ГОсударственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Бутурлинскийсельскохозяйственный техникум»
«Постраницам истории»
(Методическаяразработка внеурочного мероприятия)
Разработала: Панкратова М.С |
Бутурлино,2022г.
Цель: повторение и обобщение знаний по историиРоссии
Задачи:
-образовательная: повторить и обобщить знания обучающихся поистории России;
-воспитательная: воспитание любви к Родине, своему народу,уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим внастоящее время;
—развивающая:развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные навыки путём вовлечения их в групповую работу.
Оборудование:
Раздаточный материал, бланки длязаполнения ответов (по количеству команд)
Правила игры:
В игре участвуютдве команды. Деление на команды происходит по жребию. Каждая команда должнапридумать себе название.
Игра состоит из 5туров, в каждом туре команда набирает баллы.
По итогам игрыпобеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Время проведения: 1 час
Ходмероприятия:
Педагог:Интеллектуальная игра «По страницам истории»проводится в группе №7 ГБ ПОУ «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум» врамках Недели профессии.
ИсторияРоссии насчитывает более тысячи лет, начиная с переселения восточных славян на Восточно-Европейскуюравнину в VI—VII веках, впоследствииразделившихся на русских, украинцев и белорусов.История страны разделяется примерно на семь периодов: древнейший(догосударственный) (до конца IX века н. э.) период, период Киевской Руси (досередины XII века), период раздробленности (доначала XVI века), период единого Русского государства (с1547 года царства)(конец XV века — 1721), период Российской империи (1721—1917), советскийпериод (1917—1991) и новейшая история (с1991).
Наша страна одна изсамых больших в мире, ее площадь составляет 17 125 191 км².
üКакназывается наша страна?
üКакзовемся мы, живущие в этой стране?
üКакойгород является столицей?
üКтоявляется главой нашего государства? Как его зовут?
üКакиесимволы есть у нашей страны?
Молодцы!
Я предлагаю вампоучаствовать в интеллектуальной игре По страницам истории, и проверитьваши знания по истории России. Для участия в игре вам предстоит поделиться на двекоманды (деление на команды).
А сейчас хочу представить вам наше жюри, которое строгои справедливо будет оценивать ваши знания (представлениечленов жюри).
Чтобы начать нашу игру, мы должны познакомиться с командами (представлениекоманд). Итак, мы начинаем!
1 Тур.Великие писатели
Педагог: А знали ливы, что русский язык один из самых распространенных языков в мире? Роднымрусский язык считают 162 миллиона человек в мире, для 110 миллионов он являетсявторым. Сегодня это один из главных языков межнационального общения. Иностранцыстремятся выучить его, хотя он и считается одним из самых сложных. А сколькоудивительных произведений было создано на русском языке. А каких русскихписателей знаете вы?
Командадолжна соединить автора и произведение. Правильный ответ 1 балл, неправильный0. Время на выполнение — 3 минуты. Максимальное количество баллов — 6.(Команда может получить дополнительный балл, если справится с заданием быстреечем другая команда)
Задание
Александр Сергеевич Пушкин |
|
Корней Иванович Чуковский |
|
Николай Васильевич Гоголь |
|
Николай Николаевич Носов |
|
Иван Сергеевич Тургенев |
|
2 тур. ЧИСЛОБОЛпо ИСТОРИИ РОССИИ
Педагог: ИсторияРоссии полна событиями, повлиявшими на развитие не только нашего народа. Многиеиз них оказали колоссальное значение на течение некоторых глобальных процессов.В нашей истории было все: войны, революции, дворцовые перевороты, завоевания и освоенияновых территорий, великие потрясения и не менее великие достижения. Давайтевспомним некоторые из них.
Задачакоманд вспомнить год (или близкую дату), когда произошло событие указанное влевом столбце таблицы, и указать его в правом столбце. Балл получает команда,которая указала правильно дату или дала максимально близкий к правильномуответ. На обсуждение каждого вопроса — 40 секунд. Максимальное количествобаллов — 8.
Задание (Приложение 1)
Событие |
Дата |
Крещение Руси |
988 |
Невская битва |
1240 |
Куликовская битва |
1380 |
Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода (Период Смуты) |
1612 |
Отечественная война |
1812 |
Отмена крепостного права |
1861 |
Победа советского народа в Великой Отечественной войне |
1945 |
Сколько дней и ночей советские люди вели кровопролитную Великую Отечественную войну |
1418 |
3 тур.Царь преобразивший Россию
Педагог: В 2022 году9 июня отмечалось 350-летие со дня рождения (Петра I) – царя,преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и вразвитие отдельных её городов и поселений.
Личность этого правителя (Петра Великого) стоит в историиРоссии особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников ипотомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокиеизменения в государстве. Кто же он? Попробуем догадаться по загадкам, которыерасскажут о его деятельности.
Каждыйвопрос это загадка. Задача — закончить загадку верным ответом. Правильный ответ1 балл, неправильный 0. На обсуждение каждого вопроса — 30 секунд, если командане ответила, то право ответа переходит к другой команде. Максимальноеколичество баллов — 7.
Задание
1.Он царь-плотник, царь-кузнец,
Царь-солдат полка венец.
В 10 лет взошел на трон
И зовут его… (Петром)
(Петром за свою ЖИЗНЬ былоосвоено 14 ремесел: изготовление бумаги, кораблестроение, навигация,изготовление часов; брал уроки рисования и граверного дела: осваивал ремеслоплотника, каменщика, садовника, кузнеца. практиковался в хирургии и дажеувлекался стоматологией и др. Он с энтузиазмом стремился к знаниям в разныхобластях и вникал во все детали совершаемого им дела.)
2. Из Великого Посольства
Для России вышла польза.
Насмотревшись на Европу
Начал царь в стране (Реформу)
(Реформу практически всех сфер общественной жизни начал ПетрI, как закончилось Великое посольство. Внимательно изучив европейский опыт, онстарался учитывать все детали предстоящих перемен: от устройства кораблей игосударственной власти до смены календаря и одежды. А благодаря указу, овведении светского алфавита, упростившего написание букв, русское обществоперешло от старославянского к современному русскому языку.)
3. Вот указ, а в нем вся сила
Слово царское обрило.
С граждан русских навсегда
Была сбрита … (Борода)
(Борода с указом Петра I былазапрещена вместе с усами у людей боярского и дворянского сословия. Чтобыпродолжать её носить необходимо было заплатить налог. После уплаты денег выдавалсяспециальный «бородовой» знак — ДЕНЬГИ ВЗЯТЫ.)
4.Не славянский Юлианский
Календарь заокеанский.
Новый год не в сентябре,
Как в Европе в … (Январе)
(В январе 1700 года по указуПетра I в России началось новое летоисчисление от Рождества Христова. НачалоНового года со всеми праздничными мероприятиями было перенесено с сентября на 1января. По велению царя появилась традиция украшать дом ёлкой, веселиться с 1по 7 января и поздравлять друг друга с Новым годом!)
5.Просвещенный весь народ
В свой добавил обиход
Узнавать — сколь чуда в свете
Прочитав это в … (Газете)
(В газете «Ведомости о военных ииных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве ииных окрестных странах» жители России впервые могли прочитать новости. Первыйномер Первой Российской газеты был напечатан в январе 1703 г. согласно указуПетра I о печатании газет)
6.Все диковинки, да диво
Собраны царем в едино.
Нет коллекции странней,
Чем Кунсткамера- (Музей)
(Музей «редкостей» образовался наоснове личной коллекции Петра I. Согласно его указу. жители всей России должныбыли собирать раритеты, созданные природой и руками человека. В 1714 годуколлекция переехала в Петербург, в Кунсткамеру старейший естественно-научныймузей России.)
7. Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать,
Можно играть,
Можно совсем не ложиться вкровать…
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это …(Санкт-Петербург)
(27) мая 1703 по решению русского царя Петра I на отвоёванныху шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепостьСанкт-Петербург, так же стал называться и город, который с 1712 года был провозглашен столицей Российского государства (до 1918г.)
4 тур. Русский национальныйкостюм
Педагог: Русскийнациональный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционныйкомплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми вповседневном и праздничном обиходе. На национальный костюм, его покройи орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат,основные занятия в этом регионе.
Отличительнаячерта русского национального костюма — его многослойность. Повседневныйкостюм был максимально простым, он состоял из самых необходимыхэлементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины могвключать в себя около 20 предметов, а повседневный — всегосемь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйкуот сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным.У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Давайте вспомним, что же носили наши предки.
Каждаякоманда получает бланк с кроссвордом, задача команд разгадать кроссворд. Закаждое правильное слово команда получает 1 балл. Время на выполнение — 6минуты. Максимальное количество баллов — 11. (Команда может получитьдополнительный балл, если справится с заданием быстрее чем другая команда)
Задание(Приложение 2)
Кроссворд
Русскийнациональный костюм
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
р |
я |
с |
а |
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
л |
а |
п |
т |
и |
|
ы |
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
ш |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
5 |
в |
а |
л |
е |
н |
к |
и |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
|
|
|
ф |
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
2 |
р |
у |
б |
а |
х |
а |
|
|
|
8 |
к |
о |
к |
о |
ш |
н |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
н |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы
1. Как называетсяженское платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи? (Сарафан)
2. Главная нательнаяодежда женщин, мужчин, детей длиною ниже колен? (Рубаха)
3. Широкое идлинное одеяние монаха или священника? (Ряса)
4. Плетёная обувькрестьянина? (Лапти)
5. Валяная зимняяобувь? (Валенки)
6. Длинное меховоепальто? (Шуба)
7. Что на одеждеслужило украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка)
8. Старинныйженский головной убор замужней женщины, напоминающий корону? (Кокошник)
9. Как на Русиназывались мужские штаны? (Порты, портки)
10. Как называется простейшая старинная кожаная обувь у славян, которая представляет собой обувь в виде лаптя, сделанную из плоского куска дублёной, сыромятной или сырой кожи, стянутой на стопе ремешком, продетым через множество отверстий по краю? |
|
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
п |
о |
р |
ш |
н |
и |
5 тур. Научные достижения России
Педагог: Научные достижения России ценятся во всем мире,поскольку внесли огромный вклад в развитие цивилизации всего современногочеловечества. Широко известно в мире такое российское открытие, как таблицаМенделеева, а также неевклидова геометрия Лобачевского, эксперименты Павлова пофизиологии, изобретение радио, телевидения, центрального отопления, ядернойэнергетики, космической техники и многого другого.
Советский Союз открыл космическую эру в истории человечества.Первый человек в космосе, первая ракета, первый космодром, первая космическаястанция – это все достижения СССР.
Каждаякоманда получает конверт с заданием, задача команд: собрать картинку из пазл иответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Заправильно собранную картинку — 3 балла. Время на выполнение — 6 минуты.Максимальное количество баллов — 9. (Команда может получить дополнительныйбалл, если справится с заданием быстрее чем другая команда)
Вопрос |
Ответ |
Назовите имя и фамилию первого космонавта |
Юрий Гагарин |
Назовите год первого космического полета с человеком на борту |
1961 |
Сколько минут пробыл в космосе первый космонавт? |
108 минут |
Назовите место, где находилась взлетная площадка, с которой стартовал космический корабль с первым космонавтом на борту |
Пусковая площадка на космодроме «Байконур» |
Первый в мире космический аппарат, поднявший на своём борту человека на околоземную орбиту. |
Восток |
Педагог: 61 год назадсостоялся первый полет человека в космос. Первым наоколоземной орбите оказался советский космонавт Юрий Гагарин, которыйна космическом корабле «Восток-1», стартовавшем на ракете«Восток» с космодрома Байконур, совершил один оборот вокруг Земли. Десятилетияназад данное событие выглядело как триумф советской науки и техники, что признавали главный соперник СССР — США.
Ценность истории нельзя недооценивать. Изучениеистории не является неуместным, как некоторые предполагают. Нам не обязательножить прошлым, но мы определенно можем добиться большего, извлекая уроки из негои используя полученные уроки, чтобы выбрать правильный путь.
Вот иподошла к концу наша интеллектуальная игра «По страницам истории». Надеюсь, чтоинформация полученная на данном мероприятие пригодится вам! Знайте и любитеисторию, ведь она помогает нам понять наше прошлое, что, всвою очередь, позволяет нам понять наше настоящее. Большое спасибо за игру. Атеперь подведем итоги!
Предоставляется слово жюри для объявления результатов.Подводится итог игры.
Награждение участников игры.
Интернет Источники
1. 10 важных событий России.https://zefirka.net/2018/10/16/10-vazhnyx-sobytij-v-istorii-rossii/
2. Бремя первых.https://dzen.ru/media/lenta.ru/bremia-pervyh-61-god-poletu-gagarina-kak-sssr-ranshe-ssha-otpravil-cheloveka-v-kosmos-62553ce300fb643158182498
3. История в загадках. Петр I.Царь — реформатор. https://moluch.ru/young/archive/55/2801/
4. По одежке встречают.https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
Приложение1
ЧИСЛОБОЛпо ИСТОРИИ РОССИИ
Событие |
Дата |
Крещение Руси |
|
Невская битва |
|
Куликовская битва |
|
Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода (Период Смуты) |
|
Отечественная война |
|
Отмена крепостного права |
|
Победа советского народа в Великой Отечественной войне |
|
Сколько дней и ночей советские люди вели кровопролитную Великую Отечественную войну |
|
ЧИСЛОБОЛпо ИСТОРИИ РОССИИ
Событие |
Дата |
Крещение Руси |
|
Невская битва |
|
Куликовская битва |
|
Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода (Период Смуты) |
|
Отечественная война |
|
Отмена крепостного права |
|
Победа советского народа в Великой Отечественной войне |
|
Сколько дней и ночей советские люди вели кровопролитную Великую Отечественную войну |
|
Приложение2
Кроссворд
Русскийнациональный костюм
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы
1. Как называетсяженское платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи?
2. Главнаянательная одежда женщин, мужчин, детей длиною ниже колен?
3. Широкое идлинное одеяние монаха или священника?
4. Плетёная обувькрестьянина?
5. Валяная зимняяобувь?
6. Длинное меховоепальто?
7. Что на одеждеслужило украшением и оберегом от сглаза?
8. Старинныйженский головной убор замужней женщины, напоминающий корону?
9. Как на Русиназывались мужские штаны?
10. Как называется простейшая старинная кожаная обувь у славян, которая представляет собой обувь в виде лаптя, сделанную из плоского куска дублёной, сыромятной или сырой кожи, стянутой на стопе ремешком, продетым через множество отверстий по краю? |
|
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Приложение3
5 тур.
Научные достижения России
Вопрос |
Ответ |
Назовите имя и фамилию первого космонавта |
|
Назовите год первого космического полета с человеком на борту |
|
Сколько минут пробыл в космосе первый космонавт? |
|
Назовите место, где находилась взлетная площадка, с которой стартовал космический корабль с первым космонавтом на борту |
|
Первый в мире космический аппарат, поднявший на своём борту человека на околоземную орбиту. |
|
5 тур.
Научные достижения России
Вопрос |
Ответ |
Назовите имя и фамилию первого космонавта |
|
Назовите год первого космического полета с человеком на борту |
|
Сколько минут пробыл в космосе первый космонавт? |
|
Назовите место, где находилась взлетная площадка, с которой стартовал космический корабль с первым космонавтом на борту |
|
Первый в мире космический аппарат, поднявший на своём борту человека на околоземную орбиту. |
|
