X-PDF

Инновационные подходы в современном образовательном процессе: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средство повышения эффективности обучения немецкому языку

Поделиться статьей

 

Инновационные подходы всовременном образовательном процессе:

информационные и коммуникационныетехнологии (ИКТ)

как средство повышения эффективностиобучения немецкому языку

Карачун Елена Александровна- преподавательиностранного языка

 

                     

      Бурное развитие компьютерныхтехнологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебномпроцессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Процессинформатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познаниязакономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализируетразработку подходов к использованию технических и дидактических потенциаловинформационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровняего креативности, развития способностей к альтернативному мышлению,формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

     

      В условиях информатизации системыобразования в обучении иностранному языку активно и успешно используютсяинформационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительноповысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечиваетвозможность создание студентам условий для формирования и развитиялингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностныепотребности и особенности, успешно реализуя идеологиюличностно-ориентированного образования.

     

 

      Отличительной чертой современнойэпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новыхинформационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

      Информационное общество — это«общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, отпроизводства, переработки, хранения, распространения информации среди членовобщества» Отличительными особенностями такого общества являются:

§    увеличениероли информации в жизни общества;

§    ростдоли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;

§    созданиеглобального информационного пространства.

            Так как образование находитсямежду производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развитияобщественного производства, и состоянию науки.

      Современный, этап информатизацииобразования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров,быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных ителекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий.

      Основными задачами информатизацииобразования являются:

Ø   повышениекачества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессесовременных информационных технологий;

Ø   применениеактивных методов обучения и, как результат, повышение творческой иинтеллектуальной составляющих учебной деятельности;

Ø   интеграцияразличных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской ит.д.);

Ø   адаптацияинформационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

Ø   обеспечениенепрерывности и преемственности в обучении;

Ø   разработкаинформационных технологий дистанционного обучения;

 

Ø   совершенствованиепрограммно-методического обеспечения учебного процесса.

      Информационныетехнологии обучения — это все технологии, использующиеспециальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры сталишироко использоваться в процессе образования, появился термин «новаяинформационная технология обучения

      Информационные икоммуникационные технологии (ИКТ) — это «широкий спектрцифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространенияинформации и оказания услуг

 

      Все средства ИКТ, применяемые всистеме образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

Компьютер— универсальное устройство обработки информации.

Принтерпозволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и

созданную учащимися или учителем дляучащихся.

Проекторповышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлятьучащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блокдает доступ к российским и мировым информационным ресурсам.

Устройства для ввода текстовойинформации и манипулирования экранными объектами -клавиатура и мышь.

Аудио-видео средстваобеспечивают эффективную коммуникативную среду. Устройства для записи(ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера,аудио- и видеомагнитофон, DVD-плейер) даютвозможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образыокружающего мира.

Программные средства:

Общего назначенияи связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всемивидами информации.

Источники информации— организованные информационные массивы — энциклопедии на компакт-дисках,информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числеспециализированные для образовательных применений.

Тренажерыпозволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационнымиобъектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

Тестовые средыпозволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которыхучащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результатвыполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты(электронные учебники) — сочетания программных средств перечисленных выше видовв наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционныхформах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающиесамостоятельность учителя и учащегося.

Прорыв в области ИКТ, происходящий внастоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационногообеспечения учебного процесса. Можно выделить несколько возможностейиспользования информационных технологий:

*          для поиска литературы в Internet с применением браузеров типаInternet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru,Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com,Lycos.com и т.д.);

*          для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования,цитирования и т.д.;

*          для автоматического перевода текстов с помощьюпрограмм-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (AbbyLingvo 7.0.);

*          для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешниенакопители на магнитных дисках, Flash-диски);

*          для общения с носителями языка (Internet, электронная почта);

*          для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрывателиMicrosoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, программы для просмотраизображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем,чертежей и графиков) и другие;

*          для пропаганды и внедрения результатов исследования.

Также информационные технологии могутоказать помощь в создании учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов,передач, роликов, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивныхпутешествий, энциклопедий и т.д.

 

      Приработе с информационные технологиями меняется и роль педагога, основная задачакоторого — поддерживать и направлять развитие личности , их творческий поиск.Отношения строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этихусловиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебнойработы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы, отход оттрадиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного методаобучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового иисследовательского характера

      Использованиесредств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средствапознания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядноепредставление результата выполненных действий, возможность создавать интересныеисследовательские работы, проекты.

     Главная задача педагога помочь освоить такие способы действия, которые окажутсянеобходимыми в будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы безширокого использования новых информационных технологий. Именно они позволяют вполной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методовобразования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использованиеинформационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новыевозможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины сиспользованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия всоздании элементов урока, что способствует развитию интереса  к предмету.Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийныхпрезентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют студентам  углубитьзнания, полученные ранее.

      Кнаиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

§   электронныеучебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийногопроектора,

§   интерактивныедоски,

§   электронныеэнциклопедии и справочники,

§   тренажерыи программы тестирования,

§   образовательныересурсы Интернета,

§   DVDи CD диски с картинами и иллюстрациями,

§   видео-и аудиотехника.

      Внастоящее время существует два направления использования ИКТ в  процессеобучения:

v  Первоенаправление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получениязнаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

v  Второенаправление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения,которое способно значительно повысить его эффективность и качество знанийучащихся.

     Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачипо формированию информационной грамотности :

o     получениезнаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потокисовременной информации и умений пользоваться и управлять ей для различныхпрактических целей;

o     овладениесовременными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общейкультуры человека.

     Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель долженсоблюдать дидактические требования:

§   четкоопределять педагогическую цель применения информационных технологий в учебномпроцессе;

§   уточнять,где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке вконтексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявленияконкретной учебной информации;

§   согласовыватьвыбранное средство информационной технологии с другими техническими средствамиобучения;

§   учитыватьспецифику учебного материала,  характер объяснения новой информации;

§   анализироватьи обсуждать со студентами фундаментальные, узловые вопросы изучаемогоматериала.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1332

2.2. Обучение иностранному языку с использованием персональногокомпьютера

      Использование компьютера в обучениииностранному языку существенно влияет на эффективность образовательногопроцесса.

      Компьютер представляет собоймногофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранитьв памяти языковой материал значительного объема, находить интересующуюинформацию и представлять ее на экране в удобном для пользователя виде.

      Компьютеризация обучения оказываетзначительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, вчастности, на предмет Иностранный язык: его цели, задачи,содержание, методы, технологию.

      Обучение иностранному языку сиспользованием компьютера отличается рядом преимуществ:

Ø   интересстудентов к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

Ø   студентыохотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная иязыковая культура;

Ø   индивидуализацияобучения;

Ø   возможностьобеспечения непосредственной обратной связи;

Ø   компьютерне проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:

Ø   объективностьоценки;

Ø   обеспечиваетсяэффективное выполнение упражнений и тренировок.

            Персональный компьютер можетприменяться преподавателем для решения дидактических задач в течение урока:

v   предъявлениеинформации в различных формах;

v   контроль,оценка и коррекция результатов обучения;

v   организацияиндивидуального и группового обучения;

v   управлениепроцессом обучения.

      Компьютер может использоваться навсех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении,повторении, контроле.

      Характерные недостатки обучения спомощью компьютера заключаются в злоупотреблении компьютерными эффектами и втом, что готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптироватьк  традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьнойпрограмме, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. Такжеследует обратить внимание на то, что при использовании компьютера нельзяпотерять коллективный и соревновательный характер обучения.

      Специфика предмета Иностранныйязык заключается в том, что ведущим компонентом содержания обученияиностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности — обучениеразличным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучатьречевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер.

       В зависимости от дидактическихцелей компьютерные программы на уроках можно использовать в разных вариантах:как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствамиобучения на различных этапах урока. При такой методике соблюдаютсясанитарно-гигиенические нормы и правила за счет чередования различных видовдеятельности.

2.3. Применение компьютерных программ и обучающих дисков приобучении иностранным языкам

      Новые мультимедийные технологии даютвысокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовымиметодическими приемами.

      Еслиговорить о дидактических задачах обучения иностранным языкам, которые могутбыть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числуможно отнести:

1)формирование умений и навыков чтения иностранных текстов,

2)совершенствование умений аудирования;

3)совершенствование умений построения монологических и диалогическихвысказываний;

4)совершенствование умений письменной речи через подготовку различного родасочинений, пересказов, рефератов;

5)пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных иностранных языков;

6)формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых путемиспользования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет,электронной почты, результатов работы поисковых систем [3].

      Использование обучающих ипознавательных программ на CD — наиболее доступный способ использованиякомпьютера как на уроках, так и во внеурочное время

      Мультимедийные возможности позволяютпрослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнемвосприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы наотдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяетскорректировать фонетические навыки.

2.4.Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обученииучащихся иноязычной лексике

     Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов; 1) ознакомление,включающее введение и объяснение; 2) тренировка в употреблении лексическихединиц (ЛЕ) (первичное закрепление) и 3) употребление ЛЕ (включение их вречевую деятельность) [16].

     Одним из способов оптимизации процесса обучения лексическим единицам являетсяиспользование компьютерных технологий, которые приумножают дидактическиевозможности традиционного обучения, одновременно обеспечивая наглядность,аудио- и видео поддержку, контроль. Расширяются возможности использованиянестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы учащихся.

      Науроках могут использоваться учебные программы, которые предназначаются для:

а)введения и активизации лексического материала;

б)обучения видам речевой деятельности с новыми иноязычными ЛЕ;

в)знакомства со страной изучаемого языка в процессе овладения ЛЕ;

г)контроля уровня владения ЛЕ.

     Следует отметить, что при компьютерном ознакомлении с лексикой соблюдается принципиндивидуализации обучения. Одни школьники хуже воспринимают графический образслова, другие — звуковой. Компьютер дает возможность выполнять упражнения,направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, скоторыми встречаются отдельные учащиеся. Это помогает улучшить знания ЛЕ каждымучеником.

      Этапознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов вречевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разныхаспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютерапомогает включить все эти аспекты.

      Приработе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный.Возможность перемешать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольноговнимания, повышению устойчивости внимания, управляемости восприятия ушкольников, поскольку, как утверждают психологи, ученик гораздо быстрееусваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое онвидит или выполняет сам.

Безусловно,что дети могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но приэтом учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося.

     Учебная компьютерная программа в свою очередь обеспечивает задание и контрольнад ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебныедействия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговаяобратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса.Преподаватель, использующий компьютер, имеет возможность сразу же узнать, каккаждый ученик усвоил лексический материал.

     Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы ушкольников. Трудности в процессе овладения лексикой учащийся должен уметьсамостоятельно преодолевать, выполняя предназначенные только для него серииупражнений.

     Компьютер фиксирует количество ошибок каждого ученика при выполнении каждогоупражнения. Учитель сразу же видит, как формируется лексический навык у тогоили иного школьника. Вид и количество ошибок позволяют учителю дать учащемусяконкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнениикоторой он допускает ошибки.

      Приобучении лексике компьютер позволяет создавать комбинированные упражнения. Этосерия упражнений, сменяющих друг друга на экране компьютера. Учитель можетсоставить комбинированное упражнение для каждого школьника, проанализировав егопродвижение в изучении лексики.

2.5. Типыуроков с использованием презентаций в программе Power Point

     Уроки с использованием презентаций в программе Power Point могут быть следующихтипов:

     1)лекционные, которые имеют главной целью не иллюстрировать, а зрительно датьсложный материал для записи учащимся в удобной форме;

      2)уроки — иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительныхобразов ;

      3)уроки — наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобныеработы самостоятельно.

      Натаких уроках можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход вработе со студентами, владеющими разной степенью освоения учебного материала

     Использование компьютерных технологий эффективно на всех уроках, при изучениинового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных уроках потеме и других типах уроков. Использование слайд — фильмов (Power Point) вовремя уроков обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень иобъем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес кизучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используютсяэлектронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактическиематериалы, учебно-методические пособия и для учителя и для ученика.

     Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, нопри их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным иувлекательным.

2.6. Использование ИКТ для максимализации эффекта при обучении грамматикеиностранного языка.

      При обучении грамматике представляетсявозможным использовать обучающие фильмы, презентации, электронные учебники,схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и разные способы их проекции(smart-доска, экраны персональных компьютеров, создание при помощи специальныхпрограмм и последующая распечатка на принтере).

      Использование ИКТ возможно приизучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовомоформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношениепримеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстреешкольниками. Меньшими станут и затраты времени на уроке — исчезнетнеобходимость записывания материала на доске.

      

      Способыобучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какиемотивы движут преподавателем, увлеченным использованием компьютерных технологийв образовании..

      Определяяцели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке,преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальныепозиции:

а)сохранение психического и физического здоровья студентов;

б)формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощьобучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотносозданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучениюиностранного языка.

     Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на урокахиностранного языка, можно сделать вывод:

v  мультимедийныетехнологии ускоряют процесс обучения;

v  ониспособствуют  росту интереса  к предмету;

v  улучшаюткачество усвоения материала;

v  позволяютиндивидуализировать процесс обучения;

v  даютвозможность избежать субъективности оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1332

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1332


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1332


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1332


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1332


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1332


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет