Гребенюк Виктор Александрович
Преподаватель СПб ГБУ «Детская школа искусств
имени И.Ф. Стравинского» города Ломоносова,
Санкт-Петербург, Россия
Grebenyuk Viktor Aleksandrovich
teacher St. Petersburg State University Childrens ArtSchool named after I. F. Stravinsky
of the city of Lomonosov, St. Petersburg, Russia
Искусство как важный компонентдуховного развития личности
и его роль в системесоциокультурной реабилитации
Аннотация. Встатье рассматривается природа искусства и его воздействие на духовную сферуличности, традиционные и инновационные методики социальной работы.
Ключевые слова: искусство,социокультурная реабилитация, формирование позитивных интересов, слайд-лекция,экскурсия.
Art as an important componentof the spiritual development of the individual
and its role in the system ofsocio-cultural rehabilitation
Annotation. The article examines the nature of art andits impact on the spiritual sphere of the individual, traditional andinnovative methods of social work.
Keywords: art, socio-cultural rehabilitation,formation of positive interests, slide lecture, excursion.
Специфика современного социальногообслуживания населения порождает большое разнообразие форм и методик оказаниясоциальных услуг.
Искусство – важный компонент духовногоразвития личности и играет огромную роль в системе социокультурнойреабилитации.
Здесь немаловажной частьюявляется и эстетическая составляющая. Искусство во всех его видах служитформированию позитивных интересов, помогает видеть красоту в окружающем мире,приобщает к духовным ценностям. Оно – мощный стимулятор творческих задатков,«дремлющих» в человеке. Искусство не только расширяет кругозор и обогащаетэмоциональную сферу человека, но и побуждает его пробовать свои силы визобразительной деятельности, в музыке, декоративных видах искусства.
Без искусства не можетобойтись ни один народ, ни одна цивилизация. Шедевры искусства прошлого,становясь неотъемлемой частью духовной жизни людей, как бы вбирают в себяотсветы и рефлексы своего времени, а затем обогащаются в восприятии новыхпоколений зрителей, слушателей, читателей…
И мы, живущие ныне,словно купаемся в «океане» искусства. Наши музеи наполнены миллионами картин и скульптур, в сотняхтеатров и концертных залов одновременно идёт множество спектаклей и музыкальныхвыступлений, эфир «густо заселён» песнями и мелодиями, интернет и телевидениепредлагают бездну культурных и развлекательных программ на все вкусы…
Как же сориентироватьсяв этом «океане» человеку с ограниченными возможностями?
Одной из широко известных традиционных форм оказания услугявляется экскурсия.
Побывать в ближних идальних уголках России, познакомиться с достопримечательностями городов,прикоснуться к художественным сокровищам музеев – для ребят большая радость.Помню, как мы возили наших реабилитантов на «свидание» скартинами Русского музея – с какой тревогой взирали они на мятущихся жителейПомпеи, запечатлённых кистью Карла Брюллова. Как внимательно разглядывали«Корабельную рощу» Шишкина и веселились перед «Охотниками на привале» Перова. Ис каким изумлением стояли перед самым большим полотном музея – «Медным Змием»Фёдора Бруни! Оживлённых разговоров об увиденном хватило тогда на всю обратнуюдорогу….
В Центре социальной реабилитации инвалидов идетей-инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга давно практикуютсявыезды на пешие обзорные экскурсии и посещение музеев города и района. Центрсотрудничает с Государственным музеем-заповедником Петергоф, чтодаёт возможность ребятам на льготной основе познакомиться с историческимидостопримечательностями Петергофа и его окрестностей.
Клиенты, в сопровождении специалистов, совершают экскурсии в г. Тихвин, Старую Ладогу, Ивангород,Старую Руссу…
У пишущего эти строкиесть многолетний опыт общения с разными категориями зрителей и слушателей. Мнедовелось читать лекции по искусству для студентов и работников предприятий,проводить беседы о художниках в детских садах, вести занятия по мировойхудожественной культуре в школах.
Какие выводы делаю оттаких встреч?
Во-первых, отмечаюогромный интерес любой аудитории к увлекательному, а часто и загадочному мируискусства.
Дошколята из детскихсадов, затаив дыхание, завороженно смотрят в темноте на экран, где, например,герои картин-сказок В.Васнецова сменяются персонажами с полотенхудожников-фантастов, переносящих зрителей на далёкие планеты Вселенной…
Полные библиотечныезалы неизменно собирают такие лекции, как «Удивительные приключенияхудожественных шедевров», «Женская красота в искусстве», лекции-биографии овыдающихся живописцах.
Во-вторых, увиденное наэкране во время лекции, побуждает присутствующих продолжить знакомство спроизведениями искусства самостоятельно: кто-то обращается к интернету, кто-тоберёт в руки альбомы репродукций, а многие отправляются в музеи увидеть шедеврыв оригинале…
Мне довелось несколькораз выступать в учреждениях социальной защиты с лекциями об искусстве. Темывыбирал наиболее доступные их возможностям, иллюстрируя каждую беседу десяткамислайдов. С удивлением обнаружил, что ребята с неослабевающим вниманиемвыдерживали часовой рассказ, а после подходили с разными вопросами по теме. Дляних я прочитал лекции «Древняя Греция и Олимпийские игры», «Мир животных взеркале искусства», а в канун 8 марта – «Женские образы в мировой живописи».
Время вносит своикоррективы и в визуальное сопровождение лекций – давно ушли в прошлоепереносные проекторы со слайдами в картонных рамках. Их сменили компьютерныесистемы, создающие широкие возможности для презентаций слайд-лекций, в томчисле и с аудиосопровождением. Таким образом, современные инновации вторгаютсяи в традиционные формы подачи «устной» информации.
Имею опыт общения с ребятамииз детских интернатов. Проживающие здесь молодыелюди имеют различные нарушения здоровья и интеллекта, но многие из них понатуре добры, любознательны, стремятся к учёбе и работе, помогаютобслуживающему персоналу в хозяйственных делах.
Обделённые природой,часто лишённые с детства материнской ласки, они остро реагируют на любоепроявление внимания со стороны окружающих. И, став взрослыми, они по сутиостаются большими детьми – наивными, доверчивыми, ранимыми, ревнивыми, поройвспыльчивыми и непредсказуемыми.
И, конечно же, их душиоткрыты ко всему новому, неизвестному, интересному, в том числе и к искусству.
Зачатки эстетическогоотношения к миру проявляются у них уже в процессе повседневной жизни. Вот ониувлечённо возятся на тепличных грядках – сажают рассаду, поливают, производятпрополку… Наблюдают за тем, как на стеблях огурцов и помидоров появляютсяжёлтые звёздочки цветов, как потом наливаются цветом плоды, и к концу лета подсводами теплиц уже буйствует настоящий праздник красок! А потом это овощноеизобилие будет представлено на Выставке Урожая, и роскошный натюрморт изоранжевых тыкв и моркови, изумрудных кабачков и огурцов, разноцветных перцев исвёклы – будет не просто радовать глаз, но и настраивать зрение на постижениеколористического богатства природы.
Кстати, не вся эта«съестная красота» потом пропадает бесследно. Некоторые экспонаты выставки вкачестве подарков оказываются в учебных постановках Ломоносовскойхудожественной школы. Юные живописцы с удовольствием рисуют натюрморты,составленные из тыкв, помидоров и перцев, выращенных самостоятельноинтернатскими ребятами.
Обитатели интернатов вовлеченыв сферу искусства по-разному. Они не только постигаютосновы рисования, но и занимаются по-настоящему творческим делом, например, осваиваюттакую сложную декоративную технику, как роспись по ткани – «батик». Занятияприучают к аккуратности, терпению, точности рисунка, различению оттенков цвета,умению стилизовать объекты растительного мира в декоративные композиции.
У многих клиентов Центровсоциальной реабилитации, видящих цветовое богатство даров природы, возникаетискушение взять в руки фломастеры, карандаши или кисточку и попробоватьпередать своё восхищение от увиденного… Некоторые так и делают. В этом импомогают педагоги, специалисты по социальной работе, психологи.
Зато как радуются эти«новоиспечённые» художники, когда их работы развешивают в выставочном зале Культурногоцентра «Каскад» в Петергофе! Такие вернисажи всегда находят горячий отклик ублагодарных зрителей, добавляя ребятам очередной стимул жить «как все».
Эстетическое богатствомира дети постигают по-разному – и на ежегодныхконкурсах самостоятельно выращенных цветов, и в познавательных поездках вПулковские теплицы и в Потёмкинскую оранжерею, на Международный фестивальцветов в Михайловском саду. Для них стали привычными поездки в театры и наспортивные арены, в музеи и в Дельфинарий.
Причём на такихкультурных мероприятиях ребята присутствуют не только как зрители. Они нередкосами выступают на концертных сценах разного ранга – поют, танцуют, пародируютизвестных артистов, участвуют в костюмированных праздниках.
А как ярко и волшебно начинается в нашем городезима! В декабре на Дворцовом проспекте ежегодно проходит фестиваль творчествалюдей с ограниченными возможностями «Мир увлечений без ограничений!».
Уже много лет это мероприятие проходит на сцене ЛомоносовскогоДома культуры. По традиции, главными его участниками становятся гости из Центрасоциальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового, а такжедругих районов Санкт-Петербурга. Помимо вокалистов, танцоров и театральныхколлективов, в фестивале принимают участие мастера-умельцы декоративно-прикладноготворчества. Все желающие могут полюбоваться их работами в фойе Дома культуры, асамих авторов ждут благодарственные письма и памятные подарки.
В начале статьи речьуже шла о благотворном воздействии живописи и музыки на духовный мир человека,но оказалось, что выражение «искусство – это целительный бальзам для души» –вовсе не метафора. Искусство можно буквально использовать в качестве лекарства,и подтверждением тому служат методы нового направления медицины – арт-терапии.Автору статьи довелось побывать на семинаре в Русском музее, где собравшимся совсей России участникам продемонстрировали среди прочего и элементы арт-терапии.
Ещё в 2005 году музейорганизовал выставку «Арт-терапия в Русском музее. Три проекта длядетей-сирот». Затем были осуществлены такие программы, как «Детские рисунки издеревни SOS», «Школа волонтёров в художественноммузее», которые подытожили результаты индивидуальных и групповых музейныхарт-терапевтических занятий. А проект «Дети в Летнем саду» был представленвидеоматериалами о сотрудничестве между детскими домами и музеем в целяхсоциокультурной реабилитации.
Сотрудники музея ужемного лет работают с детьми-инвалидами. Во время сеансов ребята в коляскахпередвигаются по залам музея от картины к картине, слушают рассказэкскурсовода, вовлекаются в ролевые игры и в различные восстанавливающиедействия. Целительный эффект от общения с шедеврами оказывается оченьубедительным. Любопытно, что самыми любимыми картинами детей-колясочников являютсябольшие полотна Айвазовского «Девятый вал» и «Волна» – перед ними юные зрителизадерживаются надолго и на их лицах в этот момент отражается целая гамма положительныхэмоций.
Кстати, именно передэтими картинами экскурсовод организовала своеобразный перформенс с привлечениемучастников семинара. Это было удивительное зрелище. В разгар рабочего дня, вприсутствии большого количества посетителей музея, мы, взрослые «дяди» и«тёти», по команде руководителя, дружно раскачивали огромный отрезок голубой ткани,изображающий волнующиеся море, подныривали под него, пытались воспроизвестиразбушевавшуюся морскую стихию и почувствовать себя рядом со спасающимися наобломках мачты моряками.
Три десятка специалистовмультимедийных технологий, позабыв о солидности и превратившись в веселящихсядетей, самозабвенно отрабатывали на себе приёмы арт-терапии …
Разумеется, в тот размы лишь «краешком» прикоснулись к науке, возникшей на стыке медицины иискусства. У музейных работников в этой области накоплен богатый арсеналсредств, положительно влияющих на психику ребят с отклонениями от нормы.
Мощная энергетикахудожественных шедевров в очередной раз подтверждает реабилитирующий эффект отобщения больных людей с произведениями искусства.
Библиография
1. Столяров Б.А. О языке изобразительного искусства: методическоепособие для учителей изобразительного искусства и музейных педагогов/Б.А.Столяров; ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, Сев.-Зап.отд-е. СПб.:ГРМ, 2009. – 72 с.
2. Сметанников П.Г. Психиатрия: Руководство для врачей. – Изд. 5-е,перераб. и доп. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 708с.
