу о том, что развивающее обучение,одним из направлений которого является расширение репертуара и увеличениетемпов изучения музыкального материала, положительно сказывается наформировании музыкально-исполнительских качеств, а зачастую стимулирует ихразвитие.  В данном случае динамика изучения произведений становится важнейшимпоказателем: увеличение темпов изучения материала способствует увеличениюмузыкального опыта, а он в свою очередь становится основой интенсивногоразвития ученика.

      Для тогочтобы занятия в ансамбле были интересны детям и результативны проводиласьбольшая работа в мотивационной сфере. Учитывались возрастные особенности детей,характер их взаимоотношений друг с другом, формы общения, даже место проживание(близко или далеко друг от друга). В результате для учащихся занятия ансамблем– стало нечто большее, чем занятия, это ещё и общение, радость творчества, узнаваниечего-то нового. Изменение мотивационной сферы ребят в сторону усиления интересак коллективной музыкальной деятельности привело к значительному росту не толькоисполнительских качеств ребят, но и всего комплекса специальных способностей(музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальная память). Не менеесущественными оказались и сдвиги в области общемузыкального развития: в сферепрофессионального мышления и художественного сознания.

Раздел3.   Результативность информационно-исследовательского проекта.

       Третий заключительный этап информационно-исследовательскогопроектаподтвердил положительную динамику в росте музыкальных способностей имузыкальной культуры в целом у детей. Об этом свидетельствовали результаты сравненияс предыдущим годом уровня развития исполнительских навыков, уровня развитиямузыкального мышления, художественного сознания, а также успешные выступленияребят на  конкурсе.

      Хотелось бы отметить, чтоисполнительская деятельность детей присутствовала на каждом этапе работы.Умение играть и держать себя на публике ребята получали и на основном этапе, ина заключительном. Обращает на себя внимание очень важный психологическийнюанс: испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащиеся начинают болеекомфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста, стремятся выступатьчаще и больше, а не прячутся от выступлений. Так, ансамблевое музицированиеспособно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствоватьустановлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданиюситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Участие в концертахстановится одним из важнейших стимулов к дальнейшему обучению. Именно поэтомуигру в квартете можно считать наиболее действенным способом развитиямузыкальных способностей ребёнка, его исполнительского мастерства присохранении интереса.

       Таким образом, выдвинутая мноюгипотеза, что активное использование фортепианного квартета в работе будетспособствовать интенсивному развитию музыкально-творческих, исполнительскихспособностей детей. Я убедилась, что  ансамблевое музицирование в 8 рук назанятиях фортепиано – это не только одна из наилучших форм сотрудничества,которая приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но итакая форма деятельности, которая способствует реализации принциповразвивающего обучения.  Систематическая, планомерная, и целенаправленная работапо развитию творческой активности учащихся в этом направлении способствуетповышению уровня музыкальности детей, а также развивает высшие психическиефункции и способствует формированию активного, позитивного, тонко чувствующегои неравнодушного человека, готового к сотрудничеству и творческой деятельности.

3.1. Выводы по проекту

1. Реализация проекта дает возможность раскрыть потенциальные творческиеспособности учащихся.

2. Ансамблевое исполнительство как вид совместной деятельности положительнымобразом влияет на обучающихся и младшего, и подросткового возраста вформировании ключевых компетенций.

3. Игра в квартете воспитывает у исполнителей ряд ценных профессиональных качеств:она дисциплинирует в отношении ритма, способствует развитию мелодического,полифонического, гармонического и тембрального слуха, помогает добитьсястабильности в исполнении.

4. Данный проект имеет большой воспитательный потенциал, так как совместноеисполнение учит учащихся прислушиваться к мнению друг друга, относитьсясочувственно к неудачам и ошибкам партнера. Игра в квартете обязываетисполнителя согласовывать свои действия, подчиняться законам коллективизма.

5. Важную роль в успешной деятельности фортепианного квартета играет ипсихологическая совместимость участников, которая представляет собой целыйкомплекс качеств. Участников ансамбля объединяет общая цель, творческая атмосфератрудолюбие,упорство, воля, терпение — без этих качеств невозможно достичь положительныхрезультатов.

6. Информационно-исследовательский проект «Два рояля – восемь рук» может бытьиспользован как средство развития эстетических чувств и творческих способностей,социально-нравственных качеств личности, потому что способствует выработкеопределенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.

7. Музицирование в  фортепианном квартете можно признать фактором, посредствомкоторого может быть реализована концепция развивающего обучения в новыхусловиях модернизации образования. Ведь ничто так не сближает, как совместноетворчество, поиск новых открытий и стремление к лучшему!

 

             

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.   М.: Музыка, 1982

2.Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка,1969

3.Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.     М.: Музыка, 1971

4.Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания.   М.: Музыка, 1969

5.Давирян Р.  Квартетное искусство:  Проблемы исполнительства, теоретическиеосновы, практический опыт. 2-е изд., доп. и перераб. М.Музыка, 1994

6.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.    М.: Кифара, 2002

7.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.     М.: Музыка, 1988

8.Самойлович Т. Некоторые методические вопросы работы

вклассе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. 

М.:Музыка, 1988

9.Сорокина Е. Фортепианный  дуэт. История жанра.   М.: Музыка, 1988

10.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Сов. Композитор, 1989

11.Федоров И. О роли фортепианного ансамбля в становлении

профессиональногомузыканта. С.П.: Музыка, 2007

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет