X-PDF

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов».

Поделиться статьей

Опытработы по теме:

«Инновационныеформы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональнойкомпетентности педагогов».

 

«Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника».

(И. Иманцуми)

 

Актуальность.

Модернизациясистемы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формированияпрофессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.Профессиональная компетентность является условием эффективности организациивоспитательно — образовательного процесса. 

Условияформирования опыта:

Внастоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию ииспользованию инноваций.

Рольстаршего воспитателязаключается в  создании благоприятныхусловий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения ипоощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационнымиобразовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста,освоению современных методов работы с детьми и родителями, а также с нетрадиционнымиподходами к разработке и  оформлению педагогической документации.

Цельи задачи.

Ведущаяцель деятельности старшего воспитателя:повышение профессиональной компетентности педагога посредством  формированияего мотивации к самообразованию.

Основные задачи  работы  старшего воспитателя:

             выявить, обучить и распространить передовойпедагогический опыт педагогов;

             выработать стратегию и подобрать эффективные методыповышения педагогического мастерства.

             создать условия для  реализации  креативногопотенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

             систематически проводить анализ качества работыпедагогов с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений вразвитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентностипедагогов.

Теоретическаяоснова.

В дошкольнойобразовательной организации старший воспитатель является  стратегом  итактиком  воспитательно-образовательного процесса.

Под методическойдеятельностью старшего воспитателя  обычно определяют деятельность по обобщениюи распространению педагогического опыта.
К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя: «Этоцелостная система деятельности,  направленная на обеспечение наиболееэффективного качества реализации стратегических задач МДОУ».

По мнению А.И Васильевой:«Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это комплексный итворческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателейметодам и приёмам работы с детьми».

Ведущая цель деятельностистаршего воспитателя: повышение профессиональной компетентности педагогапосредством  формирования его мотивации к самообразованию.

 

              Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к педагогу.

1)Единыйквалификационный справочник должностей руководителей, специалистов  

 и   служащих (ЕКС), утвержденный утвержденный приказом МинздравсоцразвитияРФ от   26.08.2010 N 761н.

 Раздел«Квалификационные характеристики должностей работников образования»(«Должностные обязанности», «Должны знать», «Требования к квалификации»)

 2)Федеральный закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ с дополнениями от 29.12.2012 

Ст.47. Статус педагогического работника. Академические права и свободыпедагогических работников

3)ФедеральныйГосударственный Образовательный стандарт дошкольного образования,утвержденный Министерством науки и  №1155 от 17.10.2013. Согласно п. 3.4.2.«Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимымидля создания условий развития детей».

4)Профессиональныйстандарт педагога, утвержденный №544 н от 18.10.2013.

п. 3.2.1.«Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образованиядолжен быть реализован в конкретных действиях, требующих определенных знаний иумений».

Термин  «профессиональная компетентность»:

Е.С.Рапацевич«Педагогика. Большая современная энциклопедия».

«Компетентность -мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально -профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач ирешаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубопрофессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качествакак инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативныеспособности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использоватьинформацию».

 Н.А. Виноградов, Н.В.Микляева «Дошкольноеобразование.   Словарь   терминов».

 

«Компетентность:

       1)степень выраженности присущегочеловеку

       профессионального опыта в рамках кругавопросов

      (полномочий), соответствующихконкретной должности;

       2)обладание знаниями, позволяющимисудить о чем — либо, 

       высказывать  веское авторитетноемнение;

       3) качество личности профессионала».

 

Термин «профессиональная компетенция»:

Д.И.Ушаков. Толковый словарь.

«Компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладаетавторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

В подходах к пониманиюпрофессиональных компетенций, можно выделить два основных направлениятолкования понятия компетенции:


-способность человека действовать в соответствии со стандартами;
-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

В международном понятиитермина профессиональной компетенции американскими психологами в сфере трудабыла введена аббревиатура KSAO:


— знания (knowledge);
— умения (skills);
— способности (abilities);
— иные характеристики (other).

Компоненты педагогической компетентности:

-информационный(теоретический);

-операционный(практический);

-мотивационный(личностный).

 

Критерии профессиональной компетентности:

-профессионализм;

-творчество;

-мастерство;

-эффективность;

-оптимальность.

 

Ведущие компетенции педагога:

-когнитивная (теоретическме и практические знания);

-функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовойи социальной деятельности);

-личностная (поведенческие умения в конкретнойситуации);

-этическая (наличие личностных и профессиональныхценностей).

 

Схема оцениванияпрофессионально-педагогической компетентности

(по С. Г .Молчанову и Г.В. Яковлевой).

-профессиональная подготовленность (образование);

-профессионально-педагогическая деятельность;

-продуктивность профессионально-педагогическойдеятельности;

-результативность профессионально-педагогическойдеятельности;

-профессионально-педагогическая, поисковая,инновационная и исследовательская деятельность, преобразовывающая объективносуществующую педагогическую (образовательную) реальность.

 

Модель системы повышения профессиональнойкомпетентности педагогов дошкольной образовательной организации:

-мониторинг качества профессионально-личностныхспособностей;

-ранжирование педагогов по степени профессиональногомастерства;

— подбор форм методической работы(традиционные иинновационные).

 

Классификация форм методической работы поповышению педагогической компетентности:

-фронтальные;

-подгрупповые;

-индивидуальные.

 

Повышение качества дошкольного образования находится впрямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров,формировании профессиональных компетенций педагога.

Профессионализм педагога, работающего с детьми,связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть иобщаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышениипрофессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различныеформы и  методы в работе с педагогами, как традиционные, так и инновационные.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Для подбора эффективных форм и методов работы ежегоднопроводится мониторинг сформированности  профессионально-личностных способностейи затруднений педагогов.

 

По результатам мониторинга педагоги  дифференцируютсяпо группам, каждой группе подбираются специфичные формы работы:

1)                Педагогис низким уровнем (индивидуальные консультации старшего воспитателя, посещениеоткрытых НОД, обучающие семинары, изучение передового педагогического опыта,«Школа молодого педагога»).

Цель: повышение уровня теоретической подготовки.

 

2)                Педагогисо средним уровнем (творческие и проблемные группы, деловые игры, тренинги)

Цель: развитие мотивации к повышению квалификации

 

3)                Опытныепедагоги с высоким уровнем (наставничество, обобщение опыта работы,педагогический час, педагогическая гостиная, аукцион педагогических идей,аттестация)

Цель:  совершенствование педагогического мастерства.

 

Этапыработы:

1. Теоретико-аналитический (повышение теоретическихзнаний, осмысление ППО)

-Лекторий:

-Семинар-практикум:

-Консультации:

 

2. Методический (развитие проблемно-поисковойактивности)

-Методическое объединение педагогов

-Психолого-педагогический тренинг

-Творческие группы:

 

3. Практический (разработка и апробацияпрограмм, внедрение инновационных технологий обучения и воспитания детей)

— Научно-практический семинар

— Педагогический совет

 

Традиционныеформы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Педагогический совет —постоянно действующий коллегиальный орган,рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного учреждения.Непременнымкомпонентом является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обменпедагогическим опытом работы.

 

Семинар-практикум — является наиболее продуктивной и эффективной  формой повышенияпедагогической компетентности: основное внимание уделяется повышениютеоретической подготовки педагогов. Необходимое условие организации — участиевсех педагогов, которым заранее предлагаются задания, позволяющие каждомуразвить свои педагогические способности.

Консультация — обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане икалендарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в нихвозникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит отпедагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительнаяподготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современныеподходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраиваниеструктуры консультации, определение ее содержания, а также подготовкуинформационных буклетов, проспектов и пособий.

Открытые просмотрыобразовательной деятельности    онипозволяют родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать ихпозитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатсяанализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также НОДили досуговой деятельности в группе.

Представлениепередового педагогического опыта — изучение лучшегоопыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленноенакопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности поопределенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязаннойработы всех педагогов- специалистов, подготовка к аттестации, менеджмент имаркетинг образовательного процесса.

Создание творческих ипроблемно-поисковых группвобразовательной системе  нашего образовательного  учреждения практикуютсятворческие группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей группкомпенсирующейи оздоровительной  направленности; воспитателей группобщеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей теме. В нашейобразовательной организации функционируют творческие группы педагогов понаправлениям: «Юный гражданин», «Юный эколог», «Здоровый малыш», «Речецветик».

Педагогическаядиагностикаявляетсянеотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышениипедагогических компетенций  работников. Работа с педагогическим коллективом  всовременных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросовкаждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждогопедагога, путем включения в активную самообразовательную деятельность.

 

Смотр-конкурсобщественное мероприятие, сочетающее в себеэлементы смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательномучреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатываетсяположение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или экспертнойкомиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития активности,творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.

 

Инновационныеформыметодической работы по повышению педагогической компетентности:

Игровоемоделирование — моделирование реальной педагогической ситуации, вкоторой педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели– от развития отдельных педагогических способностей воспитателей доформирования их устойчивого педагогического мышления.

 

  Технологииигрового моделирования

Деловая игра

Ролевая игра

Имитационная   игра

Тренинг

Педагогический ринг

 

Педагогическое ателье(педагогическая мастерская)педагог- мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своейвоспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по еереализации. 

 

Киношколастарший воспитатель показывает заранее подготовленныевидеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой).Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровеньразвития детской деятельности.

 

Коучинг-сессияинтерактивное общение, развивающее индивидуальноеконсультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессеосуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачипрофессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность.Принимается в работе с активными педагогами.

 

Педагогическаягостиная молодого воспитателяосуществляетсяна базе образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в двамесяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свойпсихолого-педагогический уровень.Работа Педагогической гостиной планируется сучетом интересов и пожеланий участников

 

Электронный журнал«Минуты позитива»журналпубликуется ежемесячно на официальном сайте образовательной организации.

 

Особенность:отсутствие элемент принуждения, о котором с тревогой говорятпсихологи, подчеркивая, что именно это отталкивает родителей, мешаетвосприятию даже интересной и значимой информации. 

Журналможно читать, посмотреть, прочитать и применить в практике воспитаниясобственного ребенка или сохранить статьи из журнала вместе с фотографиями вальбоме, как историю развития своего сына или дочери.

 

Разделыжурнала:

«Это интереснознать».

«Знаменательныедаты».

«Наши мероприятия»

«Информация отспециалистов»

«Творческаямастерская»

«Наши достижения».

 

 

Результативность.

Критерииоценки эффективности организации методической работы в ДОУ, предложенные Ю.К.Бабанским:

Первый критерий результативностиметодической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детейрастут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь кнему, за отведённое время без перегрузки детей.

 

Второй критерий рациональныхзатрат времени, экономичности методической работы достигается там, где ростмастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий наметодическую работу и самообразование.

 

Третий критерий стимулирующейроли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдаетсяулучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и ихудовлетворение результатами своего труда.

 

Значимостьпроблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активнодействующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходомк человеку как самоценности очевидна для всех.

Помочьпедагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решениюсложных задач в системе образования, к повышению своего педагогическогомастерства призвана специально организованная старшим воспитателем методическаяработа.  

Методическаяработа способствовала повышению качества образования, выбору перспективныхобразовательных технологий, форм и содержания работы с детьми, но главное -актуализировала потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.

 

Так,за период 2015-2018годы прошли курсы повышения квалификациипо программе«Обновлениесодержания дошкольного образования в условиях реализации  ФГОС ДО» — 18воспитателей, по программе «Актуальные проблемы  дошкольного образования вусловиях реализации ФГОС ДО» — 2 воспитателя,

Подополнительной профессиональной программе  «IT –технологии в образовании»(Каскадныйворкшоп) – 6 педагогов.

 

Педагогиактивно участвуют в семинарах-практикумах, советах педагогов, выступают  наметодических объединениях. За период с 2015 -2018 годы обобщили педагогическийопыт6 педагогов. Педагоги, овладевшие IT-технологиями изучили модульные идистанционные курсы на сайте института  «Первое сентября» — Школа цифровоговека , 8 педагогов создали персональные сайты в сети интернет.

 

Списокиспользуемой литературы:

 

1.      Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога //Педагогика. – 2003. – №10. – с. 51-55.
2.       Виноградов Н.А., Микляева Н.В. Дошкольное образование. Словарьтерминов. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – с. 243
3.       Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовкивоспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. – с.74
4.       Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – с.528.
5.       Кучугурова Н.Д. Формированиепрофессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективыпедагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – с. 360-362.
6.       Лукьянова М.И. Психолого-педагогическаякомпетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – с. 56-61.
7.       Равен Дж. Компетентность в современномобществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр»,2002. – с. 396.
8.       Равен Дж. Педагогическое тестирование:Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.:«Когито-Центр», 2004. – с. 142
9.       Рапацевич Е.В. « Педагогика. Большая современная энциклопедия».М.,2010. – с. 257       
10.     Сваталова  Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентностипедагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. – с. 95.
11.     Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова.М., 2002.
12.     Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентностипедагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. — №3. — с.4.
13.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонентличностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. –с. 58-64
14.     Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.– М.: Российское педагогическое агентство, 2008. – с. 49.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет