X-PDF

Интегрированный урок Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве

Поделиться статьей

Интегрированныйурок Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории илитературе

 

 заведующаябиблиотекой МБОУ АСОШ №2:

Завалишина НатальяЮрьевна

Целиурока.

Обучающие:

  • дальнейшее овладение навыками идейно – художественного анализа произведения; умение излагать материал при помощи новых информационных технологий.

Развивающие:

  • развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.

Методы:

1.Словесный;

2.Частично-поисковый;

3.Практический;

4.Информационный.

Ход урока.

I.Организационный момент:

Слайд 2. Здравствуйте,садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вестисразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котороммы будем говорить, — тоже неординарный. В  2012 году наша страна отмечает200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этойвойны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым былипосвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига.

Как выдумаете, что испытывает человек, который должен его совершить?

(2 – 3 ответа)

— Вот как на этотвопрос ответил поэт Виталий Коротич:

Слайд 3.Звучитстихотворение Идя на подвиги в исполнении ученика-1:

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Слайд 4 . Учительистории:   Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа.Вторжение неприятеля, двунадесяти языков наполеоновского войска впределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьбавызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества исамоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский ДенисДавыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашеви турок Александр Кутайсов – России верные сыны.

Слайд 5. Учительлитературы:

Образы защитниковОтечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов.

Вот как это быловоплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”:

В стихотворенииБородино/ 1837/ М.Ю. Лермонтов на-шел простую и в то же времявыразительную форму для освещения своей темы: старый солдат-артиллеристрассказывает молодому про день Бородина, о том, как русские солдатыи их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества.Пожалуй., более всего высший взлет патриотических настроений народа отражаеттакая строфа:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой

Слайд 6Звучит аудио запись «Бородино».

Слайд 7. Учительистории:

Отечественнаявойна выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Однимиз них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.

. -Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли.

Слайд.8   Совершенно особое место в русской поэзии 1812 года занимают глубоко  народные басни И. А. Крылова. Особенно знаменательна басня «Волк на псарне», в  которой  Крылов,невыходяизрамокбасенногоиносказания, дал замечательный повыразительностиобраз Кутузова, в видестарика- ловчего, здравый народный смысл которого не позволяет вступать в переговоры с хищником.

Огромное влияние  оказали  события 1812 года на формирование мировоззрения будущих декабристов, а тем самым и на развитие декабристской художественной литературы и публицистики.

События  Отечественнойвойнывоочиюпоказалипервымрусскимреволюционерамгероическоелицорусскогонарода,а следовательно и его право  на свободное существование.

Слайд 9 Прослушивание  аудио записи Крылов И.А. «Волк на псарне».

Слайд 10.  Учитель истории:. Огромной любовьюсолдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князьПетр Багратион.

-Сообщение ученика –4 о Багратионе.

Слайд11 Учительистории:Дохтуров,Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Этиимена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерномгероизме.

Слайд12-14Сообщениегруппы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове.  

Слайд15.Державин  Г.Р   о произведении и Платове М.И. «Атаману и Войску донскому»

Слайд16 Чтение отрывка  из стихотворения наизусть  «Атаману и Войску донскому» Г.Р.Державин.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 Слайд 17.Прослушивание песни Генералам 12 года М.Цветаева.

ГЕНЕРАЛАМДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.

Сергею

Вы, чьи широкиешинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, какбриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньемволи
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла дланьгосподня
И сердце матери, — вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Вам все вершиныбыли малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюреполустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкуюфигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

О, как, мнекажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

В однойневероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало– трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так жетрогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали илюбили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.

26 декабря 1913     Феодосия

. Слайд18.Учительистории:

Однако всех ихобъединяет фигура главного героя 1812 года  – фельдмаршала М. И.Кутузова.

Сообщениеученика-6 о Кутузове.

Слайд 19. Учительистории: Гибельнойдля захватчиков стала “малая война”,

под которойКутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянскихпартизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Надфранцузскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили влеса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Герасим Курин  истаростиха Василиса Кожина.

   Слайд 20 Пикпар­тизанской борьбы пришелся на октябрь-декабрь 1812 года.Организаторами партизанского движения выступили как видные офицеры русскойармии, так и простые люди: Герасим Курин, Федор Пота­пов, Ермолай Четвертаков,Василиса Кожина.

Частоотрядами партизан руководили солдаты, бежавшие из французского плена, местныепомещики, особо авторитет­ные крестьяне. Так под командованием крепостногокресть­янина  Герасима Курина  в Подмосковье сражалось свыше 5 тыс.пеших и 500 конных крестьян. Отряд действовал очень успешно. Известно, что онзахватил много пленных, 3 пушки, обоз с хлебом.

СелоПавлово, Богородского уезда, Московской губернии, стало местом рожденияпартизанского отряда во главе с крепостным крестьянином Герасимом Куриным.Большая численность отряда требовала совершенствования его организации, всвязи, с чем Курин привлек на командную должность Вохновского голову Е. Стуловаи сотенного И. Чушкина, а также установил контакт с командующим Владимирскимополчением князем Б. Голицыным.

  Отряд Герасима Курина за время своего непродолжительного существования имелнесколько крупных столкновений с противником и нанес ему значительный урон.Заслуги Герасима Курина были отмечены награждением его знаком Военного ордена.

  Слайд 21.  В Смоленской губернии широкую известность получилажена старосты Василиса Кожи­на. О ней в народе было сло­женонемало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Когда муж Ва­силисыповел в город партию пленных, она ско­лотила отряд из женщин и подростков,воору­женных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировалпленных.

   Умнаяи решительная, она не боялась вместе с подростками сопровождать французскихпленных, вступать с французами в рукопашную схватку, действуя преимущественнокосой. Современники в своих записках рассказывают, что, когда один из пленныхофицеров, уязвленный необходимостью выполнять приказания женщины, попыталсяоказать сопротивление, Василиса прикончила его ударом косы.

Слайд 22 Учительистории:

Героемпартизанской войны стал Денис Давыдов –  гусар, храбрец, поэт.

Сообщениеученика-8 о Давыдове

Слайд 23 Учительлитературы:Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг ихнезабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель БулатОкуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группыучащихся.)

Слайд 24Учительистории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревяннаятриумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главноеукрашение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великихподвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великойотечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорятвеличайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинскойбитвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков ипроездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены именаБарклая, Давыдова, Кожиной и др.

Заключение

Учительлитературы:

— Ребята, вы сегодняприняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять,что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний навопрос что ближе, дороже – ты сам или Родина человек находит свойответ.

Использованнаялитература и дополнительные материалы для проведения урока

  1. Стихи Идя на подвиг, автор В.Коротич.
  2. Стихотворение М.Ю.Лермонтова Бородино.
  3. Стихотворение Генералам 12 года, автор М.Цветаева.
  4. Песня Булата Окуджавы Кавалергарда век не долог….
  5. Доклады учащихся.
  6. Мультимедийный проект Герои 1812 года.
  7. Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
  8. Л.Толстой, Война и мир.
  9. Интернет-материалы.
  10. А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.

Презентация

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет