X-PDF

Интеграция на уроках музыки

Поделиться статьей

Интеграция науроках музыки

                                                 ГПОАУ АО «Амурский педагогическийколледж»

                                                                     КовальчукАлина студентка 125 группы       

                                                     руководитель   Куприяновская Надежда Ивановна преподаватель

 

Живопись даёт образ имысль, и нужно создать

в своём воображениинастроение. Поэзия слова

                                           даёт мысль, и поней нужно создать образ и

настроение, а музыка даётнастроение, и по нём

                             надобно воссоздать мысль и образ.

Н. А. Римский-Корсаков

 

Слияние музыки, поэзии, изобразительного,декоративно –прикладного искусства играет важную роль, в становлении личностичеловека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном творческом развитии. Незаменимым средством формирования духовного мирадетей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, народное творчество.

Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно-прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в егонравственном воспитании, в эмоциональном творческом развитии.

В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление,мыслительные

процессы должны быть как можно теснее связаны сживыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенностьвосприятия-  это духовный заряд детского творчества. Более полное познаниеучащимися произведений искусства позволяет не только развивать интерес, но иформировать первоначальные основы мировоззрения». [1]

Известному психологу Л.С. Выготскому принадлежит концепцияпсихологии искусства. Он считал, что искусство «уравновешивает человека сокружающим миром в самые критические и ответственные моменты его жизни». [3]

Синтез искусств наиболее продуктивноосуществляет целостный подход к развитию личности, ее нравственному обогащению.Эмоциональноевоздействие художественных образов различных видов искусств, усиливаетпереживания, позволяет почувствовать, понять, принять нравственные ценности,лежащие в основе произведений.

Между различными видамиискусства — музыкой, литературой, изобразительным искусством — нет границ.«…Ведь искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольноговоображения их творцов. Все они рождаются из единого источника и вырастают наединой почве. Источник этот и почва эта — жизнь, реальная жизнь, питающая вравной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому-то мы инаходим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это«общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному действуетна нас» Кабалевский Д. Б. [5]

 «В центре изобразительного и музыкального искусства, литературы,эмоционально — нравственный мир человека; но ни один из видов искусства,отдельно взятый, не способен решить всю полноту задач всестороннего развитиячеловека. Лишь вся совокупность отдельных искусств может развивать всю полнотучеловеческих потенций, сделать личность действительно многогранной, помочьсовершенствованию всех сторон её психики и богатств внутреннего мира»-говорилВ. В. Ванслов. [2]

Работа на уроках музыки направлена на создание условийдля художественно-эстетического развития детей и их творческой самореализации.

Синтез искусств раскрывает перед учащимися красоту окружающейприроды, приобщает их к нравственно- эстетическим идеалам. Не секрет, чтовосприятие искусства — это очень напряженная работа чувства и мысли, особыйинтеллектуально- эмоциональный труд души.

Вопрос сочетания всех видов искусства освещен впрограмме «Музыка» для общеобразовательных школ, где в качестве активизации работыучащихся на уроках предложено повысить установленную связь музыки с литературой,поэзией, живописью. Приводятся интересные аналоги, параллели. Например, народ иего исторические судьбы у Мусоргского и Сурикова, богатырская Русь у Бородина иВаснецовых. Но этого недостаточно. Сами авторы, создавая свои произведения,остро ощущали глубинную связь искусств.

Музыка всегда развивалась вместе с изобразительным искусством,они всегда взаимодополняли, взаимообогащали друг друга. Живопись выражает иподтверждает музыку, а музыка эмоционально наполняет и одухотворяет живопись.«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» — говорил Микеланджело. [2]

Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

Предметно — образное восприятие музыки в некоторыхслучаях нуждается

в подкреплении изобразительными средствами наглядности.Все это содействует верному истолкованию содержания музыки, делает восприятиемузыки ярким, глубоким, содержательным, запоминающимся. Как говорилБ.Покровский надо «учить видеть ушами». [4] То есть дать увидеть — это помочь услышать.Сделать звуковой образ зримым, ознакомить с эпохой, найти общую сюжетную илитональную линии.

Тема взаимодействия музыки с другими видами искусства оченьмногообразна и широка. Так, например, Н.А.Римский — Корсаков считалнесомненной аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке. Многообщего даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те идругие говорят о тональности, о звонкости красок, о певучести линий, о музыкальностиритмов, сочинений, о колорите, красочности полотен, эмоциональном строе.

Систематическое использование произведений искусства позволяеториентировать внимание учащихся на особенности выразительных возможностей словаи изображения. Все это помогает повысить общий уровень художественнойподготовки и эстетической культуры учащихся, и конечно же повышаетинтеллектуальный уровень.

С первых уроков можно говорить о том, чтоизобразительное искусство, обладая способностью воспроизведения самых различныхсторон действительности издавна изображало и музыку. Весь учебный материалоснован на песенной, танцевальной, маршевой музыке. На уроках, посвященных разборународной песни следует предложить вниманию учащихся полотна художников И.Репина,Шишкина, В.Васнецова, Сурикова, палехские миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства.

Взаимодействие трех видовискусств — музыка, литература, изобразительное искусство — наиболее яркораскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера,балет, мюзикл, с произведениями религиозного искусства («синтез искусств вхраме»), народного творчества (например, синкретизм, неразделённость напева,слова, движения, инструментального сопровождения, среды бытования музыкальногофольклора).

На уроках, посвященных музыке в театре обязательноговорим о декорационном искусстве, искусстве костюмов, так как в этом разделе вводитсяпонятие «опера», а она немыслима без декораций, это своеобразная «музыка для глаз».Опера — жанр сложный, синтетический, включающий в себя музыку, как первооснову,но кроме нее — литературу, пластические виды творчества. Естественно,ограничиваться только рассказом сюжета и анализом музыкальных номеров нельзя,так как от этого может «проиграть» сама музыка. Не случайно В.Стасов говорил:«Наша литература и искусство-это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых».[6]

Уроки, посвященные выдающимся композиторампредусматривают знакомство с биографией и характеристиками их творчества. Изучениежизни и творчества великих композиторов имеет большое идейно- воспитательное ипознавательное значение и связывает в представлении учащихся музыку с реальной жизнью,конкретной исторической эпохой, средой, в которой она создавалась и звучала.Такие биографические уроки позволяют увидеть место музыкального искусства вобщественной жизни и социальную обусловленность творческой деятельностимузыкантов. Поэтому на таких уроках лучше всего обратиться к истории.Поговорить о стилях, направлениях, в которых   творили композиторы, живописцы,скульпторы, писатели, поэты. Всех их объединяет эпоха, ониявляются свидетелями одних исторических событий, являясь зачастую друзьями,единомышленниками. Так, например, при изучении жизни и творчества М.И. Глинки,мы неоднократно упоминаем имя А.С.Пушкина, с которым композитор был знаком итворчество которого вдохновляло его на создание гениальных сочинений.  Обязательно нужно показать учащимся портрет поэта, написанный О. Кипренским.Изучениефортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

позволяет познакомить учащихся с развитием пейзажной живописив русском искусстве второй половины 19 века, с произведениями К. Васильева,А.Саврасова, И.Левитана.

В музыкальном театре музыка и изобразительноеискусство находятся в тесном единстве (театрально-декорационная живопись,искусство костюма). Говоря о природе жанра, необходимо рассказать и показать, вчем состоитсуть театрально-декорационной живописи и роли художников в театре.Можно говорить об этом начиная с оперы Глинки «Иван Сусанин, великолепныхэскизов к опере «Снегурочка» выполненных В. Васнецовым. Художники тонкопонимали музыку. «Ритм, движение, музыкальные мысли, рождают во мне ответнуюмузыку красок» -говорил художник- декоратор А.Головин. [2]

  Многочисленные связи соединяют музыку сизобразительным искусством, литературой, драматическим театром. Все они вместевыросли

и развивались на единой почве, источником которойявляется окружающая нас жизнь. Известный поэт А.Блок говорил: «Неразлучны вРоссии живопись, музыка, проза, поэзия. Вместе они образуют мощный поток, которыйнесет на себе драгоценную культуру». [6]

 Синтезискусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь вовзаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренниймир самого ученика. Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное,чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

 

 

Список использованной литературы:

1.                 Сухомлинский,В.А. О воспитании Изд.2-е.- Москва:Политиздат, 1976г.

2.                 ВансловВ.В. Изобразительное искусство и музыка «Художник» Ленинград 1977 г.

3.                 ВыготскийЛ.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

4.                 КленовА.С. Там, где музыка живет «Педагогика» Москва, 1986г.

5.                 Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. -Мосвка, 1984

6.                 ЛукьяновБ. В мире эстетики «Просвещение» Москва 1988 г.

7.                 Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1965 г


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет