Муниципальноебюджетное учреждение дополнительногообразования Городской центрвнешкольной работы «Досуг»
Интегрированноемероприятие порусским былинам «Богатырская наша сила»
Авторы-составители:
Путятина ЕленаБорисовна –
педагогдополнительного образования высшейквалификационнойкатегории
Скорина ЕленаНиколаевна –
педагогдополнительного образования высшейквалификационнойкатегории
г. Красный Сулин
Сценарийинтегрированногомероприятия порусским былинам «Богатырская наша сила.
Цели:Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа ДревнейРуси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные: •расширять и уточнять представления детей о защитниках земли русской; •способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей стране; •закрепить название древнего оружия богатырей;
Развивающие •развивать: творческие способности в разнообразной деятельности; внимание,память, мыслительные операции; активизировать словарный запас. • способствоватьразвитию интереса к языку былин;
Воспитательные: • воспитыватьпатриотические качества и чувство гордости за богатырскую силу России, уваженияк русским воинам, желание им подражать.
Оборудованиеи материалы:
-выставки творческих работ (Приложение № 5): * детскоеобъединение «Оригами» «Лошадь, природы созданьечудесное»; * детское объединение«Мир игрушки» «Цокают копыта, гривы развеваются, наши лошадки на праздниксобираются»; — фотовыставка методических материалов занятия: *репродукции картин Виктора Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Богатырский скок»; иллюстрации художника Н. Кочергина и других художников (Приложение№ 1); *фотографиии картинки богатырского оружия и снаряжения к кроссворду «Конь богатыря» (Приложения№№2,3); * породы и масти лошадей (Приложение № 7—подборка игровых заданий для команд, для конкурсов: * викторина №1« И пролошадь, и про быт: что с конём егороднит?»; * викторина №2 « Всегопонемножку — про лошадей и их«одёжки»; *«Скачки»; — Презентация «Святая Русь» (Приложение № 6 — фонограммапесни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» (Приложение№ 4);
Участники:
-2 команды участников «Квадрат» и «Кумир»: учащиеся детских объединений«Оригами» и «Мир игрушки» — на базе ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1; — ведущие – педагоги,воспитатели; -гости – былинные богатыри: Алёша Попович, Илья Муромец, ДобрыняНикитич; — жюри — воспитатели ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1.
Предварительнаяподготовка:
♦изготовление творческих работ на тему «Кони, кони, вы сказка и песня!» ифигурок лошадок для викторин и конкурса (Приложение № 8
♦знакомствоучащихся с народными сказаниями о русских богатырях, рассматривание репродукциикартин на «Богатырскую» тему, разучивание стихотворений;
♦ костюмыдляперсонажей: — для Алёши Поповича -плащ; -для Ильи Муромца –кольчуга; — для Добрыни Никитича –шлем.
Распределениеролей:
-ведущие: педагоги Путятина Е.Б. и Скорина Е.Н., воспитатели ГКОУ РОКрасносулинской школы-интерната №1; — жюри — воспитатели ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1; — другие персонажи — учащиеся детских объединений.
Ходинтегрированного мероприятия:
Звучит песня А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» (Приложение№4), показ слайдов1-3 презентации «Святая Русь» (Приложение№6) Затеммузыка приглушается.
Педагог 1. В векахосталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самоммужественном, бесстрашном, честном, преданным Отечеству и верном в дружбе. Героическоепрошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве.
Показ слайдов 4,5презентации «Святая Русь» (Приложение №6)
Вототсюда и дошли до нас рассказы о необыкновенной самоотверженности и смелостирусских солдат при защите ими границ Русского государства от неожиданныхгостей. Эти рассказы называют былинами. Лучшие былины народ сложил о своихлегендарных героях – богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и АлёшеПоповиче. Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочнымизлодеями – драконами да Соловьём – разбойником, но на деле не раз приходилосьхрабрым русским воинам участвовать в жестоких битвах, в которых решалась судьбастраны. Былина слагались не только поэтами, часто их сочинителями являлись самивоины.
Звучит припевпесни «Богатырская наша сила» (Приложение №4), показслайда 6 презентации «Святая Русь» (Приложение №6). Появляютсябогатыри.
Илья. Куда этомы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трёх дорог. Смотрим,лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть,налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – весёлому быть.
Добрыня. Ну, нам,богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть. Напали нанас разбойники, да мы разогнали их всех и обратно к камню вернулись.
Алёша. А налевомы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться. Нашедело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижаютли где сирот малых да женщин слабых.
Илья. А вотповеселиться мы мастера. После доброй битвы веселье всю усталость как рукойснимает. Только куда это мы попали-то? Не пойму, не ведаю. То ли на пир честнойк князю Владимиру Красное солнышко, то ли ещё куда?
Педагог 2. Добрыйдень вам, уважаемые богатыри! А попали вы к нам в гости, в Городской Центрвнешкольной работы «Досуг». Перед вами наследники вашей силы богатырской сидят.Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей — любит, славит и чествует.Ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поёт песни про ихславные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь. Ктоскажет, как называются народные песни, в которых прославляются подвигибогатырей?
Ответы учащихся.
Верно,былины. Я знаю, что ребята готовились к нашей встрече, читали русские былины. Авот знаете ли вы, что раньше былины пелись, как песни. В военных походах,например, их хором исполняли княжеские дружинники.
Добрыня. Это оченьприятно.
Алёша. А только хорошоли наши ребята знают былины, сложенные про нас, богатырей?
Воспитатель1. А вот мысейчас это проверим. А пока, уважаемые богатыри, посмотрите сами, как художникВиктор Васнецов нарисовал ваши портреты. Его знаменитая картина так иназывается «Богатыри». Картина эта давно известна каждому из нас. Ребята, а чтоозначают приставки к именам богатырей?
Илья. Да, вот я- не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит? (Ответ: Родина Ильи –город Муром, село Карачарово).
Добрыня. А почемуя – Никитич? (Ответ: Отчество по имени отца).
Алёша. А про моёпрозвище – Попович, каждый сразу ответит, что я – из семьи священнослужителей.
Воспитатель2.Вот видите, уважаемые гости, ребята знают ответы на ваши вопросы. Ещё вопрос:какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил? (Ответ: КнязюВладимиру, в городе Киеве).
Илья. Навысоких холмах стоял Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружалиглубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строиликорабельщики ладьи да челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскимипригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники,добывая зверей видимо-невидимо.
Добрыня. А залесами тянулись степи без конца и без краю. И шло из этих степей на Русь многогорюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводилирусских людей в плен.
И вот,чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости– заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов. Апо степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривалисьвдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Алёша. Дни имесяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе непостроил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и я, Алёша Попович, — все мы в степи дав чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру водвор отдохнуть — попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.
Педагог 1. Ребята, акаких ещё русских богатырей вы знаете? (Ответ: Святогор, МикулаСелянинович, Василий Буслаев, Еким Иванович, Гришка – боярский сын, ВасилийДолгополый, Самсон Самойлович, Дунай Иванович, Василий Казимирович, ИванДубрович.)
Илья. А мойвопрос посложнее будет. У одного из русских богатырей была дочка, тоже выросшаясмелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князяВладимира. Как её звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Ответ:Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа СтавраГодиновича, нарядившись в платье мужское, татарское и представившись послом изЗолотой Орды.)
Педагог 2. Кто изсегодняшних наших гостей носил прозвище «тихий»? (Ответ: Добрыня Никитич).Какими талантами, кроме воинского, ещё обладал Добрыня? (Ответ: Он былхорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по-особенному, недаромкнязь Владимир назначал его послом, и умел играть в шахматы и на гуслях.) Акто из богатырей сам себе ковал оружие? (Ответ: Илья Муромец.)
Илья. Мы ужерассказали, что служило богатырям путеводителем в наше время – камень, которыйлежал на развилке трёх дорог и на котором была надпись.
Показывает картинуВ. Васнецова «Витязь на распутье», показ слайдов7,8 презентации «Святая Русь» (Приложение№6)
А какуюновую надпись написал я на том камне? (Ответ: «Две дорожки очищены старымказаком Ильёй Муромцем».)
Алёша. А вот я сраннего детства был очень сильным. Как об этом говорится в былине и почему ядаже не мог играть с остальными ребятами? (Ответ: от неимоверной силы Алёшив детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «Кого он возьмёт заручку – ручка прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь».)
Воспитатель1.Может быть, об этом не все знают, но богатыря Илью Муромца даже причислили ксонму российских святых, и у него остался в истории день рождения – 1 января. Вдень, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рожденияИльи Ивановича, великого защитника земли русской.
Илья. А ведь яне сразу богатырём стал. Расскажите, что за беда со мной приключилась и ктоменя от беды избавил? (Ответ: сидел сиднем тридцать лет и вылечили егокалики перехожие – дали испить водицы.)
Воспитатель2.Кто помнит, какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Ответ:Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьём — разбойником возлеречки Смородинки). С кем ещё пришлось сражаться Илье Ивановичу? (Ответ:С Идолищем поганым, с Калиным царём)
Добрыня. А теперьдавайте рассмотрим снаряжение русского воина, пусть ребята дадут ответы нанекоторые наши вопросы.
Алёша. Но вы нетолько будете отвечать на вопросы, но и разгадывать с помощью ответов нашкроссворд, из которого узнаете, о ком мы с друзьями-богатырями хотим поговоритьдальше.
Богатырипоочередно задают ребятамвопросы. При ответахучащихся богатыри демонстрируют соответствующие иллюстрации (Приложение № 2).
Далее показслайдов 9-11 презентации «Святая Русь» (Приложение №6). Разгадываниекроссворда «Коньбогатыря». Один из учащихся вписывает ответы в кроссворд (Приложение № 3)
1. При созданиикакого военного головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Ответ:Будёновка)
2. Как называлсятяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец. (Ответ: Кольчуга)
3.Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединоквоинов «один на один» начинался с использования именно этогооружия. (Ответ:Копьё)
4. Оружие дляудара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглойударной части. (Ответ: Булава)
5. Этот боевойпредмет самостоятельно изготовил герой сказки А. С. Пушкина князь Гвидон. Дляэтого он отломил у дерева кривой сучок и натянул на него шнурок. Что за оружиеполучилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевнуЛебедь. (Ответ: Лук)
6. Это оружиеоборонительного назначения. При сражении воин прикрывал им своётело. (Ответ: Щит)
7. Чтобы орудоватьэтим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу (Меч) Меч состоитиз двух частей. Назовите часть меча, за которую берётся богатырь. Частов древности в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощисвятых, отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, чтоприкосновение к нему даёт особый оберег еговладельцу. (Ответ:Рукоятка)
8. Как называлсяголовной убор богатыря? (Ответ:Шлем)
Илья. Какие вывсе молодцы! Разгадали, о ком сейчас пойдёт речь?! А ну-ка, громко и дружно!
Илья машетрукой, ребята дружно отвечают: «КОНЬ БОГАТЫРЯ!» Показ слайдов 12,13 презентации«Святая Русь» (Приложение №6).
Педагог1.У богатырей всегда богатырский конь- и в сказках, и в былинах. Могучий, смелый конь — участник всех героическихсвершений, друг, он предан своему хозяину, и мы всегда испытываем уважение кнадежному товарищу богатыря. Часто от коня зависела жизнь воина. Встихотворении даже есть слова, которые принадлежат верному коню:
Я ль не сытый пшеницей яровой? Яль не крытый попоноюжаровой? Мне ль Ивана носить на себе?
Чтец 1.
Русскому богатырю я первейший друг вбою! Уменя характер ражий– Мчусь, как вихрь, на ративражьи. То бегу я, толечу- Всех копытамитопчу! Я – горячий, как огонь, храбрый богатырский конь.
Чтец 2.
Атут добрый конь на скаку да и встань:
Не летит, стоит, не поскакивает,
На дыбы встаёт да все похрапывает,
Тянет конь богатыря в другую сторону.
Богатырь на коня рассержается —
У него спор с конём разжигается…
Чтец 3.
«Ахты, волчья сыть, травяной мешок,
Разве яйца да учат курицу?
Разве конь выбирает путь всаднику?
Ты с чего, волчья сыть, меня не слушаешь?
Ты куда меня воротишь не вперед, а назад?»
Отвечал добрый конь славну витязю:
«Чую дело я там недоброе…»
Добрыня. Вот это славно, вот этопо-нашему, как будто в наше, богатырское, время вернулись!
Педагог2.Ребята,а вы знаете, как звали коней наших дорогих гостей-богатырей?
Рассказыучащихся. Показ слайда 14 презентации«Святая Русь» (Приложение№6)
Посмотрим на картину Васнецова Три богатыря. Посерединена вороном коне Илья Муромец, слева — на белом коне Добрыня Никитич, справа -на коне гнедой масти Алёша Попович.
Коней богатырей звали по их масти:
коня Ильи Муромца — БУРКА, БУРУШКА (вороная масть);
коня Добрыни Никитича — СИВКА (серый или белый цвет), а в некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка;
коня Алеши Поповича звали КАУРКА (гнедая масть).
Илья. Спасибо, ребята! Вы дажезнаете, как ласково я называю своего вороного друга.
Алёша. И про моего не забыли,молодцы!
Воспитатель1.Ребята,давайте устроим литературную презентацию в виде мини-сочинений, в которыхопишем Сивку, Бурку и Каурку. Конечно же, вам поможет картина «Богатыри»!
Учащиеся делятся на 3 группы, работают, читают свои сочинения.
Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, иочень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется,что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же,куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так какон ухожен, бодр и велик.
Сидит АлёшаПопович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива иухожена. Конь богатыря горяч, как огонь.
Конь Добрыни Никитича красив и бел. Егосбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Гриваскакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. Этот конь быстр,как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.
Воспитатель 2. Очень красивые сочиненияу вас получились, как будто живые кони перед нами стоят, спасибо, ребята!
Какписал про лошадь Александр Куприн: «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена… чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнеек ходу времени и к переменам погоды… Нет ей равного животного на земле»
Предлагаюсыграть в викторину о них, которая называется «И про лошадь, и про быт: что сконём его роднит?»
Педагог1. У нас две команды — «Квадрат» и «Кумир». Предоставляюслово командирам команд.
Представлениекоманд. Командирырассказывают о названиях команд. Дополнительная информация в Приложении № 7.
Асудить викторину будет наше уважаемое жюри.
Представлениечленов жюри.
Закаждый правильный ответ каждая команда будет получать по вот такой фигуркелошадки, их сделали сами ребята.
Показ фигуроклошадок.
Викторина№1«И про лошадь, и про быт: что с конём его роднит?»:
1. Какназываются густая шерсть, растущая у лошади над копытами задней части ног, ивещь, которая помогает ухаживать за волосами? (щётка, расчёска,фен).
2. Какназываются пластмассовый кружок в стене, похожий на свиной пятачок, и призоваяброшь-украшение, надевающаяся лошади-победительнице на соревнованиях: электросчётчик,цветок, розетка.
3. Какназываются часть шеи лошади, на которой растёт грива, и вещь, помогающаяухаживать за волосами модницам: бигуди, гребень, расчёска.
4. Какназываются большое белое пятно на лбу лошади и безволосая человеческая голова: лысина,макушка, плешь.
5. Какназываются площадка для тренировок лошадей и кабинка, в которой маленькийребёнок учится ходить: корт, поле, манеж.
6. Какназываются одним словом все части тела лошади и выправка военного: стать,достоинство, красота.
7. Какназываются лёгкая спортивная упряжка лошади и раскачивающееся кресло: трон, качалка, кресло-кровать.
Жюри подсчитывает количество правильных ответов у каждой команды.
Добрыня. Даааа,напряжённой была борьба между командами, поздравляю команду-победителя! Адругой команде- не расстраиваться, у вас ещё будет возможность догнатьсоперников в следующем весёлом конкурсе, который называется «Скачки».
Педагог2.Богатыри,а вы знаете, что этих лошадок для конкурса сделали сами ребята?
Богатыри хвалятучащихся. Педагог объясняет условия конкурса. Проводитсяигра «Скачки» (Приложение № 9). Жюри подсчитываетколичество очков у каждой команды.
Илья. Славноповеселились, отдохнули! А вот и ещё одна блиц-викторина «Всего понемножку-про лошадей и их «одёжки». Думаю, вы справитесь успешно.
1.Устраивают ли зимой конныесоревнования? (Ответ:устраивают специальные забеги по ледовым дорожкам.)
2.Чем мужское седло для верховой езды отличается от женского? (Ответ:Разной посадкой. В мужском седле сидят верхом, а в женском- боком.)
3.Как называется самая маленькаялошадь? (Ответ:Пони.)
4.Для чего нужна попона? (Ответ:Закрываеттело лошади от холода.)
5.По фамилии какого знаменитого командарма времён революции назвали новую породулошади? (Ответ:Семён Михайлович Будённый, порода — будёновская.)
Жюри подсчитываетколичество правильных ответов у каждой команды. Подводится общий счёт по 2-м викторинам иконкурсу. Объявляется команда-победитель, ейвручается кубок.
Педагог1.Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям,и пошла сила русских воинов, героев, которые тоже сражались, защищая Русскуюземлю. Вспомнили и про их боевых друзей-коней.
Показслайдов 15-18 презентации«Святая Русь» (Приложение №6)
Педагог2. Перечитайтеещё раз удивительные былины, рассказывающие нам о подвигах русскихчудо-богатырей, и вы поймёте, откуда русские воины неустанно черпают воювеликую силу и смелость. Спасибо вам. дорогие гости, за то, что вы пришли нанашу встречу! А в заключение просим Вас посетить выставки творческих работдетских объединений «Оригами» и «Мир игрушки» (Приложение №5)
