Информационно-познавательный,творческий проект
длядетей средней группы «Эх, валенки…»
Воспитатели:
Сасорова Г. А.
Синицина О. В.
Аннотация
Выпал первый снег, ударили первые морозы, одна девочкаиз нашей группы пришла в детский сад в беленьких валенках. Некоторые детиудивились, что это за обувь такая? Застежек нет, липучек нет, на ощупь мягкие,почти пушистые. После прогулки дети спросили: «Тепло ли ножкам в валенках»,«Очень тепло», — ответила девочка. Так в нашей группе возникла идеяорганизовать выставку «Эх, валенки…». Познакомить детей с этой замечательнойобувью. Ведь валенки — это не просто обувь, это еще и элемент нашей народнойкультуры. Родители с удовольствием присоединились к проекту, особенно бабушки,пополняя нашу выставку экспонатами. Наш проект будет интересен педагогамдошкольных образовательных учреждений, реализующим проектные технологии в ДОУ.
Содержание
Введение.
1.1 Подготовительныйэтап (планирование деятельности).
1.2 Основнойэтап (организация совместной и самостоятельной деятельности детей)
1.3Заключительный этап (итоги проекта).
Списоклитературы.
Валенки – этонеотъемлемая часть русского образа жизни,
русской зимы и русского характера, часть русскойистории и культуры.
Это уникальная (без начала, без конца, без шва,без рубца)
обувь издавна любима всеми.
«Позабыты валенки
Не подшиты, стареньки.
Надо валенки подшить,
На свидание сходить!»
Знакомство снациональной одеждой и обувью, народной музыкой, и промыслами является важной частьюприобщения дошкольников к национальной культуре нашей страны. Актуальностьвыбранной темы в том, что в наше время развивается наука, в жизнь внедряютсякомпьютеры и роботы, а элементы народной культуры, народный язык начинаюттерять свою значимость и эмоциональность. Валенки становятся не модными и несовременными. Вот почему так важно в жизнь детей в детском саду включатьразнообразные виды народных промыслов, народного творчества. Русская народнаяобувь, одежда, песни, пословицы — это мудрость создана народом. Все, что пришлок нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сформулируемгипотезу проекта: если создать необходимую развивающую среду в группе,помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можнозаинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций, поддержать удетей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Сила воздействия на ребенка предметов народных промыслов возрастает,если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности.Экспонаты нашей выставки можно трогать руками, рассматривать, примерять, игратьс ними в разные игры. В общем «Валенки, валенки, эх не подшиты стареньки…»!Знакомимся с историей валенка, с тем, как делают валенки и конечно танцуем вваленках!
Продолжительность проекта:краткосрочный (28.12.2022 – 09.12.2022).
Участники проекта:(воспитатели, дети, родители).
Возраст детей:4-5 лет.
Проблема:что такое валенки, из чего их делают, что можно делать в валенках?
Цель проекта: познакомитьдетей со старинной русской обувью – валенками, приобщениек национальным традициям русского народа.
Задачи:
— дать детям представление о валенках, истории их происхождения,пользе; формировать представление детей о народных промыслах;
— развивать познавательные интересы детей, чуткость кхудожественному слову, обогащать словарный запас; развивать интерес к народнойпесне;
— развивать творческие способности, умение общатьсядруг с другом; прививать любовь к традициям русского народа.
Задачи проекта для родителей:
— принимать активное участие в жизни группы, оказатьпомощь в создании выставки в группе «Эх, валенки…».
Ожидаемые результаты:
— дети и родители получат знания о русском валенке,захотят носить эту обувь.
— дети проявляют познавательный интерес к русскойтрадиционной обуви – валенкам; эмоционально откликаются напроизведения устного народного творчества (загадкам, пословицам), музыкальноготворчества (русской народной песне),
— владеют связной устной речью в общении с взрослыми сверстниками, охотно включаются в народные игры, проявляют дружелюбие,взаимовыручку в играх.
— возможностьтранслировать наработанный опыт для всех педагогов детского сада (созданиевидеофильма «Эх, валенки…» о прохождении проекта).
Итоги проекта:
-создание выставкив группе «Эх, валенки».
— организацияпознавательной, игровой и творческой деятельности с экспонатами выставки.
-видеопрезентация проекта
Реализация проектаосуществляется через различные виды детской деятельности:познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественную, игровую.
Подготовительный этап |
|
Ситуативный разговор с детьми: «Что это за обувь, валенки?». Выбор темы проекта. Определение актуальности, формулировка целей и задач проекта. Составление плана образовательной и совместной деятельности. Подбор и анализ информации по данной теме (подбор художественной литературы для чтения, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми, подбор музыкального материала для проекта). Создание презентации по теме «Русские валенки». Вовлечение в проект родителей. Беседа с родителями «А Вы знаете, что такое валенки и чем они полезны? Давайте вместе расскажем детям про валенки!» Подбор экспонатов для выставки «Эх, валенки…». |
|
Организационный этап
|
|
Создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, сценария развлечения. Создание презентации по теме «Русские валенки».
|
|
Основной (формирующий) этап
|
|
Виды деятельности |
Описание деятельности, цель. |
Рассматривание экспонатов выставки «Эх, валенки…»
|
Рассказ воспитателя «Что такое валенки?» Знакомство с валенками.
|
(беседа сопровождается просмотром презентации) |
Цель: познакомить детей со старинной русской обувью – валенками, расширять кругозор детей, знаниями об истории возникновения и пользе валенок.
|
|
Узнали, что материал состоит из ворсинок. Валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод. Валенки пропускают воду. Для защиты валенок используют галоши. Войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
|
Интересные факты о валенках.
|
Сувенирные крошечные валенки получили название «шептуны» — считается, что они исполняют желание: прошепчите желание в такой валенок — и оно непременно сбудется. Валенки незаменимы при зимнем отдыхе на природе. Валенки незаменимая обувь на Северном полюсе. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии с фронтов войны.
|
Рассматривание картины Евгения Балакшина «Зимние забавы». |
Развивать у детей умение рассматривать произведения живописи. Цель: ознакомление детей с зимними русскими забавами наших предков, обратить внимание на обувь.
|
Дидактические игры: «Найди валенку пару», «Разложи валенки по размеру».
|
Цель игры: развивать внимание. Задачи: уметь находить пару по одинаковому узору, цвету, размеру, закреплять навыки счета.
|
Подвижная музыкальная игра «Кто быстрее возьмёт валенок»
|
Дети под музыку танцуют по кругу. В центре круга лежит валенок, по окончании музыки, надо быстро взять валенок. Развивать ритмический слух у детей.
|
Составление творческих рассказов «Какие валенки мне больше всего понравились». |
Цель: побуждать ребенка описывать понравившиеся валенки. |
Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки» в исп. Л. Руслановой. |
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость к музыке, побуждать детей к танцевальной импровизации. |
Рисование «Расписные валенки». |
Цель: создание расписных валенок. |
Лепка: «Мы обуем валенки». |
Цель: учить детей создавать необходимую форму, украшать поделку. |
Аппликация: «Русский валенок». |
Продолжать учить детей составлять композицию из цветной бумаги; закреплять навыки работы с ножницами, клеем.
|
Ознакомление с художественной литературой. С. Гришунин «Дедушкины валенки» О. Самохина «Сказка про валенки» Заучивание стихов о валенках. Инесса Агеева «Валенки». Знакомство с загадками, частушками про валенки.
|
Цель: расширять знания детей о валенках, развивать интерес к народному слову, обогащать словарный запас.
|
Валенки в мультфильмах, просмотр мультфильма «Простоквашино». |
Создать радостное настроение у детей. |
Цель: приобщать к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки. |
|
Консультация для родителей: «Лечебные свойства валенок для человека». |
Расширять знания родителей о пользе валенок.
|
Заключительный этап |
|
Оформление результатов проекта. В процессе основного (формирующего) этапа проекта был создан видеофильм «Эх, валенки…». Размещение опыта работы в социальных сетях на официальных страничках детского сада. В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей и родителей была создана выставка «Эх, валенки…». Дети познакомились с различными видами валенок: валенки ручной работы, валенки подшитые, валенки на резиновой подошве, валенки в галошах, расписные украшенные валенки, валенки сувенирные, волшебные «шептуны», которые исполняют желания. Узнали об истории возникновения валенок, об их роли в жизни русского человека. Валенки показали нам как люди обувались в далёком прошлом. Ребята познакомились с материалом, из которого изготавливают валенки (шерсть), узнали об ее свойствах и полезных качествах. Валенки можно изготовить с помощью специальной машины, а можно свалять руками. Продолжили закреплять умение составлять описательные рассказы про валенки. И даже научились танцевать в валенках. Говорят, валяние валенок — забытые традиции? Но традиции имеют свойство возвращаться. Ведь новое – это хорошо забытое старое. Не так давно валенки считались пережитком прошлого, но сейчас, если мы узнаем о них побольше, они могут вернуться в нашу жизнь и принести много пользы. Родители приняли активное участие в проекте, у многих дома нашлась пара валенок, которые помогли нам узнать много интересного. Все могли попробовать себя в роли модельера, украсили свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение сказок, совместные народные игры помогли глубже прочувствовать народный быт. Таким образом мы сделали вывод, что валенки – это русское чудо, национальный символ России.
|
Список литературы:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русскоговаленка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры длядетей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей кистокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.– СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством:Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическоепособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С.Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детейс русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.Авторский коллектив: Пугачева Н. В. Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебноепособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение1
Конспект совместногоразвлечения для детей и родителей «Эх, валенки…»
для детейсреднего дошкольного возраста.
Цель: приобщатьк ценностям семейных и национальных традиций русского народа, познакомить детейс историей традиционной русской обуви – валенки.
Задачи.
Образовательные.
Формироватьпредставление детей о народных промыслах — русских валенках.
Развивающие.
Развиватьтворческие способности, умение общаться друг с другом, интерес к русскойнародной песне, народному слову, обогащать словарный запас.
Воспитательные.
Прививатьлюбовь к традициям русского народа.
Планируемыйрезультат: дети проявляют познавательный интерес к русскойтрадиционной обуви – валенкам, эмоционально откликаются напроизведения устного народного творчества (загадкам, потешкам, песенкам),музыкального творчества (русской народной песне), владеют связной устной речьюв общении с взрослым и сверстниками, охотно включаются в народные игры,проявляют дружелюбие, взаимовыручку в играх.
Оборудование: валенкиразного размера и цвета, аудиозапись русской народной песни «Валенки» висполнении Л. Руслановой.
Действующиелица: воспитатель, снеговик, родители и дети средней группы.
Ход мероприятия.
В. Ребятадавайте посмотрим в окно, кажется, кто-то идет по дорожке (под окнами подорожке шагает снеговик с посылкой в руках).
В.Ребята, посмотрите, какую посылку принесли в наш детский сад.
Снеговик.Здравствуйте ребята, я принес вам посылку. От кого же она? Смотрите, здесь что- то написано:Детский сад «Золотаярыбка» от Деда Мороза. Давайте заглянем внутрь, смотрите, старый, худой валенок, а еще есть письмо:«Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, валенки мои все износились, стали старыми и худыми. Мнене в чем прийти к вам на праздник. Помогите мне, пожалуйста».
Какмы можем помочь Деду Морозу? (ответы)
Дляэтого нам нужно все узнать о валенках, согласны?
В.Почему «валенки» так называются? (Валенки – это зимние теплые сапоги изтеплой овечьей шерсти.) Из чего изготавливают валенки? (Изшерсти.) Рассматривание валенок – разных по цвету, размеру.
Валенки –это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русскогохарактера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без начала, безконца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.
В. Почему люди любят валенки? (Рассуждения детей.)
Валенки– традиционно русская обувь, которая используется для ходьбы по сухомуснегу. Валенки – прекрасная, удобная обувь, в них не страшны морозы иметели! Обычно валенки бывают коричневыми, черными, серыми или белыми. Вних праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
Снеговик.Давайте начнем представление всем на удивление!
Еслив доме, на работе
Увас валенки в почёте,
Томы вас, своих друзей
Приглашаемпоскорей
Кнам на праздник – поплясать,
Своюудаль показать!
Танец«Валенки».
В.Родители, а вы знаете пословицы про валенки.
Сании валенки готовь слета.
Ктораньше встал, тот и валенки надел.
Снеговик.В старину валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий и быстрый.
Укого там хмурый вид?
Сновамузыка звучит!
Мыгрустить не разрешаем,
Мыиграть, здесь начинаем!
В.Предлагаю поиграть с валенками! (Родители по желанию присоединяются киграм).
«Музыкальныеваленки». Дети стоят по кругу и под музыкупередают друг другу валенки. По окончании музыки игрок, у которого в рукахостались валенки, обувается и танцует.
Игра-эстафета «Пробеги в валенках».Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика), садитсяснимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику.Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежитв валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрываеткоманда, первой закончившая испытание.
Игра «Сбей кеглю валенком».Игра «Прыжки в одном валенке».
Игровая ситуация для родителей«Примерка валенка», кому подойдет «Показ мод в валенках».
Частушкипро валенки.
«Ах,спасибо, папеньке,
Чтосвалял мне валенки,
Ах,какая благодать,
Вваленках-то танцевать!»
«Нехочу ботинок я,
Нехочу сапожек,
Валенкиудобнее,
Нетобуви для ножек.
ПодарилиВареньке
Беленькиеваленки,
Сними я не расстаюсь,
Дажеспать я в них ложусь.
Позабытываленки
Неподшиты, стареньки.
Надоваленки подшить,
Насвидание сходить!
В.Ребятки, давайте для Дедушки Мороза изготовим такие же красивые валенки. Художественнаядеятельность (совместно с родителями) «Укрась валенок». Дети берут силуэт валенка и раскрашиваютего (наносят декоративные узоры).
В.Ребята, теперь надо передать наши валенки Дедушке Морозу, для этого нужно запомнить волшебныеслова.
Подмузыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, «змейкой». Далеевыполняют движения в соответствии с текстом.
Белымснегом замело (ходят,отводя руками воображаемый снег)
Вседороги на село.
Вседороги, все пути-
Нипроехать, ни пройти!
Мышагаем по сугробам.
Посугробам крутолобым. (ходят с высоким подниманием ног).
Поднимай-ка выше ногу
Проложидругим дорогу.
Снег,снег, белый снег-
Засыпаетон нас всех. (водятхоровод)
Мына саночки садимся.
Ипод горку быстро мчимся!
Снег,снег, белый снег-(имитируетсяезда на саночках).
Мчимсямы быстрее всех!
На экране появляется Дед Мороз:«Спасибо, вам ребятки за валенки, порадовали дедушку, теперь мне есть в чем прийти квам на праздник. До скорой встречи!»
Дети,посмотрите, пока мы были в гостях у дедушки, у нас появился валенок, наверное, кто-то потерял. Еще в старину в валенки клали подарки, давайте посмотрим. А здесь для вассюрприз (достаетугощение).
В.Знает взрослый человек,
Знаетдаже маленький
Чтобзимою не болеть
Надевают…(валенки).
Итогмероприятия. Дети хором просят родителей «Мама, купи мне валенки».
Приложение 2
Консультациядля родителей: «Лечебные свойства валенок для человека».
Валенки — вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаряовечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Состригают ееисключительно с живых овец. Такая шерсть буквально пропитанацелительной энергией солнца. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает ииспаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает припростудах. Ученые давно пришлик выводу, что от того, насколько комфортно чувствуют себя ноги, зависитэмоциональное состояние человека. Ноги в валенках всегда дышат, всегда в теплеи никогда не потеют. Обутые на босу ногу валенки оказывают массажный эффект,создают электростатическое поле, благодаря чему усиливается циркуляция крови,нормализуется давление крови во всём организме. Натуральная шерсть нераздражает кожу ног, обладает положительной для человека энергетикой,натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам незамерзать в самые жгучие морозы. Вывод: несомненно, носить валенкиполезно. Купите пару настоящих валенок, и несколько раз в неделюпросто ходите в них по квартире минут по 15-20 и сразу почувствуетеоздоровительный эффект.
Приложение 3
Валенкив стихах
Приходитев гости к нам,
Потолкуем по душам.
Будем петь мы, и плясать,
Валенки прославлять!
На забореваленки
Вверх ногами сохли,
Значит, эти валенки
Вниз ногами мокли.
Баю-баю-баиньки,купим
Ваневаленки
Баю-баю-баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Ванечка ходить
Новы валенки носить.
ДляМаринки маленькой
Мы купили валенки,
На неё они большие-
Великанские такие!
Им Маринка очень рада,
Говорит: «Мне так и надо!
Я теперь в них — великанша!
А не кнопочка, как раньше».
Валенки
Для больших и маленьких
Есть обувка – валенки.
Чтоб по снегу мы гуляли,
Их из шерсти нам сваляли.
Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит.
Русский валяный сапог
Победить века все смог.
У него есть свой музей –
Сам сходи, своди друзей. (Музей Валенка в Москве.)
Беседа «Русскийваленок, откуда появились валенки,
значениеваленка для русского народа, польза валенок»
для детейсреднего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей со старинной русской обувью – валенками.
Образовательные.
Датьдетям представление о валенках, истории их происхождения, пользе. Формироватьпредставление детей онародных промыслах.
Развивающие.
Развиватьпознавательные интересы детей, чуткость к художественному слову, обогащатьсловарный запас.
Воспитательные.
Прививатьлюбовь к традициям русского народа.
Планируемыйрезультат: дети проявляют познавательныйинтерес к русской традиционной обуви – валенкам.
Оборудование: валенкиразного размера и цвета.
Ход беседы.(беседасопровождается просмотром презентации)
Ребятаа вы хотите узнать все о валенках?
В.Почему «валенки» так называются? (Валенки – это зимние теплые сапоги изтеплой овечьей шерсти.) Из чего изготавливают валенки? (Изшерсти.) Рассматривание валенок – разных по цвету, размеру. Валенки –это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русскогохарактера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без начала, безконца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.
В. Почему люди любят валенки? (Рассуждения детей.)
Валенки– традиционно русская обувь, которая используется для ходьбы по сухомуснегу. Валенки – прекрасная, удобная обувь, в них не страшны морозы иметели! Обычно валенки бывают коричневыми, черными, серыми или белыми. Вних праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
А сейчас я вам загадаю загадку:
Неботинки, не сапожки,
Ноих тоже носят ножки
Вних мы бегаем зимой,
Утром– в садик,
Днём– домой! (Валенки).
Да,отгадка одна – это валенки.
В.А как же делают валенки?Сейчас я вам расскажу, как появились валенки у нашего народа.
Валенкипоявились более 1,5 тысяч лет назад. Родина уникального русскогоизделия – Семёновский уезд Новгородской губернии. Именно здесь в 1799году изобрели «шерстяной сапожок»: скатанную овечью шерсть «сварили» в кипяткеи прокатили по настилу.
Изготовление валенок- дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения. Как и прежде,ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.Технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: исейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды наши.
Выуже знаете, что валенки изготавливаютсяиз овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают,потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкоемягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем,словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка ивываривают её в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовкауже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовкунатягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревяннойколотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера. Позавершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться.
Встарину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки былопрестижно. По валенкам невесты выбирали жениха, ведь жених в валенках – богатыйчеловек. На парня в такой обувке заглядывались все девушки в деревне. Если всемье была одна пара этой обуви, то ее берегли и носили по старшинству,передавая из поколения в поколение, так как срок носки валенок практическинеограничен. Валенки берегли, носили по очереди, передавали их понаследству. Когда случалось так, что валенки просто рвались,появлялись дырки, то их подшивали, ставить заплатки.
Внароде валенки называют: катанки, чесанки, пимы, самовалочки.
Русский человек использовал валенкине всегда по основному назначению. В деревнях валенки часто применяли вкачестве подушки. Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко.
Валенки не раз спасали русского человекаво времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен ВеликойОтечественной войны. Неоценимазаслуга валенок и в военное время. Зимой наших солдат одевали только вваленки. И Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплойобуви. Валенки не раз возвращались на фабрики, их чинили, подшивали иснова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовыбыли обменять их на любую ценность, даже на золотые часы. Русский валенокпрошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!
Без валенок было быневозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный иЮжный полюсы.
Итогбеседы. Ребята, о какой зимней обуви мы с вами говорили?
Чтобыло самым трудным для вас на этом занятии?
Изчего делают валенки?
Чтовам больше всего запомнилось?
Евгений Балакшин «Зимние забавы»
Приложение 6
«Сказка про валенки» (О. Самохина)
Жили-были валенки, самые обычные, из овечьей шерсти, оченьтеплые и совсем невзрачные. Они стояли в шкафу современной квартиры, средилаковых ботфортов, замшевых ботильонов и леопардовых босоножек. Валенки свосхищением смотрели на своих соседей, и им было очень печально, что они неродились такими же красивыми.
Валенки очень хотели вновь оказаться на ножках своейобладательницы. В последний раз она надевала их, когда гостила у дедушки сбабушкой в деревне. Теперь вместо пушистого белого снега на них падает лишьпыль и косые взгляды всё вновь появляющейся обуви.
Однажды хозяйка второпях забыла закрыть шкаф и ушла,оставив включенным телевизор. По телевизору показывали коллекцию зима отизвестного дома моды. Валенки очень удивились, когда увидели, что на моделяхтоже надеты валенки, и они были очень нарядные и красивые.
Валенки поставили цель – во что бы то ни стало измениться!Они нашли яркие бусинки, ленточки и кружавчики и украсили себя так, словнотолько что сошли с подиума.
Когда хозяйка вернулась домой и увидела это произведениеискусства, ее радости и удивлению не было предела. Новые валенки смотрелисьвеликолепно и с джинсами, и новой юбкой, и с блузкой.
«Дедушкин валенок» (Михаил Пришвин)
Хорошо помню — дед Михей в своих валенках проходил летдесять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит,бывало, себе на ноги и скажет:
— Валенки опять проходились, надо подшить.
И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву,подошьет, и опять валенки идут, как новенькие.
Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете всеимеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные.
Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. Никогдадед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.
— Это у тебя от холодной воды, — сказал фельдшер, — тебе надобросить рыбу ловить.
— Я только и живу рыбой, — ответил дед, — ногу в воде мненельзя не мочить.
— Нельзя не мочить, — посоветовал фельдшер, — надевай,когда в воду лезешь, валенки.
Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. Нотолько после дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках, и, конечно,тер их беспощадно о придонные камешки. Сильно подались от этого валенки, и нетолько в подошвах, но и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.
Верно, это правда, — подумал я, — что всему на светеконец бывает, не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходитконец.
Люди стали деду указывать на валенки:
— Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдатьворонам на гнезда.
Не тут-то было! Дед Михей, чтобы снег в трещинки незабивался, окунул их в воду — и на мороз. Конечно, на морозе вода в трещинкахваленка замерзла и лед заделал трещинки. А дед после того валенки еще разокунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. Вот какие валенки послеэтого стали теплые и прочные: мне самому в дедушкиных валенках приходилосьнезамерзающее болото зимой переходить — и хоть бы что…
И я опять вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкинымваленкам никогда и не будет конца.
Но случилось однажды — дед наш захворал. Когда пришлось емупо нужде выйти, надел в сенях валенки, а когда вернулся, забыл их снять в сеняхи оставить на холоду. Так в обледенелых валенках и залез на горячую печку.
Не то, конечно, беда, что вода от растаявших валенок спечки натекла в ведро с молоком, — это что! А вот, беда, что валенкибессмертные в этот раз кончились. Да иначе и быть не могло. Если налить вбутылку воды и поставить на мороз, вода обратится в лед, льду будет тесно, ибутылку он разорвет. Так и этот лед в трещинках валенка, конечно, шерсть вездеразрыхлил и порвал, и, когда все растаяло, все стало трухой…
Наш упрямый дед, как только поправился, попробовал валенкиеще раз заморозить и походил даже немного, но вскоре весна пришла, валенки всенцах растаяли и вдруг расползлись.
— Верно, правда, — сказал дед в сердцах, — пришла пораотдыхать в вороньих гнездах.
И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники,где я в то время ловил щеглов и разных птичек.
— Почему же валенки только воронам? — сказал я. — Всякаяптичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку,
Я спросил об этом деда как раз в то время, как онзамахнулся было вторым валенком.
— Всяким птичкам, — согласился дед, — нужна шерсть нагнездо — и зверькам всяким, мышкам, белочкам, всем это нужно, для всех полезнаявещь.
И тут вспомнил дед про нашего охотника, что давно емуохотник напоминал о валенках: пора, мол, их отдать ему на пыжи. И второйваленок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.
Тут вскоре началась птичья пора. Вниз, к реке, на репейники,полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили своевнимание на валенок. Каждая птичка его заметила и, когда пришла пора витьгнезда, с утра до ночи стали разбирать на клочки дедушкин валенок. За однукакую-то неделю весь валенок по клочку растащили птички на гнезда, устроились,сели на яйца и высиживали, а самцы пели. На тепле валенка вывелись и вырослиптички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края. Весною они опятьвернутся, и многие в дуплах своих, в старых гнездах найдут опять остаткидедушкина валенка. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тожене пропадут: с кустов все лягут на землю, а на земле их мышки найдут и растащатостатки валенка на свои подземные гнезда.
Много в моей жизни походил я по лесам и, когда приходилосьнайти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький:
«Все на свете имеет конец, все умирает, и только однидедушкины валенки вечные».
Приложение 7
Знакомствос материалом, из которого делают валенки: шерсть.
Приложение 8
Наше творчество
