Интегрированный урок: литературное чтение и музыка по теме:
«Г. Х. Андерсен«Дюймовочка» 3 класс (система Л. В. Занкова)
Цель: Способствовать формированиюумения на эмоциональном уровне оценивать внутренний мир героини, выявлятьпричины поступков, выражать свое отношение к героине через художественное словои музыкальное содержание.
Предметные:
-обобщение знаний о прочитанном произведении Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;
-помочь детям осознать жизненную природу героя и роль музыки в создании образа.
Личностные:
— создаватьусловия для самостоятельного «проживания» детьми характеров героев (написаниеотзыва, сочинение стихотворений, музыкальная импровизация – озвучиваниефрагмента сказки);
— способствоватьтому, чтобы ребенок на уроке был не объектом, а субъектом.
Познавательные:
— поиск ивыделение необходимой информации,
— помощь вразвитии творческого воображения как в литературе и в музыке.
Регулятивные:
— самостоятельнопользоваться словарем эстетических эмоций, толковым словарем
— уметь находитьаргументы на поставленные вопросы.
Коммуникативные:
— воплощатьхудожественно-образное содержание героя через разные виды деятельности
— умение выражатьмысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:Компьютер, колонки, ММ, доска, Музыкальные инструменты, папки с таблицей.
Тип урока: Интегрированный: литературное чтение, музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», портрет Г.-Х. Андерсена, презентация «Биография Г.-Х. Андерсена, выставка книг Г.-Х. Андерсена: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянныйсолдатик», «Огниво», «Дикие лебеди», отзывы детей, стихи о Дюймовочке, интеллект-карты. Музыкальные инструменты для групповой работы (импровизация); слайды –презентация урока;
Ходурока:
1. Организационный момент.
Здравствуйтеребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Но обратите внимание, что урокпроходит в необычной обстановке. Что необычного вы заметили (в библиотеке, стремя педагогами: учитель музыки Левченко Светлана Николаевна, педагог –библиотекарь Заремба Ирина Федоровна, учитель Исабекова Сауле Сарсамбаевна; погруппам т.д.)
Итак,ребята, выберите ту роль кем Вы сегодня будете? 3 группы (библиографы,слововеды, литературные критики
Постановка цели и задач урока.
Надоске слова, прочитайте их. Что вы можете о них сказать? (высказывание детей)
Попервым буквам составьте слово. Что у Вас получилось ? (Сказка)
С-сравнение,К-кульминация, А-автор, З-знания, К-креативность, А-анализ
Чтотакое «сказка»? (высказывание детей)
Группа«Слововеды» (с помощью словаря Ожегова),читают определение.
Вывод:(высказывание детей)
2. Этапактуализации знаний и пробного учебного действия.
Работав группах: возьмите конверт №1, посмотритевнимательно, что нужно выполнить?. Что у вас получилось? (портрет Г. Х.Андерсена).
Итак,определите тему нашего урока? (высказывание детей)
-Правильно… Тема нашего урока: сказка Г. Х. Андерсена.
-Об этом человеке нам расскажет группа библиографов.(презентация СавостееваПолина)
(рассказо жизни и творчестве Андерсена).
Ребята,с каким жанром работал этот писатель? (сказка)
… Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу…
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
.В целях систематизации ранее изученного, предлагаю учащимся поработатьв парах.
-Проверим, как вы хорошо знаете всемирно известные сказкиАндерсена. Поработаем в парах. Посовещайтесь и запишите в тетрадях названияваших любимых сказок Андерсена.
-Назовите, пожалуйста, сказки, которые вы записали.
Высказывание (читает Исабекова С. С.): К.Г. Паустовский писал:
« Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмой идоброго человеческого сердца над злом». — А чему научил датский сказочник вас,ребята?
— Какие человеческие качества воспитывает он, рассказываятрогательные истории своих героев.
2. Работа над содержанием сказки.
Посмотрите на слайд: Расшифруйте героев и назовите сказку?
Возьми конверт 2. Определите последовательность основных событий, происходящих впроизведении. (Работа в группах)
1.Рождение Дюймовочки.
2.Жаба и её сын.
3.Майский жук.
4. Полевая мышь и Крот.
5. Встреча с ласточкой.
6, Забота о ласточке.
8.Полёт в теплые края.
9.Страна эльфов.
Викторина (проводитпедагог — библиотекарь)
— Ответить на вопрос с помощью цитат из текста. (работа поучебнику)
1. Из какого зернышка появился цветок, в чашечкекоторого сидела миниатюрная девочка?
2. Кто помог женщине, которой хотелось иметь ребенка?
3. Что послужило колыбелькой Дюймовочке?
4. Какой голосок имела Дюймовочка?
5. Кто решил похитить девочку, спавшую под розовым лепестком?
6. Какими цветами жаба украшала своё жилище (в надежде, что в нем поселитсяпрелестная Дюймовочка)?
7. Кто помог путешественнице покинуть место, где жили жаба и её сынок?
8. Чем угостил девочку майский жук?
9. Кто попросил Дюймовочку рассказывать ей сказки?
10. Какой существенный недостаток, по мнению полевой мыши, был у крота?
11. Какой птице требовалась помощь в сказке«Дюймовочка»?
12. О какой куст серьёзно поранилась ласточка?
13. Желанным ли для Дюймовочки был брак с кротом?
14. По какой причине Дюймовочка покинула родные края?
15. С каким маленьким человечком познакомилась Дюймовочка в южной стране?
16. Кем стала Дюймовочка в финале сказки?
17. Какое новое имя предложил король эльфов для Дюймовочки?
Мы с вами прочитали текст сказки, а теперь давайтеперейдём к работе над содержанием.
— Какие приметы волшебства подчёркивают необыкновенное, чудесноерождение девочки?
— Почему именно тюльпан выбрал для своей сказки Андерсен?
(если учащиеся ответить затрудняются, то учитель объясняет).
Дикие тюльпаны испокон веков были одним из самых изысканныхукрашений пустынь, степей и полупустынь. В былые, более благоприятные времена,весной они полностью окутывали склоны степных холмов яркими, праздничнымипокровами. Среди диких тюльпанов попадаются желтые, белые, розовые, фиолетовые,бордовые, но все же преобладающим цветом является красный. Интересно, чтонасекомые-опылители не видят красный цвет. Для них важна не окраска цветов, ато количество ультрафиолетовых лучей, которое они отражают. (Шинкаренко, 2002).
Зато красный тюльпан стал источником многочисленных легенд и сказок. Первоеупоминание о нем пришло из Персии. И именно этот цветок использовал Андерсен всказке “Дюймовочка”.
Физ. минутка
Ребята,с помощью какого вида искусства можно изобразить сказку (изо, скульптура, кино,музыка).
Давайтепосмотрим фрагмент мультфильма (без звука)
Ребята,чего вам не хватило? (звука, музыки)
Давайтемы попробуем озвучить фрагмент сказки с помощью музыкальных инструментов сами.Я буду вам читать фрагмент сказки. А когда буду делать остановки, нужно молчаподобрать подходящий музыкальный инструмент и сыграть на нем.
Высейчас сами озвучили фрагмент сказки. Но есть люди, у которых такая профессия –это композиторы. Один композитор написал музыку к мультфильму «Дюймовочка». ЭтоНикита Владимирович Богословский. Нам библиографы приведут интересные факты изего жизни и творчества.
Адавайте теперь посмотрим этот же фрагмент мультфильма, только уже с музыкой.
Подберитеслова из таблицы, подходящие к этому фрагменту. (работа с таблицей).
Асейчас каждый по цепочке назовет по одному подходящему слову.
Молодцыребята. А какой кит музыки сейчас звучал? (танец). Какой танец? (вальс). Как выдумаете, почему композитор озвучил мультфильм именно вальсом? (чтобы лучшеподчеркнуть легкость, душевность, доброту главной героини сказки).
5. Закрепление полученных знаний.
Посмотрите на мой волшебный цветок, ребята. Он представляет мирсамого писателя. Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсенусоздавать его прекрасных героев?
Мудрость Тщеславие Любовьк людям Нужда Желание сделать мир лучше
Душевнаящедрость Доброта.
Ребята (по выбору) указывают эти качества на лепестках.
Асейчас послушаем литературных критиков. Они составили отзыв об этомпроизведении.
(отзывыдетей (2 чел.)
Педагог- Библиотекарь: Ребята, пожалуйста, оставьте свои отзывы об этом произведении вбиблиотеке, для того, чтобы наши читатели, ваши друзья, увидев их, прочитав,захотели поближе познакомиться с творчеством Г. Х. Андерсена, почитать егосказки. Спасибо.
7. Мини-исследование в творческой группе
Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
— Чему же нас учат герои сказок Г. Х. Андерсена ?
Ученики записывают на лепестках своихцветов.
9. Подведение итогов урока
Прошло много лет, а люди до сих пор судовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя емуустановлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – деньего рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручаетсяМеждународная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем. Срединаграждённых – Астрид Лингрен и ДжанниРодари.
Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческаядоброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость,душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» — писал К. Г. Паустовский.
Темасказки: эта сказка о жизни и приключенияхмаленькой девочки по имени Дюймовочка. О поиске доброты, счастья. (Интеллект –карты детей)
Учитель:Ребята, а как вы думаете, чтобы обрести счастье, что для этого надо сделать?Часто ли людям приходится преодолевать жизненные трудности, преграды? Всегда линужно делать решительные шаги?
Идеясказки? (У Дюймовочки можно научитьсяпочтительности, вежливости, доброте, помощи, любви). (Интеллект – карты детей)
Ребята, с каким предметом (уроком) мы ещё можем связать сказку«Дюймовочка»? (Окружающий мир) _- Правильно, молодцы!!!
10. Рефлексия.
Бутоны– заветы великого сказочника.
«Мир прекрасен!»
«Радуйтесь жизни!»
«Будьте терпеливы в достижении цели!»
А у нас детки даже сочинили стихи про Дюймовочку. Давайтеих прослушаем. (Телкова Эвелина, Чесноков Богдан)
У Вас на столах лежат цветы. Напишите пожалуйста однимсловом, чему Вас научила эта сказка?
Спомощью какого вида искусства можно изобразить эту сказку? (изо)
Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркостикрасок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце. Цветочки прикрепляемна полянку, расположенную на доске.
Ив завершение урока давайте исполним песню «Дорога добра».
11. Самооценка.
12. Запись домашнего задания:Д.З. Изобразить понравившейся отрывок сказки красками.
