Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбинская средняя общеобразовательная школа № 7»
(МБОУ«Рыбинская СОШ №7»)
*663970,Красноярский край, Рыбинский район, с. Рыбное, ул. Кузьмина, 1а.
(8(39165)64-121, e-mail: shkolaN7-1@yandex.ru
Открытоегрупповое интегрированное коррекционно –
развивающеезанятие с обучающимися 1-2 классов с ОВЗ (ЗПР)
Тема:«Путешествие в царство Снежной королевы»
Разработали:
учитель-логопедКолычева И.А.
педагог-психологРедченко С.В.
с.Рыбное2017
Пояснительная записка
В новом Стандарте большое внимание уделяется формированию универсальных учебныхдействий на начальном периоде обучения, поскольку этот период являетсяфундаментом для последующего успешного обучения.
Запоследние 5 лет в школе возросло количество обучающихся с различныминарушениями в речевом и психическом развитии. Так, в 2011-12 уч.г. таких обучающихсябыло 49 обучающихся (в т.ч с ОВЗ 15 уч.), а в текущем учебном году –60 обучающихся(в т.ч. с ОВЗ 37 уч.).
Уобучающихся наблюдаются речевые нарушения, общее снижение активности,некритичность к результатам своей деятельности. Они быстро утомляются, у них проявляетсяимпульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых проявляютсяневротические черты характера: замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость,плаксивость. Зачастую наблюдаются снижение познавательной деятельности ивходящих в её структуру психических процессов: неустойчивость внимания, меньшийобъем запоминания и воспроизведения материала, что препятствует формированиюучебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средствдостижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать вопределенном темпе и т.д.).
Исходяиз необходимости решения выявленной проблемы, перед узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом) стоит задачапо формированию предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательнойпрограммы и овладение полноценными навыками учебной деятельности.
Система совместной коррекционно-развивающей работы включает проведениеинтегрированных коррекционно- развивающих занятий. Такие занятия проводятся какитоговые по окончанию определенной лексической темы. Отличие интегрированныхзанятий от традиционных состоит в том, что они подчинены одному сюжету, всезадания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Сюжетная организация таких занятийи их разнообразие в преподнесении учебного материала, способствуетнепринужденному развитию речи, психических процессов, поддержаниюэмоционального состояния обучающихся, их интереса, внимания, повышает ихучебную мотивацию на протяжении всего занятия, а значит, лучшему усвоениюматериала. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия проводятся внетрадиционной форме игр-путешествий с применением здоровьесберегающих издоровьеразвивающих технологий. Активно используется оборудование, полученноепо программе «Доступная среда».
Взаимосвязьв работе узких специалистов позволяет:
· повышать эффективность коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ;
· повышать профессиональный уровень педагогов;
· делать коррекционный процесс открытым для педагогов и родителей;
· строить коррекционно-развивающую работу в соответствии с ФГОС НОО МБОУ«Рыбинская СОШ № 7».
Открытое групповоеинтегрированное коррекционно — развивающее занятие
собучающимися 1-2 классов с ОВЗ (ЗПР)
Тема: «Путешествиев царство Снежной королевы»
Цель занятия:Развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы умладших школьников с ЗПР через выполнение развивающих упражнений сиспользованием методов арт-терапии.
Задачи:
· активизироватьсловарный запас и расширить представления обучающихся по лексической теме«Зима. Зимние забавы»;
· упражнятьв образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами иподборе родственных слов;
· совершенствоватьобщую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
· развиватькоммуникативные и речевые навыки.
Область знаний, класс:коррекционно — развивающее занятие, 1-2 класс,обучающиеся с ЗПР.
Количествообучающихся:6
Методыи формы обучения: индивидуальная игрупповая форма;ИКТ,технология разноуровневогообучения; словесные, наглядные, частично-поисковыеметоды; выполнение расслабляющих упражнений с использованием методоварт-терапии: музыкотерапии, изо-терапии, пескотерапия.
Время реализации:40 минут.
Оборудование:мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийноесопровождение к занятию:презентация, аудиофайлы; источник света дляфибероптики; рисунки варежек с орнаментом (по количеству обучающихся);акварельные краски; пластиковые бутылочки с бумагой и соломинками для коктейля (поколичеству обучающихся); пиктограммы: «Эмоции», предложений, сенсорная дорожка,песочница, кварцевый песок.
Планируемыерезультаты:
Коррекционные результаты, развивающие действия |
Предметные |
Метапредметные |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
||
—снятие эмоционального напряжения через выполнение расслабляющих упражнений с использованием методов арт-терапии: музыкотерапии, изо терапии, пескотерапии; — увеличение у обучающихся объема зрительной памяти, активного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия; — ориентирование в пространстве; — совершенствование крупной и мелкой моторики, координации движений; эмоционально — выразительных движений, произвольности и самоконтроля. |
— закрепить знания обучающихся по лексическим темам «Зима. Зимние забавы»; -обогащать словарный запас; -практиковать в согласовании имён прилагательных с именами существительными; -научить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных, слова – антонимы; -практиковаться в составлении предложений с использованием пиктограмм.
|
-понимают учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. —соблюдают последователь-ность действий при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи в отведённое время; —различают способы и результаты действий; -адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
|
работают с информацией, представленной в разных формах (предложения, пиктограммы эмоций, рисунки, картинки), под руководством учителя и самостоятельно; -составляют устно предложения с опорой на графическую информацию (картинки, пиктограммы).
|
— интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, -задают вопросы, с целью получения необходимой информации; -участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
|
— осваивают положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе; — соблюдают правила работы в группе, в паре, проявляют доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению сверстников.
|
Ход занятия:
Введениев игровую ситуацию.
Учитель-логопед: Сегодня,пока я шла в школу, я увидела деревья в снегу, большие сугробы и вспомнилакрасивое стихотворение. (Слайд «Зимний пейзаж»)Послушайте:
Снежок
Снежокпорхает, кружится,
На улицебело.
Ипревратились лужицы.
В холодноестекло.
Где летомпели зяблики,
Сегодня -посмотри!-
Какрозовые яблоки,
На веткахснегири.
Снежокизрезан лыжами,
Как мел,скрипуч и сух.
И ловиткошка рыжая
Веселыхбелых мух.
Н. Некрасов
— О какомвремени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили? Какое настроениевам передалось? Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! А вы знаетесказку «Снежная королева?»
(звучитмуз.композиция «Вьюга»).
Педагог-психолог:Сегодня мыпобываем в царстве Снежной королевы, где всегда зима. Закройте глаза ипредставьте, что нас закружила вьюга.
Упражнение«Сенсорная дорожка»
Педагог-психолог: Но вцарство Снежной королевы нелегко попасть! Нам с вами предстоит пройти по«волшебной тропинке». Будьте осторожны! Помогайте друг другу, ведь по обеимсторонам – «пропасть». Запомните: двигаться надо небольшими шагами, не спеша,взявшись за руки. Когда мы с вами пойдем по «волшебной тропинке», мы будемпроизносить такие слова:
«Потропинке в лес пойдем,
Мытропинку перейдем,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на снег.
Ах, каккрасиво!».
(обучающиесяпроходят вслед за педагогом-психологом по сенсорной дорожке, замыкает цепочкуучитель- логопед).
Ну вот, мыс вами оказались в царстве Снежной королевы (слайд «Снежная королева»).
Игра«Будь внимателен!»
А теперь мыс вами поиграем в игру «Будь внимателен».
— Если яскажу «Метель!» — вы быстро побежите, «подгоняемые» ветром; если я скажу«Поземка!»- побежите в полуприсяде, а если я скажу «Снежинка!»- покружитесь наместе.
Игра«Укрась слово».
(Слайд «Снежки»)
Учитель-логопед:Вцарстве Снежной королевы очень холодно. Чтобы не замерзнуть, давайте поиграем вснежки. Тот, кому в руки попадет снежок, должен придумать слово- признак,украсить слово.
·Зима(какая?) – холодная, морозная, снежная, ветреная.
·Снег(какой?) – мягкий, пушистый, хрустящий.
·Снежинки(какие?) – легкие, пушистые, хрустящие.
·Лед(какой?) – твердый, скользкий, опасный.
— Давайтепо-разному скажем про скользкий лед (весело, зло, грустно, удивленно, ласково,испуганно).
Пиктограмма«Снежинки»
(Слайд«Снежинки»)
Педагог-психолог:Ребята,мы с вами находимся в снежном царстве. А в снежном царстве много чего? (снега).Здесь очень холодно и поэтому снег не тает. Попробуйте на ощупь, какой у насснег? (холодный, колючий, мягкий). Замечательно! Наш снег приготовилдля вас сюрприз. Найдите среди снега волшебные снежинки (под песком спрятаныпиктограммы с различными эмоциями. Дети аккуратно поднимают карточки).
Мы говорили пролед с разными чувствами, посмотрите: на снежинках появились разные пиктограммы.Возьмите каждый по одной снежинке и внимательно рассмотрите её. Вам нужно назватьсвою эмоцию в соответствии с пиктограммой: веселый, злой, грустный, удивленный,ласковый, испуганный.
Игра«Кривое зеркало»
(слайды«Льдинки»)
Учитель-логопед:У Снежнойкоролевы рядом с троном очень много льдинок, но они не простые. Когда смотришьна льдинку, как в зеркало, то предмет изменяется и становится очень большим.Давайте скажем, что же можно увидеть в этих льдинках:
· Был дом, атеперь – огромный домище.
· Длинныйнос – длиннющий носище.
· Злой волк– злющий волчище.
· Большаясосулька — большущая сосулища.
· Высокийсугроб – высоченный сугробище.
Речевоеупражнение с движением «Снеговик»
(Слайд«Снеговики»)
Педагог-психологи учитель-логопед:
Трон Снежнойкоролевы охраняют снеговики. А теперь давайте мы с вами поиграем в веселую игру«Снеговик»(физминутку обучающиеся выполняют под музыку).
СНЕГОВИК
Снег рукаминагребаем,
Лепим, лепим комбольшой.
И еще разнагребаем,
Лепим, лепим холмдругой.
Лепим руки, лепимноги,
Чтобы бегал по дороге.
Лепим глазки,лепим бровки,
И длиннющий носморковкой.
(Дети лепятвоображаемый ком и катят снежок от себя; вставляют ноги, руки, глаза, нос).
Игра«Письма»
(Слайд«Снеговик-почтальон»)
Учитель-логопед:Снежнаякоролева иногда вредничает и замораживает письма, которые люди пишут другдругу, так, что не видно ни одного слова, только картинки. Давайте попробуемпрочитать несколько таких писем. (Слайд «Пиктограммы предложений»)
· Девочка, пиктограмма(радость), санки.
· Мальчик, пиктограмма(грусть), коньки.
· Мальчик, пиктограмма(удивление), лыжи.
Дети составляютпредложения с опорой на картинки, например: «Девочка радуется, потому что ейподарили красивые санки».
Игра навнимание «Сугроб»
(Слайд«Сугроб»)
Педагог-психолог:Снежнаякоролева любит, чтобы в её царстве всегда было много снега. Посмотрите, какиевысокие сугробы окружают замок Снежной королевы. Вы сейчас будете летать, какснежинки, под музыку. Если я скажу «Сугроб — 2» — вы соберетесь по двачеловека, если скажу «Сугроб — 6» — вы соберетесь вместе.
Дыхательноеупражнение «Вьюга»
(Слайд«Вьюга»)
Учитель -логопед:Чтобывокруг было много снега, Снежная королева вызывает помощницу.
Кто в трубе печнойзавыл?
Кто воротаотворил?
Кто там воет,завывает?
Кто дорожкизаметает?
Кто бросает снег влицо,
Наметает накрыльцо?
— Как зовут еёпомощницу? (Вьюга)
— Хотитеустроить вьюгу?
Детям раздаютпластиковые бутылочки наполненные кусочками бумаги. На крышке каждой бутылочкизакреплена соломинка для коктейля.
— Встаньте прямо,левой рукой поднесите бутылочки ко рту, а правой держите соломинку. Сделайтеглубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк.
Ну вот, вьюгастихла. Снега в царстве Снежной королевы стало ещё больше. Давайте скажемвесело, что же можно делать зимой на улице, и покажем движениями. (Слайд«Зимние забавы»)
· Зимойможно кататься на коньках.
· Зимойможно кататься на лыжах.
· Зимойможно лепить снеговика.
· Зимойможно кататься с горки на санях.
· Зимойможно играть в снежки.
· Чтобызимой не замерзнуть, нужно больше двигаться.
Коммуникативнаяигра «Варежки»
(Слайд«Варежки»)
Педагог -психолог:Покамы с вами играли, немного замерзли наши руки. Чтобы согреть руки, нужно надетьсухие варежки, Но чтобы подобрать пару варежек, вы должны найти свою пару содинаковым орнаментом и раскрасить их красками.
Звучитмузыка.
Дети расходятся поклассу, отыскивая «пару» и стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковорукавички. По мере выполнения упражнения, обучающиеся садятся на стулья.
— Нравятсяли вам ваши варежки? Что хотелось бы изменить?
— Как выдоговаривались раскрасить варежки одинаково – словами или чувствовали другдруга без слов?
— Если сновапредложили бы раскрасить пару варежек, вы бы выбрали раскрашивание вдвоем илипо одному?
Выход изигровой ситуации.
— Эти варежкипомогут нам вернуться из царства Снежной королевы обратно в класс. (Возвращениеиз сказки по сенсорной дорожке, обучающиеся кружатся).
Вокруг себя мыповернулись,
И в школу быстровсе вернулись!
Рефлексия
— В каком царствевы побывали? (В царстве Снежной королевы.) Что запомнилось? Какие эмоциисегодня мы вспомнили?
