ВолковаАнастасия Петровна,Иванова Элеонора Минзагитовна,
ЖабинаТатьяна Владимировна
учительначальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа № 9 города Надым»;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕДАННЫХ ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫПЕРВОКЛАССНИКА
Аннотация
Общееразвитие первоклассника – это показатель успешности в учебной деятельности, гдеосновой является развитие познавательной сферы. Для оценки развитияпознавательной сферы первоклассников использовались диагностические методики«Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».Их результат лежит в основе профиля готовности класса к обучению в школе.
Предоставленныеупражнения развивают познавательные процессы (внимание, восприятие, память,воображение, мышление). Только комплексный подход к решению данной проблемы,приносит положительный результат.
Ключевыеслова
Развитиепознавательной сферы, развитие мышления, деятельность.
Развитие познавательной сферы первоклассника играетосновополагающую роль в дальнейшей учебной деятельности. Результаты Мониторингаготовности первоклассников к обучению в 2020-2021учебном году былинеутешительными.
Методика «Рисунок человека»
Таблица 1
|
Уровни выполнения |
|||||||||||
Низкий (0-1 стандартных баллов) |
Средний (2 стандартных балла) |
Высокий (3-4 стандартных баллов) |
||||||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||||||
0104 |
6 |
27,3 |
12 |
54,5 |
3 |
13,6 |
||||||
Методика «Графический диктант»
Таблица 2
|
Уровни выполнения |
|||||
Низкий (0-1 стандартных баллов) |
Средний (2 стандартных балла) |
Высокий (3-4 стандартных баллов) |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
0104 |
5 |
22,7 |
5 |
22,7 |
12 |
54,5 |
Методика «Образец и правило»
Таблица 3
|
Уровни выполнения |
|||||
Низкий (0-1 стандартных баллов) |
Средний (2 стандартных балла) |
Высокий (3-4 стандартных баллов) |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
0104 |
8 |
36,4 |
9 |
40,9 |
6 |
27,3 |
Методика«Первая буква»
Таблица 4
|
Уровни выполнения |
|||||
Низкий (0-1 стандартных баллов) |
Средний (2 стандартных балла) |
Высокий (3-4 стандартных баллов) |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
0104 |
6 |
27,3 |
3 |
13,6 |
13 |
59,1 |
Большое количество детей с низким уровнем готовностивнесло коррективы в деятельность учителя.
В основу методической поддержки леглоУчебно-методическое пособие О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»для 1 класса. В занятия учебной, внеурочной деятельности, а также на занятияхГруппы продленного дня систематически включались этапы занятий по развитиюпознавательной сферы (далее РПС) из программы О. А. Холодовой.
Предлагаемая структура занятий [1, с.5]:
1. Мозговаягимнастика
2. Разминка
3. Тренировкапсихических процессов (память, внимание, воображение, мышление)
4. Веселаяфизминутка
5. Логическиезадания
6. Гимнастикадля глаз
7. Графическийдиктант, штриховка.
Приведунекоторые упражнения различных этапов занятия, которые более всего помогли первоклассникамв развитии познавательной сферы.
· Мозговаягимнастика (для улучшения показателей психических процессов)
1. «Качаниеголовой» — (30 сек).
Цель: Упражнениестимулирует мозговую деятельность.
Голова медленнокачается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию нагруди по мере расслабления шеи.
2. «Ленивыевосьмерки».
Цель: Упражнениеактивизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивостьвнимания.
Нарисовать ввоздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, азатем обеими руками.
3. «Шапка дляразмышлений».
Цель: Упражнениеулучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернутьуши от верхней точки до мочки три раза.
· Разминка
Не сомневаюсь я,ребята,
У каждого умапалата,
Но у меня для вассовет:
ОтветыДА, ответы НЕТ
Давать мгновенноне спешите,
Подумав крепко,говорите.
1. Откройте мнеодин секрет:
Живут жирафы ВТУНДРЕ? … (нет)
2. УВИДИШЬ в ясныйдень крота,
Парящим В НЕБЕ,правда? … (нет)
3. Из рубероидарулет
ПОДХОДИТ на десертнам? … (нет).
4.Хамелеон меняет.цвет.
А осьминогМЕНЯЕТ?.. (нет)
5. Растает снег -в ручьях вода.
Весной бывает это?… (да)
6. В окошке утром- солнца свет,
НОЧЬ наступает,верно? … (нет)
7.В реке ТЕПЛЮЩАЯвода.
И В ПРОРУБИ такая?… (нет)
8. А будет намвидна звезда,
Коль ночью небо втучах? … (нет)
9. Лес — обитаниясреда
Для белок, зайцев,дятлов? … (да)
10. Бежитдистанцию атлет
ОТ ФИНИША ДОСТАРТА? … (нет)
11. Читатель,прочитав, всегда
СЪЕДАЕТ книжку,правда? … (нет)
12. Морковь скапустой в турникет,
Входя в метро,опустим? … (нет)
13. На карте мира- города,
Материки и страны?… (да)
14. Худоймальчишка, как скелет,
ЛЕГКО подниметштангу? … (нет)
15. Замёрзшая водатверда.
Вода стать можетГАЗОМ? ..(нет)
Вопросы кончились,друзья!
И всех хвалю,ребята, я.
Зачёту подошёлконец.
Кто не ошибся -молодец!
· Тренировкапсихических процессов (память, внимание, воображение, мышление)
1. Противоречия
Цель:развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения
Детивстают полукругом. Взрослый, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что онилюбят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любятдети и почему.Затем взрослый называет какое-либо плохое явление и бросаетодному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительнуюсторону этого явления. Например:
· Плохо,когда идет дождь.
· Затоможно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
· Или:Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.
Привозникновении затруднений взрослый сам называет положительную сторонукакого-либо явления. Упражнение можно построить как диалог: один из участниковговорит, что есть плохого, а другой — что хорошего в том или ином явлении.
2. Добавь слово
Цель:развитие слуховой памяти.
Одинребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово идобавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называеттретье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а
потомназвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза кразу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, — то естьбудет увеличиваться объём памяти.
3. Я положил вмешок
Цель:развитие внимания и памяти
Взрослыйначинает эту игру: Я положил в мешок яблоки. Следующий играющийповторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: Я положил в мешок яблокии бананы. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Итак далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова поалфавиту: В саду у бабушки растут… (Порядок тот же.)
В этихиграх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобыребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
4. Цифра, вставай!
Цель:развитие концентрации внимания, закрепление цифр
Каждомуребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра).Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когдапроизносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает своюцифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в концезанятия.
5. Вопрос – ответ
Цель:развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ребёнокловит мяч и отвечает на вопросы:
1. Какоеиз животных больше – лошадь или собака?
2. Утромлюди завтракают. А вечером?
3. Днёмна улице светло, а ночью?
4. Небоголубое, а трава?
5.Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
6. Чтотакое Москва, Петропавловск — Камчатский, Хабаровск?
7.Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..
8. Какиеты знаешь виды транспорта?
9. Чемвесна отличается от осени?
10. Накого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Длячего нужны автомобилю тормоза?
12. Чтообщего между белкой и кошкой?
13. Чтотакое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
6.Школьные правила
Цель:повышение школьной компетенции
«Вы,наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах детиразговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, неразговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».
«Если яспрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, чтонельзя – потопаете ногами.
Слушатьучителя. Отвечать на вопросы учителя. Вставать и ходить по классу. Естьконфеты. Разговаривать с соседом по парте. Писать в тетрадях буквы. Рисовать вучебнике. Рисовать в тетрадях машинки.
6. Что потом?
Цель:активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детямобъясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгойпоследовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагаетребенку назвать следующее за ним.
ЗИМА –ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕРЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ — УТРО
7. Сравнениепредметов
Цель:развитие мыслительных операций.
Уребенка спрашивают: Ты видел муху? А бабочку? После предлагается ихсравнить: Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаютсядруг от друга?
Парыслов для сравнения:
1. МУХАИ БАБОЧКА
2. ДОМ ИИЗБУШКА
3. СТОЛИ СТУЛЬЯ
4. КНИГАИ ТЕТРАДЬ
5. ВОДАИ МОЛОКО
6. ТОПОРИ МОЛОТОК
7.ПИАНИНО И СКРИПКА
8.ШАЛОСТЬ И ДРАКА
9.ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
10.ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
· Веселаяфизминутка
· Логическиезадания
· Гимнастикадля глаз
1. Исходноеположение (и. п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3–
5 с, а затемоткрыть на 3–5 с. Повторить 6–8 раз. Упражнение укрепляет
мышцы век,способствует улучшению кровообращения и расслаблению
мышц.
2. И. п. — сидя.Быстро моргать в течение 1–2 мин. Упражнение способствует улучшениюкровообращения век.
3. И. п. — стоя.Смотреть прямо перед собой 2–3 с, перевести взгляд на
палец вытянутойправой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25–30 см отглаз, и смотреть на него 3–5 с, опустить руку. Повторить
10–12 раз.Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на
близкомрасстоянии.
4. И. п. — стоя.Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный посредней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до техпор, пока палец не начнет двоиться. Повторить
6–8 раз.Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. — сидя. Закрытьвеки, массировать их круговыми движениями
пальца. Повторятьв течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы
и улучшаеткровообращение век.
6. И. п. — стоя.Поставить палец правой руки по средней линии лица на
расстоянии 25–30см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с,
прикрыть ладоньюлевой руки левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть
двумя глазами наконец пальца 3–5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица нарасстоянии 25–30 см от глаз, смотреть обоими глазами на
конец пальца 3–5с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3–5 с, убрать
ладонь, смотретьдвумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить 5–6 раз.
Упражнениеукрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
· Графическийдиктант, штриховка.
Даннаяпрактикапозволила развить у детей познавательный интерес, сформировала чувствоуверенности в своих возможностях. Во время занятий развивалось самосознание исамоконтроль, пропала боязнь ошибок, снизилась тревожность. В результате детимногому научились и эти умения стали использовать в учебной деятельности.Убольшинства детей возник интерес к учебе.
Благодаря проведеннойработе,были выявлены наклонности детей. Это позволило во втором классеопределиться с выбором внеурочной деятельности. Ребята, обнаружившие склонностьк математике, стали посещать творческую мастерскую «Robokod», практикум «Азы программирования», для продолжения развития интеллектуальныхспособностей — шахматный клуб «Умный спорт для каждого». Кому необходимопродолжить развивать внимание, мышление, логику, совершенствовать волевуюрегуляцию посещают клуб «Интеллектика». Клуб «Искусство сцены» и театральнаямастерская «Тайна» способствуют развитию речи, художественного вкусавтороклассников.
Список литературы
1. О. А. Холодова. Учебно-методическоепособие «Юным умникам и умницам», 1 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
2. Р. В. Овчарова. Практическая психология вначальной школе. М.2007 г.
3. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома. Москва.Новая школа 1993 г.
4. Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо. Комплексспециальных упражнений для коррекции зрения. Москва1977
