X-PDF

Использование цифровых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства

Поделиться статьей

Использование цифровых образовательныхтехнологий

на уроках изобразительного искусства

 

Шарипова Евгения Владимировна,

преподаватель изобразительногоискусства

Московского хореографическогоучилища при Московском государственном академическом театре танцаГжель,

г. Москва

Email: cola9@yandex.ru

 

 

В современном обществе учащиеся с ранних лет окруженыразнообразными цифровыми инструментами. Сегодня наступило время цифровыхтехнологий в образовательных учреждениях. Преподаватели не только должны даватьзнания по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, использоватьразличные инновации. Одной из таких инноваций является использование цифровыхинструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) вобразовательном процессе.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новаясреда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиальноновые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любомместе и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут,тем самым удовлетворяя образовательные потребности личности обучающегося, атакже превращая обучающихся не только в активных потребителей электронныхресурсов, но и создателей новых ресурсов.

Как показывает практика, работа с цифровыми образовательнымиресурсами (ЦОР) усиливает наглядность уроков, даёт возможность оживить урок,вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключает одновременнонесколько каналов представления информации.

В силу своей специфики,уроки изобразительного искусства постоянно нуждаются в иллюстративныхматериалах. И благодаря использованию цифровых инструментов, любой урок можносделать особенно интересным и увлекательным. Грамотноеиспользование возможностей современных информационных технологий на урокахизобразительного искусства способствует:

— активизации познавательнойдеятельности обучающихся;

— повышению качественнойуспеваемости;

— достижению целей обучения с помощьюсовременных электронных учебных материалов, предназначенных для использованияна уроках;

— развитию навыков самообразования исамоконтроля;

— повышению уровню комфортностиобучения;

— развитию творческо-информационногомышления.

На сегодняшний день в арсенале преподавателя изобразительногоискусства существует множество инструментов, позволяющих усилить мотивацию насвоих уроках. Используя разнообразные ЦОР и различные формы урока, можнодостигнуть больших успехов в образовании обучающихся.

Определение типа урока -вопрос педагогической техники. В частности, урок искусства может бытьпредставлен в форме: урока-игры, проблемного урока, урока-восхождения,урока-образа, урока-вернисажа, урока-праздника искусств, урока-путешествия,урока-экскурсии, урока-диспута, урока-конференции и др.

При оформлении уроканеобходимо тщательно подготовить зрительный ряд: это может быть электронноеприложение учебника по изобразительному искусству, или презентация по изучаемойтеме.

        Рассмотрим некоторые форматыуроков.

Урок — путешествие. Данныйвид урока успешно проходит по темам: «Декоративно-прикладное искусство ДревнегоЕгипта» и «Декоративно-прикладное искусство Древней Греции». Познакомитьучащихся с культурой древних цивилизаций, изучить особенности искусства разныхстран можно с использованием видеофрагментов, презентаций и собственных поделокребят, выполненных в стиле Древнего Египта или Древней Греции.

Урок – репортаж с выставки. Данныйвид урока может быть использован в качестве урока-обобщения и готовитсязаранее. Учащиеся подготавливают репортаж в форме презентации о тематическойвыставке, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями. Также интереснымможет быть формат видеообращения учащегося с места события.

Урок – панорама. Этотурок может проходить вместе с учениками по заготовленным учителем репродукциямкартин на определенную тему, предметам декоративно-прикладного искусства или собственнымработам учащихся. Особенно удачными уроки могут получиться по темам,посвященным народным промыслам.

Урок – викторина. Натаком уроке учащиеся разбиваются на команды, проявляют свои знания в областижанров, видов, стилей изобразительного искусства, а  также любых других знанийпо изученному материалу. Ребята отвечают на вопросы, подготовленные учителем,выполняют определенные задания.

В подобном формате успешно проходитобобщающий урок по теме: «Геральдика». В Приложении 1 представлена презентация к«Рыцарскому  турниру» по данной теме. В процессе проведения урока используются:презентация по теме, видеофрагмент рыцарского турнира, музыкальное оформление ираздаточный материал.

 Урок-познание: учащиесяпополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения,изобразительной грамотностью. Для создания данных форматов урока полезноиспользовать различные цифровые платформы:

— Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/

— Единая коллекция цифровыхобразовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);

CORE(https://coreapp.ai/)и др.

Надо отметить, что основнымвидом информации, с которым учащиеся работают при изучении дисциплины«Изобразительное искусство» — это графическая информация. Возможности цифровыхтехнологий при работе с данной информацией направлены как на применениеимеющихся электронных образовательных ресурсов, так и на освоение учащимися инструментовформирования и обработки графической информации.

В рамках изучения тем«Дизайн» и «Современное искусство» учащиеся могут выполнять практическиезадания по изготовлению коллажей и компоновке фотоизображений в различныхграфических редакторах. Это можно делать как в стандартном графическомредакторе Paint, в арсенале которогоприсутствуют различные инструменты (карандаш, ластик, заливка, кисть т.д.), таки в более сложных графических редакторах (например, Adobe Photoshop).Примеры творческих работ обучающихся – в Приложении 2.

Зачастую ученики сами находятновые интересные приложения и графические редакторы для создания и обработки изображений,что способствует развитию их интеллекта, самостоятельного мышления итворческого воображения. Несомненно, такие творческие находки необходимо поощрять,в то же время, не отказываясь полностью от классических графических средств.Поскольку общеизвестно, что использование карандашей и живописных материалов являетсямощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга человека.

Таким образом, можно сделатьвывод, что применение цифровых технологий на уроках изобразительного искусства оказываетположительное влияние на активизацию процесса обучения, существенно обновляяего и поддерживая необходимый уровень мотивации обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы

1.       Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационныетехнологии в образовании: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018.

2.       ГоряеваН.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладноеискусство в жизни человека: учебник 5 класс/под редакцией Б.М. Неменского – М.,Просвещение, 2021.

3.      Казакова Р.Г. Актуальныепроблемы теории и методики изобразительной деятельности(Социально-педагогический аспект) / Учебное пособие – М., 1985.

4.      Неменский Б.М., Полякова И.Б.,Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского«Изобразительное искусство и художественный труд»/Учебно-методическое пособие –М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

 

 

 

 

Приложение1

Презентацияк «Рыцарскому турниру»  по теме: «Геральдика»

Цель:

·       сформироватьу обучающихся представление о символическом характере языка герба какотличительного знака.

Задачи:

·     систематизацияи обобщение знаний по теме: «Геральдика»;

·       формироватьпредставления о различных видах гербов и эмблем;

·       научитьанализировать символические изображения и понимать их смысл гербов;

·       привитьинтерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города,края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Творческиеработы обучающихся МХУ при МГАТТ Гжель,

выполненныев графическом редакторе Paint

       

СысоноваОльга, 12 лет «Волшебная страна».

Графика

 

 

 

 

 

 

 

МорозоваДана, 12 лет

Плакат«С Днем Победы!»

МорозоваДана, 12 лет

Фотоколлаж«С Днем Победы!»

СоколоваВиктория, 13 лет

Коллаж«Театральная афиша»

 

ПопандопулоСофья, 12 лет

«Осеннийлистопад». Графика


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет