Министерствообразования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ«Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М.Шемарова»
«Использование цифровых лабораторий науроках физики»
Подготовил:
Преподаватель Р.С. Сметкин
Сасово,2019
Сегодняв условиях развития информационного общества одним из ключевых элементов, позволяющихмаксимально индивидуализировать учебный процесс, является информатизация обучения,основанная на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на организацииучебного процесса в специализированной открытой информационно-образовательной среде,в которой посредством ИКТ происходит обмен учебной информацией.
Вмировой практике имеется много примеров успешного использования информационно-коммуникационныхтехнологий в образовании. Новые условия развития образования, реализация федеральныхи региональных целевых программ и проектов вызывают необходимость разработки новойсреднесрочной программы информатизации системы образования.
Дляреализации принятой Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования»разрабатывается проект «Информатизация системы образования» (2004-2009 гг.) Федеральногоагентства по образованию РФ. Основная идея проекта «Информатизация системы образования»– это создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ вработе колледжа.
Однимиз примеров реализации идей проекта «Информатизация системы образования» в естественно-научномобразовании является создание и установка в школах и колледжах цифровых лабораторий,которые позволят перевести школьный практикум естествознания на качественно новыйуровень; подготовить обучающихся к самостоятельной творческой работе в любой областизнаний; осуществить приоритет деятельностного подхода к процессу обучения; развитьу обучающихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений; овладеть способамидеятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Цифровыелаборатории – это оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационногои лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного цикла. На сегодняшнийдень одним из важных условий успешной работы учителей и преподавателей являетсявладение техникой современного учебного эксперимента. При изучении естественныхнаук, большое значение для учеников и студентов имеет наглядность изучаемого материала.Цифровые лаборатории помогают лучше усвоить изучаемую тему, разобраться в трудныхвопросах, повышают интерес к изучаемому материалу.
Цифровыелаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различныхшкольных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводитьработы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Применениелабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и приобработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплектлаборатории как биологии-химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрациикислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так илаборатории физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения,освещенности, звука, магнитного поля и пр.).
Использование цифровыхлабораторий на уроках физики
Приизучении физики информационные технологии становятся эффективным вспомогательнымсредством, которое помогает повышать качество знаний обучающихся и качество самихуроков. Информационные технологии на уроке физики – это:
реализациямежпредметных связей физики с другими учебными предметами;
проведениевиртуальных практикумов и лабораторных работ;
проведениепредметных тестирований и диагностик;
поиски обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием сети Интернет;
использованиеэлектронных таблиц для решения задач;
использованиемультимедиа-технологий при изучении учебного материала.
Науроках физики можно применять следующие виды информационных технологий:
мультимедиапрезентации;
видеороликии видеофрагменты;
анимации,моделирующие физические процессы;
обучающиепрограммы;
цифровыелаборатории;
программы-тренажеры;
работас интернет-сайтами
Особыйакцент хотелось бы сделать на применении оборудования цифровой лаборатории для физики.
Цифроваялаборатория включает в себя оборудование и программное обеспечение для проведениядемонстрационного и лабораторного эксперимента, позволяет использовать широкий спектрцифровых датчиков для сбора и анализа данных экспериментов (датчики силы, расстояния,давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля идр.). Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить границыфизического эксперимента и проводить физические исследования; значительно повышаетнаглядность как в процессе исследования, так и при обработке результатов благодаряновым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории физики. Цифровая лабораторияиграет ключевую роль при выполнении исследовательских работ обучающимися, позволяетим не только собирать данные, но и обрабатывать, анализировать и систематизироватьих. Наличие различных цифровых датчиков позволяет выполнять достаточно обширныеисследовательские работы, которые не только хорошо теоретически обоснованы, но иподтверждены экспериментально самими обучающимися, что является немаловажным факторомдля развития исследовательских навыков обучающихся.
Мобильныйкомпьютерный класс и оборудование цифровой лаборатории применяется на различныхэтапах урока (компьютерные демонстрации, лабораторно-компьютерные практикумы, интегрированныекурсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестированиеи т.д.) и позволяет проводить измерения в «полевых условиях», экономит время, побуждаетстудентов к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Физика- это наука, при изучении которой проводится огромное количества опытов, экспериментов,выводятся формулы, законы. Использование информационных технологий на уроках физикипозволяет насытить эти уроки богатейшим иллюстративным материалом, интерактивнымианимациями, физическими видеоэкспериментами и т.д.
Изучениефизики не может происходить без лабораторных работ, кроме того, многие явления немогут быть продемонстрированы в условиях нашего кабинета (явления макромира, быстропротекающие процессы и т.д.). В курсе физики неизменно присутствуют темы, требующиене только повышенного внимания при восприятии, но и немалого воображения (электромагнитныеколебания, физика атомного ядра, квантовая физика и т.д.). Цифровая лабораторияи виртуальные лабораторные работы позволяют решить указанные проблемы. Использованиецифровой лаборатории позволяет формировать у обучающихся и метапредметные универсальныеучебные действия (опыт работы с современной техникой, компьютерными программами,опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска).
Отдельныйинтерес вызывает у обучающихся проведение на уроках физики виртуальных лабораторныхработ. Ученики могут ставить необходимые компьютерные эксперименты для ответов напоставленные вопросы, для проверки собственных соображений или при решении задач.
Однойиз задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контрользнаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но наиболеечасто используются письменный или устный опросы. Данные формы контроля не лишенынедостатков (относительно большая затрата времени урока при небольшом количествевыставляемых оценок, много времени уходит на проверку). Тестирование как эффективныйспособ проверки знаний находит в школе все большее применение. Электронные вариантытестов наиболее привлекательны, так как позволяют получить результаты практическисразу по завершении теста. С помощью программы MyTestX возможна организация и проведениетестирования, как с целью выявить уровень знаний по предмету, так и с обучающимицелями. MyTestX это — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования,сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Мнойразработаны многоуровневые тесты по физике для 1-2 курсов в программной среде MyTestX.На мой взгляд, данная программа легка и удобна в использовании, позволяет экономитьвремя преподавателя на проверку работы и интересна обучающимся как нестандартныйвид проверки знаний, позволяет быстро оценить результаты работы, определить темы,по которым имеются пробелы в знаниях. Мобильный компьютерный класс позволяет проводитьодновременное тестирование обучающихся на уроке, раздав всем тесты по локальнойсети. При решении тестов и задач повышенного уровнях локальная сеть позволяет преподавателюсо своего компьютера следить за ходом решения задач того или иного студента. Принеобходимости результаты работы могут быть выведены на интерактивную доску.
Лабораторныеработы – Физикон
ОМС- плеер