Лэпбук(развивающая папка, тематическаяпапка, интерактивная папка, папка проектов) как средство формированияуниверсальных учебных действий.
Учителюприходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новымтребованиям и целям обучения. Важным аспектом современного образованияявляется «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собойцели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужнуюинформацию для решения поставленного вопроса среди огромного множестваисточников информации.
Всемизвестно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоциональноокрашено. Как же сделать так:
· чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
· чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
· чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученнойтеме?
Однимиз способов достижения этой цели образования может стать использование науроках технологии создания лэпбука.
Лэпбук (lapbook)– в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap–колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка иликнижка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папкас кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, вкоторой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмми графиков в любой форме по какой-то теме. В процессесоздания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, аее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.
Методикасоздания лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретенаамериканцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому.
Лэпбук- это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскуюработу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.
Такимобразом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката,книги и раздаточного материала, который направлен на развитиеу учащегося творческого потенциала, который учит мыслитьи действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не толькокругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодолениятрудностей и решения поставленной проблемы.
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? Счего начать?
Работа проходит внесколько этапов:
1. Выбор темы.
2. Обсуждение плана.
3. Создание макета.
4. Создание шаблона лэпбука;
1.Тема лэпбука
1этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и еесложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбукина какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбукна тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Нотакой лэпбук получится очень обзорным — вряд ли в нем можно полностью отразитьвсе аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорнаякнижка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для маленьких детей(дошкольников), для которых и эти факты являются новыми. Но для учеников такойлэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретноенасекомое, животное, праздник и дать подробную информацию — то это будетгораздо продуктивнее.
Когдавы определились с темой можно переходить к плану.
2. План
Ведьлэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтомунеобходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будутуместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что выхотите в этой папке рассказать.
Какправило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:
● развитие речи, познавательныхпроцессов, мелкой моторики;
● может проходить знакомство стерминологией;
● использоваться связь с жизнью,межпредметные связи;
● может быть предложена работа сгеометрическим материалом и т.п.
Наданном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное,оставить существенное, самое важное. Очень важно адекватно оценить возможностисвои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, иначалось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведьэто еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.
Наэтом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор ипроведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, взависимости от темы и особенностей обучающихся.
3. Макет
3этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представленкаждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ дляфантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой -текста до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: вкармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах,конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Делаетсязарисовка на черновике стандартного формата — листе А4, сложенном в виделэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Элементы могутбыть такими:
● Кармашки. (обычные).
● Фигурные кармашки (корзинки,портфель, банка и т.д.)
● Конвертики обычные. Конвертикифигурные.
● Вращающиеся круги.
● Книжкипростые. Книжка-гармошка.
● Блокнотик разрезной(погоризонтали).
● Блокнотик со страницами разнойдлины.
● Лист, сложенный в несколькораз (2, 4).
● Полоса, сложенная в несколькораз.
4. Созданиешаблона
Самыйкропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии смакетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину.Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальныепрограммы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, вкоторых вы привыкли работать. Например, в Word.
Материалы иинструменты
Для созданиялэпбука вам понадобятся такие материалы:
Картоннаяпапка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.
Бумага.Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветнойбумаги), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить ираскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количествовидов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки.Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно,выдержало многоразовые просмотры.
Ножницы.
Клей-карандаш длябумаги.
Степлер.
Скотч.
Могут понадобитьсяскрепки. Все зависит от вашего воображения.
Шаблонраспечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов!Можно заниматься.
Применение впедагогической деятельности
Лэпбук -это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные частив единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цветаи формы. Что же получается на выходе?
Лэпбукможно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и вовнеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально(кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнегозадания.
Необходимоотметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельностивозможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методикаи техника обучения подходит больше для урока закрепления или урокаобобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеютинформацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализироватьинформацию по центральной теме, креативно подходить к оформлениюи объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, какправило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтомубольшую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлятьдома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видноработу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобыу одноклассников была возможность поделиться друг с другом своимиоткрытиями.
Фрагментиспользования лепбука на уроках русского языка в 4 классе
Тема.Обобщение знаний об имени существительном
Цели: обобщитьзнания об имени существительном.
ФормируемыеУУД: познавательные –постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмовдеятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск ивыделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, втом числе с помощью компьютерных средств; коммуникативные – инициативноесотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов, контроль,коррекция, оценка действий партнера; регулятивные – определениепоследовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;составление плана и последовательности действий; личностные –установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
1.Тема лэпбука.
Имясуществительное.
2. План.
На планере указатьграмматические категории имени существительного:
— часть речи;
— одушевленное инеодушевленное;
— собственное инарицательное;
— род;
— склонение;
— падежи;
— число;
— правописание.
3. Зарисовкамакета.
4. Созданиешаблонов.
5. Созданиелепбука.
6. Работа скарточками.
— Разложитерозовые карточки.
Отложитеотдельно одушевленные и неодушевленные предметы. Сделаем вывод.
— Разложитеголубые.
Есть ли среди ниходушевленные предметы, назовите их?
— Разложитекрасные карточки.
Категориясобственные и нарицательные имена существительные. Наша задача назвать одну иту же карточку разными категориями (Например: попугай Кеша, планета Сатурн ит.д).
— Возьмите желтуюкарточку с ребусами. По цепочке называйте слова, которые там зашифрованы.
— Повторимкатегории имени существительного. Какие особенности вы запомнили.
Заключение
Созданиелэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не толькознания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставитьзадачи и решать их, творчески подходить к вопросу организациии подбору информации. В условиях модернизации образования, учителюнеобходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали быему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современномуобществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагатьи реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе техникусоздания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такуюличность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук:
● информативен;
● полифункционален: способствует развитиютворчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
● пригоден к использованию одновременногруппой ребят;
● обладает дидактическими свойствами;
● является средством художественно-эстетическогоразвития ребенка, приобщает его к миру искусства;
● вариативен (есть несколько вариантовиспользования каждой его части);
● его структура и содержание доступнывозрасту;
● обеспечивает игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук –это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знанияна уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты,это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведьесли посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будетрасти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенностив своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Используемаялитература:
Гатовская Д. А.Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч.конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
Источникиинформации:
https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/
http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html
http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
