Конспект интегрированного урока окружающего
мира, краеведения, информатики в 4 классе
Тема: «Я знаю родной край»
Цели:
uВоспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, ксвоему здоровью, умение вести себя в лесу, уважительное отношение
к мнению товарищей.
uУчебные – закрепить знания учащихся о природных зонахУрала, повторить понятия: сообщество, Красная книга, лекарственные растения,использование берёзы. Закрепить умения копировать, уменьшать, увеличиватьизображение, делать надписи на плакате в программе Paint,строить графы.
uРазвивающие – развивать умения работать с картой,определять необходимые меры охраны природы, делать простейшие прогнозыпоследствий воздействия человека на природу, развивать интерес к изучениюродного края.
Оборудование: АРМ учителя, компьютеры учащихся, стихи о природе,
картина местного художника, цветы наветочках,
карта Челябинской области, рисункиучащихся, набор сухих
трав, Красная книга.
Разработала ипровела:
учитель начальныхклассов Хайбулина М. А.
МОУ СОШ 2023г.
Ход урока.
1. Орг момент.
(Детивходят в класс под музыку, в руках несут цветы.)
— Где мыочутились? (В лесу). Слайд№1
— Давайте подышимсвежими ароматами леса. (Слышны звуки леса.) Дыхательнаягимнастика.
2. Сообщение темы, целейурока.
— О чём пойдётречь на уроке? На слайде подсказка. Угадайте ребус. (О природе.) Слайд№2
— Хотите совершитьпутешествие по родному краю?
Урок сегоднянеобычный. Мы будем путешествовать вместе с учителем
информатики,краеведения, гостями нашего урока.
— Мы поговорим оприроде Урала, подумаем, чем мы можем помочь нашей природе.
«ПолянаЗнаний» Слайд№3
Работа с картой.
— Что за картаперед вами? (Челябинской области.) Слайд№4
— Покажите столицуобласти, наш посёлок.
— Почему посёлокназван Межозёрным? Слайд№5
— В какойприродной зоне мы живём? (Зоне степей и лесостепей.)
— Что вы можетесказать о поверхности нашего края? (Есть горы, озёра, равнины, леса.)
— Какиегоры пролегаютпо территории нашей области? (Уральские горы.) Слайд№6
3. Работа по теме урока.
«Берёзовая рощица» Слайд№7
— Как нужно вестисебя в лесу? (Ответы детей.)
— Какое деревоявляется символом России? (Берёза.) Слайд№8
— С кем частосравнивают русскую берёзку? (С девушкой-красавицей.)
(В класс входитученица в роли берёзки.)
— Здравствуйте,ребята! Услышала, что вы обо мне вспоминаете, вот и решила
заглянуть к вамв гости.
(Ученик читаетнаизусть стихотворение Прокофьева о берёзе.) Слайд№9
Люблю березурусскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,.
То ясную кипучую,
То грустную плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда сподружками.
Под ветром низкоклонится
И гнётся, но неломится.
— За что же всетак любят меня, русскую берёзку?
— Какую пользуприносит человеку берёза? Слайд№10
Индивидуальная работа.
(Повторив технику безопасности, на своих компьютерах ученики выполняют граф. Работа на компьютерах.
Звучит музыка)
(Затем учащиесяделают обобщение о пользе берёзы.) Слайд№11, 12
— Скажите, а моглабы я существовать совсем одна? (Нет.)
— Вокруг менямного кустарников, цветов, грибов, ягод, летают птицы, ходят звери.
Как назвать всёэто одним словом? (Сообщество леса.) Слайд№13
— Смотрите, замной прилетела бабочка. Проследим за её полётом глазами. Оздоровительная физминутка.
ИКТ
— Везде ли у насна земле природа выглядит так красиво? (Нет.)
(Рассказ краеведао последствиях равнодушного отношения к природе.
Отвалы. Отвалы,заросшиеберёзами.) Слайд № 14, 15
«Лужайка Здоровья» Слайд№16
Беседа:
«Об опасностиукусов клещей»
— Какая опасностьподстерегает нас на полянках, лужайках, в лесу именно весной?
— Какие меры нужнопредпринять, чтобы не укусил клещ?
«Красная книга»
— Чтобы лес тожебыл здоров, мы его должны беречь. Каких-то растений
Становится всёменьше и меньше.
— Кто знает, чтотакое Красная книга? Слайд№17
— Разделимся надве группы. На слайдах вы увидитеизображение Групповая работа.
разных растенийнашего края. Если растение редкое и занесено в Красную книгу,
цветочкиподнимает 1-ая группа, а если это лекарственное растение, — 2-аягруппа. Слайд № 18, 19, 20, 21, 22, 21
4. Проверка домашнего задания.
— Давайтепосмотрим, какие рисунки выполнили ученики дома.
(Показ рисунков.)
— О каких растенияхмы не говорили на уроке?
— Многие растенияможно заваривать и пить как чай. Некоторые напитки придают бодрость, Слайд№22
заряд энергии. Анекоторые успокаивают нервную систему, являются снотворными.
(Угощениетравяным чаем гостей урока.)
— Прежде чемподняться на гору, давайте немного отдохнём на нашей лужайке Оздоровительная физминутка.
и вместе сберёзкой потанцуем. ИКТ
(Дети выходят вкруг, под музыку танцуют.)
«Гора искусств»
— Осмотрим с горыпросторы нашего края. Слайд№ 23, 24
— Художники насвоих полотнах запечатлевают красоты природы.
В нашем посёлкеесть художник Боронин Геннадий Иванович. Слайд№ 25
(Учитель показываети комментирует его работы,напоминает Слайд № 26, 27, 28
об использованииперспективы.)
— Везде ли наземле природа выглядит так красиво? (Нет.)
— Какая главнаяобязанность нас, как граждан страны, записана в Конституции РФ?
(Забота осохранении природы.)
— Мы тоже сегодняпопробуем себя в роли компьютерных художников.
(Ученикиповторяют правила составления плаката.) Индивидуальнаяработа.
— Составимэкологический плакат «Берегите родную природу!» Работана компьютерах.
(Звучит музыка.)
5.Итог урока.
-Какие же плакатыполучились? (Дети читают призывы.)
— Вот и мы внеслисвой небольшой вклад в дело охраны природы.
(Стихи МихаилаПляцковского читают учителя.)
Мы любим лес в любое время года, Летят,звеня, дождинки с небосвода,
Мы слышим речек медленную речь… Клубится назаре тумана дым…
Все это называется природа, Всеэто называется природа,
Давайте же всегда ее беречь! Давайтеже сердца ей отдадим!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
6. Домашнее задание.
— Подумайте и нарисуйте, что каждый из вас ещё может сделать, чтобысберечь природу.
(Краевед оценивает работу учащихся вцелом на уроке.)
7. Рефлексия.
(Дети выбирают нужную анимацию из предложенных и увеличивают:«солнышко»,
«солнышко в тучах», «тучки» — в зависимости от настроения вконце урока.) ИКТ
(Берёзка благодарит всех за работу, за внимание и дарит гостям урока весенниецветы.)
— А сейчас, ребята, мы идём пить фиточай.