X-PDF

Интегрированный открытый урок-презентация по музыкальной литературе и истории искусств на тему: «Жанровая карусель в музыке и живописи» с учащимися 5, 6 класса

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЁЖИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственноеучреждение дополнительного образования

ЛуганскойНародной Республики «Луганская школа искусств №5»

 

 

 

Интегрированныйоткрытый урок-презентация

помузыкальной литературе и истории искусств

на тему:   «Жанровая карусель в музыке и живописи»

сучащимися 5, 6 класса

 

  

 

 

                       

       ВоробьеваСветлана Николаевна,

        преподаватель музыкально-теоретического 

        дисциплин

 

       

 

 

 

 

 

 

г. Луганск

2022г.

Тема: «Жанроваякарусель в музыке и живописи».

                                                                 «Музыка – сестра живописи…»

                                                                                 Леонардо да Винчи

 

ЦЕЛЬ

Обучающая:

·       углубить знания о выразительных и изобразительныхвозможностях музыки, обучить элементам анализа художественного произведения, художественнойграмотности;

·       научить объединять различные виды художественнойдеятельности – изобразительное искусство и музыку;

·       выявить взаимосвязи между музыкой иизобразительным искусством, их жанрами;

·       развивать «внутреннее»  зрение, воображение,  художественноемышление через музыкальные произведения и картины живописи;

·       ознакомить учащихся с музыкальными произведениямии картинами живописи;

Образовательная:

·       актуализировать знания о жанрах в искусстве, ихвыразительных средствах;

·       закрепить представления о жанрах в искусстве;

·       закрепить с учащимися средства выразительности музыки и живописи на практике, анализируя их взаимосвязь;

·       усвоить с учащимися новые теоретические знания;

·       научить анализировать полученный материал,применяя теоретические знания;

·       научить анализировать предложенный материал,применяя теоретические знания и умения.

Развивающая:

·       расширять  музыкальный и художественный кругозор;

·       развивать эмоциональное восприятие произведенийискусства;

·       развивать творческие способности учащихсяспособами выразительного  исполнения музыки и художественных произведений;

·       развивать образное мышление, воображение итворческую фантазию.

 

Воспитывающая:

·       воспитывать эстетическое отношение кпроизведениям искусства и окружающему миру;

·       воспитывать музыкальный и художественный вкус.

 

 

Тип урока:   комбинированный, интегрированный

 

Методы:

ü словесный;

ü наглядно-зрительный;

ü деятельностно-практический;

ü анализа и синтеза;

ü творческие (проблемно-поисковые);

ü видео-метод.

 

Формы  работы:

ü фронтальная;

ü групповая.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Личностно-ориентированнаятехнология обучения

♪ Технология обучения как исследование

♪ Объяснительно-иллюстративная

♪ Проблемная технология обучения

 

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук , презентация, таблицы, портретыхудожников и композиторов, наглядные пособия, музыкальный материал; гуашь,ватман, кисти, палитра, мольберты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН УРОКА

 

№ п/п

Виды деятельности

1.

Организационный момент (приветствие, активизация опорных знаний учащихся, объявление темы урока, цель урока)

2.

Повторение, закрепление и проверка знаний изученного материала по теме урока.

3.

Проверка знаний средств выразительности музыки и изобразительного искусства и выявление их взаимосвязи.

4.

Беседа о жанрах в искусстве.

5.

Изучение нового материала. Цветовое восприятие музыки композиторами. Явление цветового видения музыки.

6.

Сравнительная характеристика выразительных средств музыки и изобразительного искусства на примере исполненных учащимися музыкальных произведений.

7.

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

1.     Организациякласса.

Учащиесясидят группами.

2.     Активизацияопорных знаний учащихся.

Учитель:— Добрый день. Ребята! С каким настроением вы пришлисегодня   

                   на урок? (ответы учащихся)

Учитель: — Сегоднямы с вами отправимся в путешествие, в мир             прекрасного. Природанаделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведенияхчерез слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашимчувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотнойбумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями,сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений,ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание,воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого видаискусства, которым и передаётся замысел автора.

Учитель: музыка звучит во времени, чтобы произведениепонять, надо дослушать его до конца, вслушаться, а может прослушать несколькораз.

Учитель: художественные произведения существуют впространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаютсязрительно.

                     Разные виды искусства  передают содержаниесвоим «языком», своими средствами, которые перекликаются между собой. Давайтевспомним и перечислим средства выразительности музыки.

              (Учащиеся перечисляют, на экранепоявляются  названия средств выразительности музыки)

Учитель: давайте перечислим выразительные средстваживописи.

Учитель: установите   соответствие выразительных средств вмузыке и живописи .    Внимание на экран.          

(на экране два столбика определений с выразительными средствами музыки иживописи, учащиеся находят соответствие выразительных средств в музыке иживописи)

 

ИНТОНАЦИЯ  —        ЛИНИЯ

МЕЛОДИЯ        —        РИСУНОК, КОНТУР

РИТМ                 —       ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

ДИНАМИКА     —       НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА

ТЕМП                 —       КОМПОЗИЦИЯ

ЛАД                    —       НАСТРОЕНИЕ

ТЕМБР               —        ЦВЕТОВАЯ  ГАММА 

 

Учитель:  влитературе, музыке и других искусствах за время их существования сложилисьразличные виды произведений

Учитель:   (обращаяськ «музыкантам») назовите виды произведений в литературе.

Учащиеся: рассказ,повесть, роман.

Учитель:  (обращаяськ «художникам») перечислите виды произведений поэзии.

Учащиеся:  поэма,сонет, баллада.

Учитель:  акакие существуют виды в изобразительном искусстве ?

 Учащиеся:  живопись, графика,скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Учитель: чтобыне утонуть в море музыки, музыканты давно научились её упорядочивать, т.е.делить на музыкальные жанры. А что такое жанр?

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Учащиеся(вместес учителем): жанр– это род или вид произведений  в области искусства, отличающийся особыми, толькоему свойственными сюжетными и стилистическими признаками.

Учитель: нов музыке  с жанрами определиться очень непросто. Дело в том, что музыка нелюбит жёстких схем и правил. В повседневной жизни мы слышим много различноймузыки и выстраиваем её в соответствии со своим вкусом. Одна музыка намнравится больше, другая меньше. Какая-то не нравится вовсе. 

Учитель: насокружает музыка самых различных видов. Как вы уже знаете, музыканты ихназывают  жанрами.

                  Приведите примеры жанров в музыке.

 Учащиеся:  опера, симфония, романс,мюзикл, танцевальная музыка и т.д.

Учитель:   можноли навести порядок в этом многообразии форм и жанров? Можно ли музыку разделитьпо разным признакам?

 (ответы детей: по способу исполнения лиипо её назначению, характеру тематики и составу исполнителей )

                     Можно. Причём, неодним, а многими способами.

         Давайте представим, что всю-всюмузыку, которая существует на свете,  поместили в одну папку. Следующий шаг –это разделение всех музыкальных произведений на две большие группы: серьёзнаямузыка, лёгкая музыка.  Дайте определения этим двум понятиям.

Учащиеся:  лёгкая– украшает нашу жизнь. Её роль заключается в создании весёлого, праздничногонастроения, часто в минуты нашего отдыха.

                      Серьёзная – главнаяеё цель – рассказать о чём-то важном, серьёзном. Она заставляет задуматься очём-то важном и значительном.

 

Учитель:   слушатьи понимать серьёзную музыку гораздо сложнее, чем лёгкую. Ференц Лист говорил :«Есть музыка, которая идёт к нам. И другая, которая требует, чтобы мы шли кней».

 

Учитель:   покакому принципу можно разделить   серьёзную музыку?

                   Да, правильно, поспособу исполнения. Перечислите их.

Учащиеся:   вокальная,инструментальная, музыкально-театральная.

Учитель:   аможно разделить всю музыку по  другим, большим признакам?

                Можно. Давайте разделиммузыку по принципу где и для чего её исполняют (ответы детей).

                 У каждого музыкальногожанра есть своё назначение. И наши музыкальные папки будут такие: музыкасветская и музыка церковная(духовная).

 

(дети дают определения светской ицерковной(духовной) музыки)

 

Учитель:   вдавние времена люди думали, что Земля держится на трёх китах. В наше время никтоуже в эту сказку не верит. Но очень важные вещи люди и сейчас  называют китами.

( на экране три кита: танец, песня, марш)

Учитель:  Прочитайте,что говорил Дмитрий Кабалевский о «трёх китах» в музыке:

(На экране цитата)

«Каквсякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на плечах огромныймир музыки»

 

Учитель: каквы думаете, почему так сказал Д.Кабалевский?

Ученики: потомучто танец, песня и марш – это  жанры, которые объединяет одно общее свойство:они организуют движение.

 

Учитель (обращаяськ «музыкантам»):сейчас проведём блиц-турнир по знанияммузыкальных жанров.

 

1.Перечислитегруппы жанров по способу исполнения. Объедините их в группы по способуисполнения и перечислите эти группы.

        вокальные, инструментальные, музыкально-театральные.

2. Перечислите вокальные жанры.

-песня, романс, баллада и т.д.

3.Перечислите жанры которые  связаны  с условием бытования.

театральные, концертные, камерные, пленерные, бытовые.

4.Как называется пение  без инструментального сопровождения?

a capella

5.Перечислите жанры хоровой духовной музыки.

месса, литургия, концерт, реквием.

6. Как называется жанрвокально-хоровой музыки для хора. Солиста и оркестра, в переводе с итальянского«петь»?

-кантата

7. Как называется маленькаяинструментальная пьеса?

-миниатюра

8. Где и когда возникла опера?

-в 16 в.  в Италии

9. Назовте завершённый сольный номер вопере, исполняющийся певцом в сопровождении оркестра.

— ария

10. Назовите музыкально-театральный жанр,в котором объединены выразительные возможности драматического, музыкального,хореографического и эстрадного искусств.

— мюзикл

11. Назовите жанр камернойинструментальной музыки, пьесу свободного, импровизационного характера, впереводе – вступление.

-прелюдия

12. Перечислите жанры инструментальноймузыки Шопена.

— прелюдии, вальсы, ноктюрны, экспромты ит.д.

13. Назовите инструментальный жанр лирического мечтательного характера, в переводес французского – ночной.

-ноктюрн

14.Перечислите жанры оркестровой музыки.

-увертюра, симфония, концерт и т.д.

 

Учитель (обращаяськ «художникам»):    а теперь я хочу проверить ваши знания.

1.Какие вы знаете жанры  в изобразительном искусстве.

Портрет,исторический,мифологический,батальный,бытовой,пейзаж,натюрморт,анималиститческийжанр

2.Какназывают художников, которые изображают природу? (Пейзажисты)

3.Как называется картина,на которой изображена природа? (Пейзаж)

4.Какиххудожников-пейзажистов вы знаете? (Иван Шишкин, Исаак Левитан, ВасилийПоленов, Саврасов, Константин Айвазовский)

 

Учитель: япредлагаю посмотреть работы замечательных мастеров пейзажа и назвать автора иназвание работы.

(Учащиеся выполняет предложенноезадание)

Учитель: живопись и музыка  несвязаны между собой так естественно, как живопись и архитектура, живопись илитература, музыка и лтература. Кажется, что музыка и живопись вообще невзаимодействуют, слишком далеки они друг от друга: одно искусствопространственное, другое – временное, одно обращается к зрению, другое – кслуху. Вместе с тем оба искусства идут к одному и тому же: к созданиюхудожественных образов, правдиво отражающих окружающий нас мир.

              Поробуем непросто сопоставить изобразительное искуство и музыку, а рассмотрим их вовзаимодействии и синтезе.

    (на слайде портретЛеонардо да Винчи)

Учитель:                Великий итальянскийхудожник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «Сестра живописи». Идействительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь неменее тесно, чем музыка и поэзия.

               С помощьюмузыкальных выразительных средств композитор «рисует» пейзаж или создаётпортрет. Музыка владеет тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими,динамическими «красками», с помощью которых создаётся тот или иной образ.

            Художники спомощью цвета и оттенков, линий и контуров исполняют свой образ.

Учитель: особойявление у музыканотов – цветной слух, при котором отдельные тона и тональностимузыкальных произведений ассоциируются с определёнными цветами. Цветным слухомобладали Р.Вагнер, Н.А.Римский-Корсаков. Скрябин создал собственную системуцветотональности, в которой обозначил до мажор  красным цветом, ре мажор  -жёлтым, соль мажор  — оранжево-розовым, а ля мажор – зелёным.

          В своей поэме«Прометей» в нотах композитор вписал специальную цветовую строку. По замыслукомпозитора, исполнение поэмы должно было сопровождаться  проецированием наэкран цветовой гаммы.

Учитель:давайте прослушаем и посмотрим фрагмент этого произведения.

(просмотрвидео)

 

Учитель:как вы думаете, почему это произведение имеет и другое название —   «Поэмаогня»?

Учащиеся:  композитор обратился к новому выразительному языку,введя свет как новое выразительное средство.

Учащиеся: вот на меня, например,  цвета вместе с музыкойдействуют  особенно сильно.

(другиеответы детей)

Учащиеся:   Давайтевспомним, а что такое образ в  художественном произведении?

   Учащиеся («художники»):    художественный образ – это наглядныевыражения идеи с  ПОМОЩЬЮ средствискусства.

    Учащиеся («музыканты»):образ – это то, что мы чувствуем или представляем себе, слушая музыку.

Учитель:  музыкатоже может передать исторические события, изобразить портрет человека, егоособенности, нарисовать картину природы.

Учитель:  «Музыкальныйпейзаж» имеет многовековую истоию развития; его корни уходят в эпоху ….(«Возрождения»,продолжают учащиеся),

       а именно в какой век? (16). У какого французского композитора появилисьпроизведения, которые изображали пение птиц? (К.Жанекена).

                     Какой итальянский копозитор в 18 веке создал произведени, в которомпередал не только времена года, а ещё и 4 состояния человека? ( А.Вивальди)

 

Учитель:  Природазанимала особое место и в жизни П.И.Чайковского. В письмах и дневникахкомпозитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основаниикоторых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила,например: «Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даётприрода».

 

Учитель:  Полина, что ты можешь рассказать о произведении,которое ты сейчас исполнишь? (ответ ученицы)

Учитель (обращаяськ «художнице») Вика прослушала это произведение напредыдущих уроках и начала работу над композицией.

               Вика,твоя задача сейчас – слушая произведение ещё раз, закончить работу.

Учитель:  амы с вами обсудим музыкально-выразительные средства, создающие этот образ,  иназовём жанр произведения.

(Паукова Полина исполняет на кселоофонепроизведение П.И.Чайковского «На тройке»)

Учитель: ребята, а теперь давайте обсудим то, что мы увидели иуслышали.

Вика:в моём воображение возникла картина заснеженной дороги и

          мчащейся по ней тройке. Работу я выполнила в холодныхоттенках в ассоциации с зимой. Теплые  и яркие цвета проссматриваются в работепоказывая энергичность бега лошадей.

Учитель:  русскаятройка, наряду с матрёшкой, балалайкой и самоваром яляется достойнымнациональным символом России. Поэты об этой старинной конной упряжке сочинялистихи. А народ слагал песни и частушки. Художики и скульпторы увековечивали еёв своих творениях. Пьеса является программной. Что раскрывает её  заголовок? (заложенныев сочинении содержание. По первому названию становится ясно, что в композицииавтор отобразит восхитительный природный пейзаж, а второе показывает, что пьесаявляется жанровой зарисовкой)

         Как меняется характер музыки в среднем    разделе? (она становится не толькозадорной, но и радостной. В ней внятно слышен заливистый звон колокольчиков ицокот копыт резвой тройки)

         Что помогает создать такой образ? (игривые форшлаги и бойкое стаккато)

           Что меняется в репризной части? (возвращается лирическая тема, украшеннаяпереливами бубенцов в верхнем регистре)

Учитель:ребята, вы познакомились с пейзажами в живописи. А чтолежит в основе изображения пейзажа в музыке?

(звукопись,звукоизобразительность, которая связана с имитацией различных звуков природы.

Учитель: перечислитемузыкальные произведения, которые изображают природу.

(Антонио Вивальди , цикл«Времена года», П.Чайковский,  фортепианный цикл «Времена года», «Пасторальная»симфония Бетховена, опера «Снегурочка» Римского-Корсакова, симфоническаякартина Мусоргского Ррассвет на Москва-реке», симфоническая сюитаРимского-Корсакова «Шехерезада»

Учитель: например,у композитора Буркмюллера есть цикл этюдов, среди которых есть с названием«Снежная буря». Давайте его прослушаем и поделимся своими впечатлениями.

Учитель: Нашахудожница Василина, прослушав это произведение на предыдущих уроках постараетсязакончить свою работу.

Василина: При работе надсвоей композицией я использовала графический материал пастель. Работая руками,растушевывая пастель пальцами я испытывала  особенную близость с работой.Работа выполнена приимущественно в холодных оттенках.

Учитель: следующеепроизведение исполнит Щербакова Ника, оно называется «В ритме осени» ……

Учитель: художникампредлагаю закончить свой образ, а музыкантам ответить на вопрос: «Что вы «увидели» в этом произведении?».

Лиля:Прослушав это произведение я увидела порящий и летящий образ «Золотой красавицыосени» Работа выполнена в теплой цветовой гамме.

 Учитель: обратитевнимание, что художники в музыке «увидели» портрет осени и мы с вами обнаружилиещё один жанр искусства – портрет.

Учитель: (обращаяськ художникам) Что в изобразительном искусстве означает понятие «портрет»?(слайд«портрет»)

Ученики: портрет– это один из главных жанров живописи. Это изображение человека либо группылюдей, существующих либо существовавших в действительности. Наиболее известнымивидами портрета считаются:парадный

Учитель: каквы думаете, музыкальными звуками можно нарисовать портрет?

Ученики:да, с помощью звуков, интонаций и мелодий. В музыке, как и в изобразительномискусстве есть свои музыкальные краски, которые композиторы, как и художники,используют для создания музыкального портрета, передачи его характера.

Учитель: давайтепосмотрим  и назовем работы знаменитых русских художников, которые работали вжанре портретная живопись.(слайды)

Учитель: предлагаювам прослушать произведение композитора Сточеллло Розенберга «Сепфора» и описатьэтот музыкальный портрет, а художники закончат свою композицию по музыкальнымвпечатлениям.

 

(детианализируют музыкальное произведение и живописное)

 

Учитель: предлагаювам прослушать музыкальное произведение, которое исполнит Красникова Маша иопределить его жанр.

 

(Машаисполняет произведение Шопена «Забытый вальс»)

Учащиеся: жанрпроизведения – вальс. Музыка нежная, полная грустного томления, звучит как поэтическоепроизведение, как воспоминание о чём-то.

Учитель: чтовы можете рассказать о вальсах композитора?

Учащиеся: этопроизведения танцевального характера, в которых композитор преследует чистохудожественные задачи. Вальсы Шопена можно разделить на два вида. Одни – яркие,феерические, стремительные, живопизно отображающие помпезные балы. Другие –лирические, мечтательные, меланхоличные, погружающие в атмосферу романтическихвоспомнаний.

   Учащиеся: большинство вальсов состоит из нескольких эпизодов различногохарактера, часто в разных темпах. Излюбленный приём композитора rubato– еле уловимое отклонение от темпа, делает эти пьесы неприменимыми для бытовоготанца.

Учитель: ккакому виду  вальсов мы отнесём «Забытый вальс» и посмотрим, что нам предложатхудожники.

Вика:С помощью цвета я хотела передать атмосферу, движение ,настроение, наклонголовы, мимолетную улыбку главных героев .

Алеся:В моем образе возникла картина мягких и плавных линий в движении.Теплые тона асоциируются у меня с душевной теплотой мелодии.

 

 

Учитель: сейчасмы прослушаем ещё одно произведение танцевальной музыки Моцарта. Вам нужноопределить его жанр, а художники доработают свою композицию.

 

(Ансамбльскрипачей.  Моцарт. «Менуэт»)

 

Учитель: Настя,назови жанр. Что ты можешь о нём рассказать?

Настя:менуэт- это старинный народный французский грациозный танец в трёхдольномразмере, состоящий из мелких шажков на низких полупальцев паменю . Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногдамужественные интонации.

Учитель: какиевы знаете характерные черты менуэта, как его танцевали?

Учащиеся:  поклоны,торжественные проходы вперёд, вбок и назад, изящные шаги и лёгкое скольжение.Считается, что король Людовик 14 в ё7 веке первым танцевал менуэт на одном изсвоих балов. Из Франции менуэт распростанился  по всей Европе.

Маша:При прослушивании этого музыкального произведения  у меня возникла картинадворцовых балов. Легкие движения, наклоны и повороты головы, пышные дорогиенаряды.

 

(анализ живописнойкартины учащимися по этому произведению)

 

Учитель: мыс вами  говорили о взаимосвязи работы композиторов и художников. Изобразительноеискусство постоянно вдохновляет музыкантов. Композитор Ференц Лист признавался,что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена.

Роберт Шумен считал, что для композитора изучать Рафаэлевские картины так же полезно, какхудожникам чувствовать симфонии Моцарта.

Учитель: благотворная роль музыки сказалась и на работе художников «Без музыки я не мыслю жизни» -говорил Илья Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину«Воскрешение дочери Иаира», его младший брат, студент консерватории, играл нарояле «Лунную» сонату  Бетховена.

И вместе с красками наполотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби вкартину.

 

 

Учитель: Нашурок подходит к концу. Что полезного вы извлекли из этого урока?

 

        Музыка и живопись может существовать вовзаимодействии;

        У них очень похожие выразительные средсва;

        Содержание музыкальных произведени можнопередать живописными средствами;

        Композиторы видят музыку в цете;

        По характеру услышанной музыки я могуподобрать цветовую гамму : тёплую или холодную;

        С помощью характера линий я могу передатьритм прослушанного произведения;

        Музыка создаёт у меня особое творческоенастроение. Оно помогает мне глубже и ярче написать портрет или пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет