X-PDF

«Интерактивные формы работы с педагогами ДОУ как фактор повышения их профессиональной компетентности и творческого потенциала для успешной реализации программы ДОО»

Поделиться статьей

«Интерактивные формыработы с педагогами ДОУ как фактор повышения их профессиональной компетентностии творческого потенциала для успешной реализации программы ДОО» (выступление на областном семинаре)

Подготовила

 старшийвоспитатель

 МБДОУдетского сада № 3 «Теремок»

 рпКлимово Брянской области

ИзбасароваН.И.

 

Добрыйдень, коллеги,  сегодня,  в своем  выступлениия хочу поделиться с вами  опытом организации интерактивныхформ  работы с педагогами, которые повышают их профессиональнуюкомпетентность.

   А эпитетом к моей презентации  будут слова  «Мудрне тот, кто знает много,  а тот, чьи знания полезны».

 

Повышение качества дошкольногообразования, связанно с созданием условий дляразвития личности ребенка,  и предполагает новое содержание педагогическойдеятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации,   активному взаимодействию всех участников процесса.

   Использование инновационных технологий, возможно только при высокомпрофессионализме педагогических кадров, что требует совершенствованияметодической работы в  ДОУ, использования активных форм, направленных на повышениепрофессионального мастерства педагогов,  формирование  у них творческогомышления, т.еКомпетентности.

  

Никакие формы работы сами по себе, без творческого подхода,  грамотногопостроения  по содержанию и методам ничего не могут гарантировать, поэтому  неможет быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные. Любаяформа может быть активной, если реализует важные функции:  информационную,ориентирующую, развивающую, и  сочетание традиционных форм с интерактивными.     

Чтотакое  интерактивный метод —это  диалоговое взаимодействиепедагогов в ходе методического мероприятия,  а  также совместная деятельность,в процессе которой каждый участник вносит свой индивидуальный вклад, имеетвозможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности,услышать другое мнение коллег, учатся взвешивать альтернативные мнения,принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать вдискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Врезультате интерактивного общения решаются задачи,как:

1.Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.

2.Повышение уровня активности и самостоятельности.

3.Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

4.Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

5.Повышение уровня психолого-педагогической культуры.

6.Формирование основ личностно — ориентированноговзаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участникамиобразовательного процесса.

Почемуже  возникла  необходимость  в применении данных форм?

Входе проведения мероприятий, у воспитателей наблюдалась недостаточнаяактивность, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональныхконкурсах. Поэтому я подумала о методах  повышения ихкомпетентности, активности, развитии творчества.

 

Педагогам большенравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются.Поэтому интерактивные формы методической работы,  даютнаибольший результат. Если вы применяете активную форму, то обязаны выдавать воспитателям рекомендации, алгоритмы действий.

      Давайте рассмотрим  некоторые формы и методы  методической работы, применяемыемною с педколлективом:

            

   Консультации,в виде, монолога преподнесения информации, мною используется редко, т.к.необходимо активно включать в работу всех воспитателей. Поэтому использую:

Ø   консультацию-диалогпроводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме.Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе («Как помочь ребенку статьнравственно — полноценной личностью и гражданином своей страны») .

Ø   консультацию-парадоксс запланированными ошибками

 я  делаю ошибки впроцессе консультации, а педагоги  распределяют материал на листе бумаги поколонкам: достоверный и  ошибочный, затем анализируют его. Например, «Организациянаблюдений с  дошкольниками за природой летом» допускала ошибки в методикеорганизации кратковременных и длительных наблюдений, а педагоги их исправляли.Или же раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть неверныеутверждения. Предварительное изучение темы обязательно.

 

Ø   консультацию– тренинг, творческую  консультацию,  консультацию–  практикум мы проводим часто,  где  устное изложение материала сочетается с выполнением  практическихзаданий, для формирования,  каких либо профессиональных  качеств (что-тосделать своими руками, провести игру, составить  методическую  разработку).  Например,«Построение развивающей предметно – пространственной среды»,   —  созданиетворческих проектов по построению среды в своей группе; «Народная кукла»,изготовление кукол для патриотических уголков.

 

Ø   консультацию – инструктаж  использую для определения понимания педагогамиобсуждаемой темы (ознакомление с документами,  инструкциями (Закон об образовании, ФГОС, ФОП) с помощью перфокарт, экспресс-тестирования, экспресс-опроса, письменноили устно.

  

Ø   консультацию по опорным словам с элементами изложения  

 Применяюв случаях  трудной для восприятия темы. Излагая  материал, предлагаю  опорныеслова или  сочетания слов, по которым  педагоги  пишут мини-изложение, зачитываютих,  исправляют допущенные ошибки,  материал запоминается надолго. (Например, «Правовоеобразование в ДОУ»), представляла на муниципальном семинаре для руководителейрайона.

 

Индивидуальное консультирование тожепроходит в форме интерактивного общения «коучинг–сессия», где  принцип «Сделай за меня» не действует, педагог сам пытается найти пути для решения проблемы, лишь потом получает рекомендации. Не всем педагогам это понравилась, они хотели сразу получить ответна свой вопрос, но потом отметили, что общение заставляет их думать, проявлятьтворчество,  повышает  самооценку.

 

Ø   семинары -практикумы, творческие семинарывключают открытые занятия, просмотр видеоматериалов, учат воспитателей показывать приемы и методы работы, обобщать свой опыт  («Использование игровых методов и  приемовпри работе с детьми от 3 до 7 лет»).

Ø   проблемный семинар ( «Дифференцированный подход вобучении», где была выдвинута проблема о применении дифференцированногоподхода в различных видах деятельности с детьми, а педагоги посредствомдоказательства пытались ее решать).

Ø   тематические семинары Среда как средство социализации ииндивидуализации личности дошкольника», «Использование программ новогопоколения»)  являются, продуктивной формой для  повышения теоретической и практической подготовки.

 

Ø   деловыеигрытренируютпрактические умения и навыки педагогов, дают возможность проиграть любуюпедагогическую ситуацию. 

1.Имитационныеигры.  Имитация и отработка различных методик

(консультация «Методика организации и проведения занятий по развитию речив разных возрастных группах», педагоги  моделировали  ситуацию на занятии всвоей группе); на семинаре – практикуме «Организация совместной деятельностив ДОУ»  — имитация  рабочего дня, проведение различных видов деятельности).

2.Метод инсценировки — это принятие на себя роли какого-либоучастника педпроцесса, и действие в заданной ситуации: беседа с родителями,разрешение конфликта между детьми и т. д.,  или разыгрывание минисцен на  семинаре«Формирование основ   безопасного поведения детей в быту и на улице, развитиепрактических умений и навыков».

 

Ø  педагогические часы (информационные итематические) форма работы, на которыхя или опытные педагоги сообщаем участникам ин­формацию по какому-либо вопросу, теме(«Культура речевого общения детей», «Гендерное воспитание детей дошкольноговозраста»).

 

Ø   образовательныйсалон, «Педагогическаягостиная» -это: повышение культуры педагогов, знакомство собщечеловеческой и национальной культурой,  их личностное развитие.Темы встреч разные: «Изобразительное и музыкальное творчество – средствоформирования культуры у детей», «Гражданско — правовое воспитание дошкольников», салон «Театрализованная деятельность» мы  представили на муниципальномсеминаре для заведующих и старших воспитателей района.

 

Ø   Следующая форма работа над единой методической темой, при правильном ее выборе(актуальность, важность для дошкольного учреждения, учет интересов и запросовродителей)  повышает мастерство воспитателей, позволяет  внедрять передовое. Мы сначала начали работу над проектом «Методическоесопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».

Затем над темой «Внедрение в практику работы эффективных педтехнологий», демонстрировали свой опыт на  областных курсах повышения квалификации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 Сейчас мы работаем над темой  «Социоигровая технология  в ДОУ как   условие успешного развития дошкольников в рамках реализацииФГОС», и первыми успехами уже поделились наоткрытом муниципальном  семинаре повнедрению технологий.

 

Ø   Значимую роль в системеповышения квалификации педагогов и  передаче педагогического опыта играют открытыепросмотры занятий, «мастер — классы» (по организациитеатрализованной деятельности, итогового мероприятия по экологическомувоспитанию  и др.), которые позволяют соединить теорию ипрактику применения. 

Ø  групповая дискуссия,  круглый стол  — помогают научить педагогов аргументировано высказываться пообсуждаемой проблеме ( на семинаре «Использование наглядных схем и моделей вобучении детей», решали эффективность применение схем в различных видахдетской деятельности).

 

Ø    Смотры – конкурсы,  тематические выставки, литературная газета, лэпбуки, книжки – малышки  — интересные формы работы, объединяющие педагогов,  развивающие их творческиевозможности, способствующие обогащению знаний, обмену опытом.

 

Всеметоды активизации педагогов могут быть использованы изолированно,

илив сочетании с другими на любых мероприятиях. Поэтому я включаю в мероприятияактивные формы взаимодействия с педагогами в разных вариантах.  Интерактивные  формы устраняют   недостаток активного участиявсех воспитателей.

 

Ø    кроссворд, «угадай-ка» — поддерживает интерес  педагогов к проблеме, позволяетвыявить уровень их знаний (семинар «Наглядное моделирование — средстворазвития связной речи ребенка дошкольника»).

Ø   игра КВН,  турнир-викторина, брифинг — уточняют и закрепляют знания педагогов в форме соревнований командпо определенной теме (педсовет «Формирование экологической культуры у детейсредствами научных знаний и народных наблюдений»).               

Ø   устный журнал — форма проведения педсовета,  семинара, на  страницахкоторого воспитатели знакомятся с разными вопросами

(педсовет «Технологии интеллектуального развития в ДОУ и их влияние на развитиетворческих способностей»).

Ø   «мозговая атака (мозговой штурм)» -для выработки правильной точки зрения на определенные вопросы педагогическойтеории и практики (педсовет «Развитие познавательно-исследовательскойдеятельности через организацию детского экспериментирования).

Ø    аукцион педагогических идей  — активизирует мышлениепедагогов, решает проблему «страха» перед публичными выступлениями (надопредставить свою работу так, чтобы её захотели «купить» (педсовет  «Формирование у дошкольниковнравственно-патриотических чувств через ознакомление с культурным наследиемродного края»).          

 

В работе я  использую, и приемы интерактивного взаимодействия, помогающие повысить эффективность проводимыхмероприятий : «Найди идею», «Выдвигаем гипотезы»; «Диалог»,«Решение вопросов»; «Педагогическийпробег», «Что, где, когда?»; «Словобор»,«Ассоциации», игра-приветствие «Здравствуй, друг!».    

 

При таком активном ритме работы не надо забывать о здоровьесберегающих технологияхдля  педагогов ( поэтому мы провели семинар-тренинг «Психологическое здоровьепедагога» семинар-практикум«Наше здоровье в наших руках», игру -тренинг «Профилактика психоэмоционального выгорания», где учились беречь своездоровье.

Дляснятия напряжения, провожу релаксацию, музыкотерапию, элементы психогимнастики,игровые упражнения по СИТ для формирования положительных установок кдеятельности, показ  презентаций для повышения восприятияматериала, деловых игр,  конкурсов.  

 

   Непременным условием  всех интерактивных форм  является  рефлексивная деятельностьпедагогов. (шапка «Вопросов и ответов», участники пишут вопросы,помещают их в шапку, потом вытягивают и отвечают;  карта ОСТРОВА:о.Радости, о.Просветления,о.Воодушевления и т.д. Каждый размещает свой кораблик возле острова, соответствующемусостоянию после семинара;  «Картанастроения» — Солнышко,соответствующее эмоциям надо прикрепить на небо; древо мудрости(педагоги записывали на «листочках» непонятные вопросы, прикрепляли  их кДреву мудрости,  затем по очереди «срывали листок», отвечали на вопрос (педсовете «Воспитание патриотизма и любви к Родине, родному краю в современных условиях»)

 

Таким образом, применение интерактивных форми методов в методической работе позволяет создать условия для творческой реализациипедагогов, участии в профессиональных конкурсах, повысить уровень их профессиональной компетенции,  мастерство,эффективность внедрения  педагогических  технологий,     развить у них умениеработать коллективно,   обновлять РППС в группах, решить проблему  ихпрофессионального «выгорания», чтосущественно повышает  эффективность реализациипрограмм в ДОО.   

если мы достигаем результатов в работе с педагогами идетьми, значит, мы выбрали правильноенаправление:  «Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородитьсердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель»  Летурно

         Современныйстарший воспитатель – это специалист, не только умеющий организоватьинновационную работу в своем учреждении, но и человек, умеющий слушать других,любящий свою профессию. «По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить егособственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума».

Яжелаю всем педагогам быть профессионалами и помнить, что это зависиттолько от вас.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Литература

 

1. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методическойслужбы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис.канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. — 177 с.

2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы всовременном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2010. — №3. с. 82 — 85.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ,планирование, формы и методы. — М.: Перспектива, 2010. — 290 с.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.,Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы.- М.: Перспектива, 2011 — 278 с.

5. Волобуева Л.М. Активные методы обучения вметодической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. — №6. — С. 70 -78.

6.  Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ спедагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 296 с.

7. Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшеговоспитателя ДОУ. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 104 с.

8. ДавыдоваО.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организациипедагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.

9. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организацияметодической работы в ДОУ. — М., 2009. — 109 с.

10. Лосев П.Н. Управление методической работой всовременном ДОУ. — М., 2011. — 152 с.

11.Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. -Волгоград, 2010. — С. 65-77.

12. Нуждина Н.И. Консультация как вид работыстаршего воспитателя по

повышениюквалификации педагогов // Управление ДОУ. — 2006. — № 6.

13. Педсоветыв дошкольном образовательном учреждении/Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД«Корифей», 2007.

14. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами(методические материлы) /. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.

15.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 –2009; № 3, 12 – 2010.

16.Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в ДОУ. М.: планета, 2011

17. Шаманская Н.А. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.–2008.- №8.–с.24-27

 18. Щепотин А.Ф. Эффективная система методическойработы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. -№8. — С. 23-24.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет