X-PDF

Интегрированный урок по предметам математика, русский язык, литература Фронтовые письма

Поделиться статьей

Пояснительная записка.

Тема урока: «Фронтовыеписьма» (анализ текста эпистолярного жанра с применением технологиичитательской грамотности на уроках русского языка, литературы и математики)

Данная разработка может быть реализована на уроках и классныхчасах в 6-ых классах.

ФИО учителей : НоговицынаНадежда Андреевна (учитель русского языка и литературы)

                            Устенкова Нина Николаевна(учитель математики и физики)

Место работы: Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымскаимени Н.И. Шарина» Республики Саха (Якутия)

 

 

Сценарий интрегрированного урока (русский язык, литература,математика)

Тема урока: «Фронтовые письма».

Припроведении данного интегрированного урока учителя  реализует сразу несколькоцелей: во-первых, воспитание патриотизма у подрастающего поколения (углублениезнаний обучающихся о периоде нашей страны во время Великой Отечественной войны1941-1945 гг.), во-вторых, развитие навыков анализа текста эпистолярного жанра(письма) (анализ текста с применением технологии читательской грамотностии совершенствование практических навыков, углубление знаний при решениизадач на уроках русского языка, литературы и  математики). Возрастная группаможет варьироваться от 11-12 лет, что соответствует 6-ым класса. От обучающихсяспециальных знаний по предметам не требуется. На занятии целесообразным будетприменение поискового метода,  метод мозгового штурма, методфронтального опроса, метод «Корзина», метод «Тонкий – толстыйвопросы», метод саморефлекси

Предмет: русскийязык, литературы и математика 6 класс.

 

Тема урока:

Цели и задачи:

·        развитие интереса у школьников составления текстов письмаразличной направленности;

·        воспитание бережного отношения к своему языку;

·        воспитание вдумчивого, уважающего историю страны читателя,способного сострадать и любить;

·        развитие  речевых навыков, расширение представления учащихсяо роли и значении письма в разные годы в частной жизни человека;

·        создание условий для систематизации, обобщения и углубленияполученных теоретических знаний;

·        совершенствование практических навыков решения задач по вычислениюреальных расстояний по картам местности;

·        повторить понятия различения геометрические фигуры и повторить вычисленияплощади, скорости и расстояния между объектами;

·        анализ фронтовых писем солдат – участников Великой Отечественнойвойны и определение их ценности как исторического источника, позволяющегоузнать о прошлом через личную жизнь людей;

·        дать представление о значении писем времен Великой Отечественнойвойны (какое место им отдавали в семьях фронтовиков);

·        воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошломусвоей страны;

·        развить мелкую моторику путем сложения из бумаги фигур;

Планируемые результаты:

Личностные: формированиепредставлений о важности почтовой службы во времена ВОВ; развитие способностейк выделению, описанию и объяснению существенных признаков письма черезисторические свидетельства для анализа текста эпистолярного жанра; формированиесамооценки устной речи школьников на основе выстраивания диалога с учителем иодноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания» попредложенным темам во время урока; формирование смысла учебной деятельности наоснове развития познавательных интересов во время построения урока;

Метапредметные: развитиеспособности извлекать информацию из текста (читательская грамотность) длядальнейшего анализа и постановки проблемных вопросов во время урока; развитиерегулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватногопонимания информации устного сообщения от одноклассников и учителя; умениястроить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; уменияанализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать своюточку зрения в устной и письменной речи;

Предметные: датьпредставление о роли письма во времена ВОВ; учение вычислять различнуюинформацию и разработки исследовательских проектов на уроках математики,русского языка, литературы.

Тип урока: открытиеновых знаний

Оборудование: проектор,ПК, метроном, распечатанное письмо  (вымышленного) фронтовика (приложение 1),приложения 2,3,4,5, листы бумаги А4

Технологическая картаурока (для экспертов)

1.Организационныйэтап

Учителя приветствуютучеников и подводят к началу урока и организуют начало урока.

Обучающиеся проверяютготовность к уроку (наличие на каждом столе текста для  прочтения и анализа)

Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: Целеполагание

2. Актуализациязнаний, постановка учебной проблемы.

Одиниз учителей вызывает обучающихся на диалог на тему: «Общение людей в 21в.»

 С помощью метода мозговогоштурма ученики отвечают на вопросы:

1. С помощью чего общаютсясовременные люди в 21 веке?

2. Как можно передатьсообщение в современном мире?

3. А как передавалисообщение несколько десятков лет назад?

4. Когда всегозатруднительней была работа почты?

5. О чем писалифронтовики своим родным?

Исходя из ответовучеников формулируется проблема урока: «О чем писали фронтовики своим родным?»или «постановка проблемных вопросов по тексту»

Метод мозгового штурма

Познавательные: осуществлятьработу с учебной задачей;

Коммуникативные: уметьформулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: выполнять учебныедействия в форме устного прочтения (прочтение предложенного письманеподготовленного ученика).

4.Открытие новыхзнаний

 Слово учителя русского языка (НоговицынаН.А.). 

Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941–1945годов.

Фронтовые письма-треугольники наших дедов и прадедов, которым ужеболее 70  лет. Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, достояниеммузеев Боевой Славы разных городов нашей страны.

Отгремела война, уже давней историей стала,
Но никак не отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы, 
Но какой же сапер разминирует наши сердца?
В. Кочетков

22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, фашистскиевойска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в историиСоветского Союза. На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Все, кто могдержать в руках оружие, стремились попасть на фронт. Военкоматы былипереполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт молодые люди, прямоиз-за школьных парт шагнувшие в боевые действия.

Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят висторию события того времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти висторическом значении. Трудно рассказать словами о доле матерей в годы войны?Какая тяжесть легла на женские плечи! Как они самоотверженно работали и ковалипобеду наравне с мужчинами. А как переживали они за ушедших на фронт? Как поддерживалиони в своих письмах.

Сегодня мы должны узнать значение словосочетания «фронтовыеписьма». Как у каждого с этими словами связаны воспоминания о самойстрашной трагедии Отечества.

Наш урок проходит в год  77-летия  Победы, 77-летияВеликого Парада Победы. Давайте вслушаемся в солдатские письма. С их страниц мыуслышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, чтобы мы жилибез войн и трагедий.

 

Изучение новойтемы по плану

1.      Важность письма ввоенное время;

2.      Письмафронтовиков;

1)Для изучения первогопункта ученикам предлагается просмотреть презентацию о ВОВ (учитель математики УстенковаН.Н.)

2) Второй пункт планаподразумевает знакомство ребят с письмом фронтовика. Учитель раздаетраспечатанное письмо детям. (приложение 1) (учитель русского языка и литературыНоговицына Н.А.)

Школьникизнакомятся с письмом (читают вслух). Учитель задает вопросы по прочитанномуписьму.  Дети позже задают вопросы друг другу методом «Тонкий – толстыйвопросы». ( учитель математики Устенкова Н.Н.)

А) Работа с картой.Измерить с помощью линейки расстояние от пункта А до пункта В. Используямасштаб карты, вычислить реальное расстояние между пунктом А и пунктом В (суммаотрезков 2,3 см +2,7 см =5,0  см, 5 *20км= 100 км) (приложение 3)

Б) Вычислить скоростьпути солдата (время пути 5 ч. Расстояние 100 км. Скорость 20 км/ч)

Физкультминутка «Фронтовыетреугольники». Примите удобное для вас положение: можете встать, подойти клюбому однокласснику, чтобы в паре сложить письмо треугольником. Сложить письмои получить геометрическую фигуру треугольник.  ( задать вопрос послефизкультминутки : «Что вы можете рассказать об этой фигуре?») В)Обучающиеся определяютвид треугольника по сторонам и углам.

Г) Тип и стиль текста(приложение 1) (учитель русского языка и литературы)

Д) написать лексическоезначение слов и выражений «полевая почта», «фронтовые письма»

Е) узнать о форме письма(почему все письма слаживались треугольником?)

Ж) работа с новымисловами по математике и русскому языку (заполнение тезауруса)

 

1.      Обучающиесяпрочитывают письмо и отвечают на вопросы и формулируют выводы.

2.      Работают наданализом теста эпистолярного жанра «Письмо солдата».

– Как вы думаете, почему письмо сложенотреугольником?

(Сообщение детей о письмах-треугольниках).

 Письмас фронта шли в конвертах без почтовых марок. Они были сложены треугольником,такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место внашей истории.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

Конверт-треугольник– обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слеванаправо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. (учительматематики Устенкова Н.Н.) Готовое письмо не заклеивалось – его должны быть вначале прочесть для проверки (не написал ли солдат ничего лишнего, чтобы враг вслучае попадания ему в руки этого письма, не узнал об их расположении и планах)почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

– Объясните словосочетание полеваяпочта. (Полевая почта – это вид почтовой связи,которая устанавливалась в условиях боевых действий).

– О чем думалсолдат, когда сочинял письмо домой – родителям, жене и детям, невесте? Конечно,о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями игорестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском житье. Главная егозабота – сообщить, что он жив и заверить о возвращении домой с победой.

  • Перед вами лежат конверты, откройте их. Что вы в них видите? Кто ответит на этот вопрос?

–Письма — это связьс домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силывоевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, чтопришла новость о солдате и одновременно тревога за него, а письма из домапереносили в мирное довоенное время, согревали душу.

– Письма доходилидо близких, сохраняя тепло родных рук, сердец и душ. Письма эти были светом вотьме для родных. Эти треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни,придавали силы, вселяли веру в Победу. А еще солдатские письма создавали образвоина-защитника, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых товарищах.

·      Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

– С той порыпрошло много лет. Но по-прежнему солдатские письма-треугольники напоминаютмолодым, что без этих писем тоже не было бы Победы.

  • Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». 

– Охарактеризуйтесвои мысли, когда вы слышите это словосочетание. Запишите на листочках.

(Фронтовые письма– радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память,семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца,слезы радости, шелест старых страниц…)

Итоги урока

– Сегодня выпознакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писемвоенных лет?

– Фронтовыеписьма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронтапереданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества,патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечалина вечные и бесконечные жизненные вопросы.

Домашнее задание:  написать  письмосолдату  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эпистолярныйжанр – это труд автора, обращенный к другому человеку.  77 лет прошло содня  Великой Победы, и  я предлагаю вам написать письмо неизвестномусолдату.

 

Рефлексиядеятельности. Подведение итогов урока 6 мин

Учитель предлагаетозвучить решение проблемы урока с помощью формул

· сегодня яузнал…

· я понял,что…

· я научился…

· было интересноузнать, что…

· меняудивило…

· мнезахотелось…

Подведение итогов урока. Озвучиваютрешение проблемы с помощью формул.

Саморефлексия

Познавательные: владеют общим приемом решениязадач; проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: уметьреально оценивать свои силы и возможности; выделять ошибки и недочеты, дляучитывания их в дальнейшем;

Регулятивные: адекватно восприниматьоценку учителя; отстаивание собственной позиции.

Заключительное слово. Те времена отнас остались в дали. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и понынеживы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма!Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники!Это завещания погибших героев живым!

Фронтовыеписьма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Онибесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся стаким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – бытьисторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к уроку:

— письмо солдата(приложение 1)

—  схемы сложения письма(приложение 2):

1.     https://yandex.ru/images/search?text=схема+письма+с+фронта&pos=18&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2019%2F12%2F12%2Fs_5df21a2e5ca28%2F1288233_3.jpeg&from=tabbar&lr=25206

— карта Сталинградскойбитвы (приложение 3)

1. Детская энциклопедияКирилла и Мефодия 2013 г.  http://mega.km.ru

— карта к уроку (приложение4)

— рефлексия (приложение5)

Источники фотографий иизображений  для презентации к уроку:

2.      https://kvcsmolensk.ru/event/master-klass-po-izgotovleniyu-frontovyih-pisem-tre/

3.      https://ok.ru/velikyslav/topic/151537651162460

4.      https://stihi.ru/2017/04/19/12589

5.      https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f5c31a61696daf9aca0c15aa00570f2-4866855-images-thumbs&n=13

6.      https://yandex.ru/images/search?p=1&text=солдаты+пишут+письма&pos=39&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fregnum.ru%2Fuploads%2Fpictures%2Fnews%2F2020%2F06%2F20%2Fregnum_picture_1592604565313884_normal.jpg&from=tabbar&lr=25206

7.      https://yandex.ru/images/search?p=2&text=солдаты+пишут+письма&pos=65&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwaralbum.ru%2Fphotocache%2F54%2F46%2F8%2F54468-files%2F54468-main.jpg&from=tabbar&lr=25206

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет