КарпенкоВ.П.
Интеллектуально-развивающиеигры в группе продленного дня
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организациивнеурочного времени учащихся младших классов. Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительнуючасть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берётна себя важную функцию — создать максимально возможные условия для развитияличности учащихся.
Дляобеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохраненияработоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рациональноорганизован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.
Основная цель организации групп продленного дня – максимальноеразвитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового членаобщества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта,целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов:внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческогопотенциала каждого ребенка.
После 45 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаювоспитателем группы продленного дня.
Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формойорганизации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщенаразными воспитательными занятиями.
Правильноорганизованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности дляцеленаправленного формирования творческих способностей младших школьников,обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.
Одним изсредств формирования способностей младших школьников к творчеству являетсяпознавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.
Познавательные игрыоткрывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требуетинтеллектуальных усилий, анализа, размышлений.
Средибольшого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаюИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Решениеигровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческогомышления.
Вопросына логику с подвохом с ответами для детей
1. Убабушки Даши есть внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушкивнуков? (Один)
2.Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
3.Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, еслипойдет вместе с другом? (10 минут)
4. Впарке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)
5.Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?(Юра)
Предлагаюнекоторые интеллектуально — развивающие игры, которые я провожу в группепродленного дня — “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепитьзнания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.
“Гласные-близнецы”
Предлагаюучащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковыегласные. Дети находят и записывают слова:
БАРАБАН,САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…
“Зашифрованноеслово”
Эта играпомогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из нихновые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.
Задание: изкаждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)
Возможны идругие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а извторого-второй, а из третьего — третий.
Например:УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У — ЧЕ — НИК)
“Третийлишний”
Эту игруможно проводить с первого по четвертый класс.
Дается трислова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данныеслова по различным признакам, находят “лишнее” слово, котороеим не соответствует.
От классак классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова,заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить болеесложную игру на “выбывание слов”.
Этизанятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровойформе знания, полученные на уроках.
“Наборщик”
“Какиеслова”
Переставьтебуквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.
Ответ: домдвор трава овца утка олень куст ива кошка.
Такиеинтеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.
Занятия на тренировку памяти.
1. «Чтопропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу.Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должнывосстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
2. «Жил – былкот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет всеназванные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могутбыть и другие варианты).
3. По такому жепринципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение,нужно сначала повторить все сказанное раньше.
Занятия на развитие воображения
1. «На чтопохоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. Начто похожа получившаяся из краски фигура?
2. «Дорисуй».Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простыегеометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
3. «Попрыгай».Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц,лягушка и т.д.
4. «Веселыйхор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть еёвместе как хор маленьких поросят, щенят.
5. «Окончитьсказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки(«Колобок», «Репка», «Теремок»).
Взаимодействиеигровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки вгруппе продленного дня дает большие возможности для целенаправленногоформирования творческих способностей младших школьников, и обеспечиваютинтересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.
Эта работаобеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.
