Интерактивныйрабочий лист к уроку русского языка и литературы: обзор трёх полезных сервисов
Интерактивныйрабочий лист (далее – ИРЛ) на сегодняшний день является одним из самыхэффективных средств организации самостоятельной работы учащихся. ИРЛ представляетсобой цифровое средство организации образовательной деятельности с помощьюоблачных сервисов и веб-инструментов. Разрабатывая и применяя ИРЛ в практикепреподавания, учитель может эффективно организовать самостоятельную работусвоих обучающихся как на уроке, так и дома, а также в условиях дистанционногообучения. Учащиеся же, работая с ИРЛ, получают возможность не только запомнить,повторить или закрепить конкретный учебный материал, но и овладеть новымиспособами действия.
Взависимости от содержания учебного материала и целей, поставленных учителем,ИРЛ может включать в себя различные элементы:
· разнообразные тестовые задания (тесты содним или нескольким правильными ответами, открытые тесты с кратким ответом ит. д.);
· задания на установления соответствия,последовательности, классификацию, исключение лишнего и т. д.;
· проблемные задания с последовательнымпошаговым выполнением;
· задания на работу с текстом, в том числеклоуз-тесты, предполагающие заполнение пропусков в тексте;
· иллюстрации, в том числе интерактивные, атакже аудио- и видеоматериалы.
Инструментов для создания ИРЛ существует достаточномного. Возникает вопрос: какие из них лучше всего использовать учителю русскогоязыка и литературы? В своей работе я использую несколько различных онлайн-сервисов,которые значительно упрощают процесс конструирования ИРЛ и работы с ними. Укаждого из них есть свои достоинства и недостатки, о чём и пойдёт речь далее.
Начну свой топ-3 с сервиса для создания интерактивногоконтента Interacty, с которым познакомиласьне так давно. Главное достоинство этого сервиса – возможность создаватьобучающие игры, направленные на развитие памяти обучающихся. Несмотря на то,что Interactyявляется условно-бесплатным, то есть за расширенные возможности придётсязаплатить, для конструирования ИРЛ с его помощью достаточно и бесплатныхинструментов. Другое достоинство данного сервиса – простота в работе: ссозданием ИРЛ справится даже неуверенный пользователь ПК. Наконец, Interactyдоступен на русском языке, что немаловажно для учителей, проживающих напостсоветском пространстве.
Возможности Interactyпозволяют создать идеальный рабочий лист к уроку литературы. В такой ИРЛ можновключить таймлайн («ленту времени»), на котором отмечены основные датыжизненного и творческого пути какого-либо писателя, видеоролик Youtubeо каком-либо писателе или произведении, текстовую информацию по изучаемой теме,изображения, в том числе интерактивные (например, для задания, требующего найтии указать героев того или иного произведения на иллюстрации), а также тесты свыбором одного или нескольких правильных ответов и игру «Мемори», в которойнужно найти пару (например, соотнести портрет писателя с его ФИО, герояпроизведения с его высказыванием, начало и конец какой-либо цитаты и т. д.).
Ниже представлен вариант ИРЛ к уроку литературы порассказу А. П. Платонова «Юшка», изучаемому в седьмом классе. В рабочий листвключён видеоролик Youtubeс кратким пересказом произведения, который учащимся предлагается оценить (длиэтого используется форма обратной связи), тест на знание текста произведения, атакже игра «Найди пару», в которой от учащихся требуется подобрать к началуцитаты её окончание.
Инструментысервиса Interacty могут быть полезными и для создания ИРЛ к уроку русского языка. Те жетестовые задания могут быть не только по литературной, но и по языковой теме, аигру «Мемори» можно использовать при изучении, например, синонимов илиантонимов.
Пожалуй,единственный недостаток Interacty– это невозможность оценки результативности работы учащихся (кроме тестов и формобратной связи).
Второйв моём топ-3 сервисов для создания ИРЛ небезызвестный Wizer.me,некогда входивший в десятку лучших образовательных ресурсов. Несмотря,опять-таки, на условную бесплатность, этот сервис обладает, пожалуй, самымрасширенным функционалом среди всех перечисленных, и, опять же, дляконструирования ИРЛ его бесплатных возможностей вполне достаточно. Еслиосновная масса инструментов Interactyможет быть использована в основном для создания учебных тренажёров, то Wizer включает также возможности контроля и оценки знаний учащихся. Типызаданий, которые можно включать в ИРЛ, созданный при помощи Wizer,разнообразны: здесь и тесты с множественным выбором, и вопросы, требующиеоткрытого ответа (в том числе развёрнутого), и клоуз-тесты, и задания наустановления соответствия, классификацию, сортировку, а также возможностьдобавления комментариев к интерактивному изображению. Для каждого из нихучитель может установить определённое количество баллов, а также предоставитьвозможность учащимся выбрать альтернативное задание. Это позволяет осуществлятьдифференцированный подход к обучению.
Нижепредставлен вариант ИРЛ к уроку русского языка в шестом классе по теме«Происхождение фразеологизмов». В рабочий лист включён небольшой видеоурок потеме занятия, после просмотра которого учащимся предлагается выполнитьследующие задания: дать письменный ответ на вопрос «Что такое фразеологизмы?»,затем выбрать все верные утверждения, касающиеся фразеологизмов, установитьсоответствие между фразеологизмом и его значением, распределить фразеологизмыиз списка по тематическим группам, записать под иллюстрациями фразеологизмы, которыев них «зашифрованы». По окончании работы учащимся предлагается оценить своистарания и выразить отношение к теме занятия (здесь используется полезнаяфункция «Рефлексия», отсутствующая во многих подобных сервисах).
Техническиевозможности Wizer делают его почтиидеальным для обучения русскому языку и литературе. Недостатками данногосервиса являются, во-первых, условная бесплатность (например, создатьсобственный класс здесь можно только по премиум-доступу, в противном случае ИРЛпридётся раздавать учащимся индивидуально по ссылке или в Google Classroom),а во-вторых, англоязычный интерфейс. Тем не менее, в Интернете имеютсяруководства по использованию этого сервиса на русском языке, в том числевидеоинструкции, так что освоить его не составит особого труда даже для тех,кто владеет английским языком на элементарном уровне.
Завершаетмой топ-3 также недавно освоенный мною сервис Formative,сделанный, как утверждают его создатели, учителями для учителей. Как и Wizer,он является полностью англоязычным, но более простым в использовании – какговорится, ничего лишнего. ИРЛ, созданные при помощи Formative,имеют более строгий, классический дизайн, поэтому их можно использовать вработе не только с обучающимися начальной и основной школы, но и состаршеклассниками. Этот сервис также является условно бесплатным, но,опять-таки, для конструирования ИРЛ вполне достаточно базовых функций.
Formative включает массу полезных для учителя-словесника функций, таких какдобавление аудио- и видеоконтента, текстовых блоков с прилагающимися к нимзаданиями или без, а также заданий разных типов (тесты с выбором одного илинескольких вариантов ответа, задания на установление соответствия ипоследовательности, клоуз-тесты, задания с кратким ответом и т. п.). Длякаждого задания учитель может установить определённое количество баллов,пометить задание как обязательное/необязательное к выполнению, включитьвозможность оценивания ответа как частично правильный (если он содержитключевые слова, заданные учителем). Также очень полезной является функция Show Your Work («покажи свою работу»), при помощи которой учащийся можетпродемонстрировать ход выполнения того или иного задания, чтобы доказать, чтосделал его сам, без посторонней помощи (рекомендуется для заданий повышеннойсложности, лингвистических задач и т. п.).
Нижепредставлен вариант проверочной работы, созданной в Formative,для учащихся десятого класса (урок «Деепричастие как особая форма глагола.Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий»). ИРЛ включает всебя один тест с выбором одного варианта ответа (требуется продолжитьопределение деепричастия), два теста с выбором нескольких вариантов ответа(признаки глагола и наречия у деепричастия), задание на заполнение пропусков(требуется вставить пропущенные буквы) и последнее задание – с письменнымответом (требуется образовать от глаголов, в которые учащиеся вставлялипропущенные буквы, деепричастия несовершенного и совершенного вида).
Каждоезадание также может предваряться инструкцией по выполнению (такая функция естьи в Wizer).Таким образом учащийся лучше поймёт, что конкретно от него требуется, и недопустит технических ошибок в задании.
Наконец,ещё одно преимущество Formative – этовозможность создавать классы и добавлять в них учащихся совершенно бесплатно.Учитель может отслеживать деятельность своих учащихся в реальном времени,поддерживать с ними связь, а также проводить мониторинг успеваемости в своихклассах.
Использоватьили не использовать ИРЛ в своей работе – каждый учитель решает сам. Но фактостаётся фактом: это одно из наиболее эффективных средств организациисамостоятельной работы учащихся, позволяющее учащимся выполнить максимальновозможный объём работы за минимум времени, а учителю – потратить минимумвремени на разработку заданий и проверку работ.
