Фундаментальное понятие, раскрывающее в феноменологической традиции единство персональной и социальной реальностей в синтезе интенциональности и инструментальности, — интерсубъективность. «С самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, — и мир природы, и мир культуры — не как субъективный, а как интерсубъективный мир (курсив мой. — К. П.), т. е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык»60.
В феноменологии Э. Гуссерля интерсубъективность есть структура субъекта, отвечающая факту индивидной множественности субъектов. Иначе говоря, для феноменолога интерсубъективность — это запечат-ление в структуре субъекта атрибута множественности социума, самой его целостности, самого социального порядка. Благодаря интерсубъективности возможна коммуникация индивидов, их общность, или то, что выше мы называли более привычно и абстрактно — отношениями. Благодаря интерсубъективности трансцендентальное Я удостоверяется в существовании и опыте Другого. «Интерсубъективность социального мира служит гарантией постижимости субъективных значений
других людей»61. Другой во мне получает значимость через мои собственные воспоминания о самом себе.
Интерсубъективность предполагает непроблематичный, рутинный характер нашего повседневного существования. Когда Я и Другой действуем в условиях рутины, обыденности и повседневности, именно тогда Другой может постигнуть хотя бы некоторые цели моего Я. Социальная реальность, по А. Шютцу, — это вся совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции.
Особая роль детства в жизни человека, в частности, объясняется тем, что именно здесь происходит генезис интерсубъективности, когда обыденность, повседневность раскрывается в формах мифореальности как волшебностъ, очарованность62.
* * *
Интерсубъективность в личностном сознании обнаруживается конкретно как идентификация и самоидентификация63. Основания идентификации лежат в глубине стадных отношений. Биологические законы сообществ животных могут быть описаны с помощью таких понятий, как, например, «гипноз». Эти биологические законы и есть зародыш феномена идентификации на социальном уровне.
Идентифицированный человек, будучи собой, всегда представляет кого-то другого. Момент пред-ставления и театральности6* оказывается здесь решающим. Признание в связи с этим становится важным модусом самоидентификации (см. М. Фуко). В культурологии идентификация связывается с феноменом так называемого гистрионизма, т. е. со стремлением человека жить не «своей» жизнью, а многими жизнями других людей и героев65.
Представим себе интервью, где задается один вопрос: «Кто Вы такой (такая)?»66 Возможные ответы: «я — человек» . «я —интеллигент» . «я —молодой человек» . «я —женщина» . «я —русский» . и т.д.
Эти ответы и есть самоидентификация как конкретная форма интерсубъективности. Обратим внимание на то любопытное обстоятельство, что если мы проводим опрос в некой аудитории, где человек должен самоидентифицироваться перед лицом других, это вызывает в нем некоторое напряжение. Он как бы подсознательно чувствует смысло-жизненную важность такого рода ответа. И в самом деле, Я только в том случае удостоверяется в собственном бытии, если есть группа «таких же, как я», с которыми Я идентифицируется.
Идентификация задает самоопределение человека, а стало быть,
тесно связана с его самосознанием. Самоопределение предстает как определение своих пределов, предельных оснований своего бытия, а последние конкретизируются как группа, с которой индивид идентифицируется. В идентифицирующем самоопределении лежит осознание своей конечности, примирение с тем конфликтом, который возникает между безмерностью наших стремлений и ограниченностью наших возможностей, бесконечностью нашей мысли и конечностью ее воплощения. Идентификация позволяет не замахиваться на недостижимое. В этом ее глубокий и трагический нравственный смысл.
Структура суждения «Я есть X» изоморфна специфически философскому суждению. Субъект суждения есть всеобщее в философском суждении (в известном смысле — макрокосм), и субъект суждения самоидентификации — Я — также всеобщее (микрокосм). И в том и в другом случае предикаты предстают как части целого. Предположим, что я утверждаю: «я — мужчина». Я ведь не только мужчина, но и человек зрелых лет, русский, отец семейства, интеллигент. Но я почему-то выбираю именно такой предикат в данном суждении самоидентификации, подчеркивая в себе именно эту сторону, «остраняя» собственную личность выделением своего тендера. Аналогичным образом, когда Гераклит утверждал, что «все течет», он ведь понимал, что кое-что течет, а кое-что и находится в покое. Однако он философски «остранял» мир, выделяя в нем момент движения. Мол, я мыслю мир с точки зрения развития, изменения, подвижности, переменчивости. В связи со сказанным понятно, что идентификация как отождествление с той или иной человеческой общностью ведет к прояснению своего места в мировом целом. И наоборот, «за каждой истинно философской формулировкой проблемы скрыт вопрос „Кто я есть?»67. Предположим, «я — интеллигент, а интеллигенты обязаны служить человечеству, предупреждая его о возможных опасностях, например об опасности термоядерной или экологической катастрофы. И благодаря нам, интеллигентам, человечество сможет выполнить свою миссию во Вселенной…» и т. д.
Именно здесь мы можем вернуться к природе того порыва вверх, к той фундаментальной вертикали, о которой говорилось во введении. У человека есть способность отождествлять себя с чем-то так, что определенными оказываются его бытийные основы68. Мы показали выше, что персональное бытие — это в известном смысле ничто, пустота (neant — по Сартру), но пустота, жаждущая наполнения, а потому стремящаяся стать чем-то прочным и плотным (etre —по Сартру). Вот идентификация — это и есть механизм такого наполнения, страсть к такому наполнению69. Жажда быть предстает как жажда идентифицироваться: «кто одинок, того как будто нет на свете». Сам генезис человека как личности (или — как субъекта) обязательно осуществля-
ется через идентификацию. Субъект раскрывается как субъект речи субъект «повествовательной идентичности», т. е. повествования истории своей жизни, субъект действия и, наконец, субъект ответстпвен-
ности.
Все способности вышеописанной символизации поставлены на службу самоидентификации. Мы видим, например, футбольных фанатов, которые в день матча носятся по городу на автомобилях с выставленными в окна знаменами любимого клуба, с которым они идентифицируются. Точно так же любители определенного музыкального стиля выставляют в окно мощный динамик и оглашают окрестности звуками песен, которые служат для них символами их идентификации, а байкеры не просто ездят на мотоциклах и особым образом одеваются, но еще иногда снимают со своих мотоциклов глушители, чтобы вернее обратить на себя внимание.
Идентификация императивна. Она всегда представляет собой повеление: «я — мужчина, и если я настоящий мужчина, я должен защитить женщину, обеспечить семью, не поддаваться малодушию в трудных ситуациях» и т. д. Императивная идентификация с целым не рационализуема до конца, хотя попытки рационализации постоянно происходят71.
Вообще говоря, императивное и внерациональное отождествление с целым есть характеристика мифореальносгпи как ненатурального, неприродного плана бытия72. Социальность или социальная реальность в этом плане предстает как мифореальность. И обратно, всякая мифореальность в своей основе имеет социальность. Поэтому наиболее существенна коллективная идентификация73.
* * *
Если идентификация играет столь существенную роль в социальной жизни, то она должна быть культивируема как в личностном, так и в социальном плане. Проще говоря, необходимо развивать у членов общества способность участвовать в социальной реальности, способность не только воспринимать ее (ибо, вообще говоря, она невидима, неслышима, необоняема и т.д.), но и формировать ее так, чтобы получался социальный порядок «высокого качества», скажем — цивилизация или «благоустроенное общество».
Практически во всех мировых культурах на одном из первых мест в формировании способности культивировать социальную реальность стоит искусство. Оно выступает по существу как тренаж идентификации. Конечно, искусство не может быть сведено к этой своей функциональной роли. Оно — и непосредственная радость, и полнота чело-
веческого бытия, и многое-многое другое. Но социального философа в искусстве занимает прежде всего то, как этот социальный институт способствует функционированию социума.
Как происходит тренаж идентификации в искусстве? Скажем, мы пришли в кино и смотрим фильм с участием Бельмондо. На полтора часа, пока длится фильм, мы как бы «забыли себя», мы живем жизнью героя Бельмондо, мы чувствуем себя удачливыми, мы переполнены чувством юмора, нам все в конечном счете удается и т. д. И такого рода тренаж не проходит даром. Когда мы выходим из кинотеатра, наше поведение хоть немного, хоть, может быть, и ненадолго, но изменяется. По существу в этом и состоит так называемая воспитательная функция искусства. В психологии она предстает как специфическая суггестия (внушение). Подобного же рода механизмы действуют и в других формах духа, более высоко ценимых, чем такое массовое искусство, как мейнстримные кинофильмы, телесериалы, дамские романы и т. п.
Религия создает детально разработанную культуру мистического переживания, культивирующую способность человека отождествлять себя с Абсолютом. Философия раскрывает в человеке способность постижения единства микро- и макрокосма. Таким образом, во всех формах абсолютного духа можно обнаружить их направленность на кон-ституирование в человеке способности к социальной идентификации, социоморфные основания чувства единения с целым и тем самым — некое начало мистической культуры, вырабатывающей способность к идентификации с высшим, в конечном счете с трансцендентным.
Индивиды в разной степени подвержены действию искусства, религии, философии. Сама по себе любовь к искусству, к другим формам духовности — как ценность, так и предмет культивирования74. Массовое искусство есть формирование конформности человека, в некотором смысле его «доместикация», основание для его сознательности.
Процесс идентификации в конечном счете и констеллирует такое явление, как уже упомянутая личность75. Личность всегда идентифицирована с тем или иным социальным, а через социальное личность идентифицируется с высшим. Только личность может слышать шепот своего духа (сократовского даймона, фрейдовского Сверх-Я). Эта способность предстает и как интуиция, и как транс, но рационально она представляется в качестве поля идентификации, или «пространства коммуникативной соотнесенности»76, где и возможно само это «вслушивание».
Человек может идентифицироваться сразу с несколькими социальными группами. Они предъявляют к нему разные требования, а потому человеческая личность оказывается ареной борьбы различных идентификаций.
Существуют идентификации, которые «снижают» человеческую личность (Я=Я с минусом), а существуют идентификации, которые эту личность «возвышают» (Я=Я с плюсом)77. Скажем, если по телевидению передается грубая реклама, поп-музыка, то она снижает, а если по СМИ мы слышим классическую музыку, то она поднимает личность. От человека зависит, выбирает ли он снижающую или возвышающую среду.
* * *
Идентификация и самоидентификация, особенно если учесть сложные и многообразные институты их культивирования, создают у индивида напряженное стремление соответствовать некоторому образцу. Таковы, например, «настоящий мужчина», «достойная старость», «стопроцентный американец», «подлинный профессионал» и т. д.
Человек, который по тем или иным причинам неспособен самоидентифицироваться, испытывает затруднения с определением целей и смыслов своей жизни. Несоответствие образцу переживается индивидом как напряжение и вина. Если описать вину в терминах 3. Фрейда, то неудача в процессе идентификации или самоидентификации выступает как несоответствие Я образцу Сверх-Я78. Альфред Адлер момент такого несоответствия описывает с помощью понятия комплекс неполноценности.
Указанное противоречие может представать не только как вина или неполноценность (с точки зрения самого человека, т.е. «снизу»), но и как зло (с точки зрения человека, идентифицирующего себя с обществом в целом, т. е. «сверху», с точки зрения «начальства», «элиты»). Мы можем, таким образом, пополнить нашу коллекцию источников зла еще одним пунктом.
* * *
Итак, налицо люди или целые социальные группы, которые не могут (или не хотят, что часто одно и то же) идентифицироваться. Такие люди и называются маргиналами, а группы — маргинальными группами. Человек или социальная группа как бы находятся «между» группами, «на краю»80.
Впервые понятие маргинальности ввел американский социолог Р. Парк по отношению к мулатам81. Он обратил внимание, что мулаты (в Америке потомки от браков представителей европеоидной расы с неграми) не могут идентифицироваться ни с белыми, ни с черными.
В связи с этим у них обнаруживается ряд характерных черт: беспокой-ность, агрессивность, честолюбие, стесненность, эгоцентризм и т. п.
Конечно, маргинальность — гораздо более широкое явление, чем характеристика свойств личностей, стоящих на грани различных рас. Она всегда там, где человек оказывается в ситуации неопределенной идентификации82. Каждый человек время от времени переживает состояния маргинальности, которые характеризуются как кризисы.
Существование устоявшегося термина намекает на то, что имеется социальный институт маргинальности. С помощью этого социального института люди, попавшие в подобное положение, так или иначе справляются с чувством вины, порождаемым стремлением «соответствовать» требованиям Сверх-Я.
В социальных науках налицо большое количество синонимов маргинальности. Маргинальность в смысле Р. Парка может быть сближена с аномией у Э. Дюркгейма, которая характеризует состояние общества, где одни нормы уже потеряли силу, а другие еще не установились. В эти переходные периоды маргиналы получают большие шансы для самореализации. Иногда маргинальные группы называют сообще-ствами-изолянтами, или социальными изолянтами83. В марксизме и ряде других социалистических учений важную роль играло понятие деклассированных элементов, например люмпен-пролетариата84, которое также близко к понятию маргинальности.
Р. Мертон выделяет два момента в нормативном континууме, окружающем личность: во-первых, система целей, намерений и интересов . во-вторых, возможные, допустимые, принятые в данном обществе средства, способы, инструменты достижения данных целей, реализации намерений. Он фиксирует конфликт между этими двумя моментами. Скажем, стремление быть богатым никак не согласуется со способами обогащения, допустимыми в обществе (вспомним поговорку «От трудов праведных не наживешь палат каменных»). Р. Мертон фиксирует соответственно два типа девиантного поведения:
1) когда нормы-цели довлеют над нормами-рамками, допустимыми средствами. Субъективно допускаются любые средства и способы достижения целей .
2) когда деятельность по достижению целей становится самоцелью, а «приверженность институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости». Иначе говоря, нормы-рамки довлеют над нормами-целями.
Этнографы обратили внимание на феномен переходных ритуалов в архаике. В. Тернер, опираясь в своих работах на теорию А. ван Геннеп-па, рассмотрел обряды, сопровождающие перемену места, состояния, социального статуса, возраста85. Для центрального, собственно переходного состояния был использован термин limen— «порог». Соответ-
ственно ситуация получила название лиминальной, а в культурологии распространилось понятие лиминальности и лиминалов^. В рамках переходной ситуации человек получает такие свойства, каких он не имел раньше87. Выделяется особый тип лиминальных людей, который характеризуется двойственностью, не поддается обычной классификации. Лиминальные существа ни здесь ни там, ни то ни се: они в промежутке между положениями, предписаниями и распределенными законом, обычаем, условностями и церемониалом. У лиминалов нет статуса, нет имущества, системы обозначений социального или родового положения. Их облик в то же время стандартен, они стремятся к равноправию в своей среде. При этом речь идет не только о лиминальных людях, но и лиминальных периодах в жизни каждого человека. Наконец, лиминальные периоды бывают не только в биографии отдельных людей, но и в истории сообществ, которые обозначаются В. Тернером уже знакомым нам термином «коммунитас». Лиминалы в отличие от маргиналов на первый план выдвигают не личные дела, а общественные. Лиминалы — слуги перехода. Однако разделение личного и общественного весьма зыбко, общественные и личные дела прозрачны друг для друга, а потому разделение лиминалов и маргиналов всегда проблематично.
Для некоторых социально-философских концепций маргинальные группы первичны по отношению к любым видам коллективности88. Еще во второй половине XIX в. аналогичные идеи о роли маргинальных групп высказывал М. А. Бакунин, для которого именно люмпены были одной из наиболее перспективных социальных сил. Очевидно, что концепции антиидеологии, изложенные выше, также опираются на маргинальные группы и маргиналов.
Каким же образом, с одной стороны, сами люди справляются со своей неидентифицированностью, а с другой стороны, общество терпит таких людей?
Маргинализм сам по себе может развиваться по двум стратегиям. Во-первых, это путь, приемлемый для общества, во-вторых, это социально опасные пути. Данные стратегии не отделены друг от друга китайской стеной. Они могут совмещаться и переходить друг в друга.
Наиболее приемлемый для общества путь маргинализма — творчество. К творчеству относятся амбивалентно. С одной стороны, к нему призывают, но, с другой, стоит кому-то эти призывы принять всерьез, как тут же на такого человека, как правило, обрушиваются те или иные репрессии («Если вам пришла в голову новая идея, то, вероятнее всего, она принесет вам неприятности» (Э. Де Боно)). Поэтому мы должны иметь в виду, что апология творчества ^всегда замаскированная апология стратегии маргинализма.
Неприемлемый для общества путь — то, что именуется преступ-
нос7пъю89, прежде всего покушения на личность, в крайней форме — убийство. Именно через проблему маргинализма может быть осмыслен, в частности, терроризм.
Схождение двух маргинальных стратегий, положительной и отрицательной, обнаруживается в искусстве по преимуществу романтического направления, где распространены темы зла, смерти, убийства90.
В обществе, находящемся в состоянии сдвига, роль аномии, а следовательно, и маргинальных групп и маргинальных индивидов возрастает. Эпоха перемен — время маргиналов. Они взлетают на этой волне и уходят, когда волна перемен спадает. Война также представляет собой принципиально переходную эпоху. Она очень быстро формирует специфических маргиналов, профессиональных воинов, бойцов, которые ничего не умеют, кроме как воевать. Это не те военные-профессионалы, что существуют во всяком обществе в мирное время, но не воюют. Напротив, эти специфические маргиналы, сформированные войной, подобны волкам-убийцам, почувствовавшим вкус крови. Потому после большой войны, когда формируется относительно многочисленная группа таких специфических маргиналов, перед властью всегда возникает вопрос, как их привести к нормальному состоянию. Репрессии после Великой Отечественной войны, после Отечественной войны 1812 г. (подавление восстания декабристов) и т.д. могут быть объяснены именно этим.
По общему признанию, страной, где господствует переходность, выступает Россия последних десяти лет. Согласно одной из социологических оценок, сегодня здесь особую остроту приобретает проблема маргинальное™91. Ситуация в современной России характеризуется ломкой устоев. Это приводит к тому, что подростки и пожилые люди переживают «двойной кризис», обусловленный наложением социального кризиса на возрастной. Обостряется отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущему. Наблюдается, в частности, поляризация смысла жизни у пожилых: в сознании одних начинает господствовать стремление выжить любой ценой, в сознании других повышается роль социальных смыслов.
В то же время, поскольку маргиналы очень часто обладают повышенной символической активностью, они наиболее способны к рефлексии, к самосознанию. «Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию… человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном „Я увидеть человека, а за собственными проблемами — общечеловеческую проблематику»93.