Использование дидактических игр дляэффективной коррекционной работы в образовательной деятельности с детьмидошкольного возраста.
Детство — уникальный периоджизни человека. В это время формируются основы психофизического здоровья,происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослуюжизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства являетсяобеспечение каждому ребёнку, в том числе ребёнку с ограниченными возможностямиздоровья, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учётомего индивидуальных возможностей.
Известно, что дети одного итого же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями,развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можносразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, удругого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобызакрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету».
Для удовлетворения своихпотребностей ребёнку необходимо пространство, то есть среда, которую онвоспринимает в определённый момент своего развития. Пространственнаяразвивающая среда является одним из главных показателей качества дошкольногообразования.
Как сделать занятия поавтоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивнымидля ребёнка?
Как активизировать ребёнка ипобудить его к более качественному выполнению задания?
Одна из замечательных формработы рассказы с схемами — помощниками. Дело в том, что неподготовленныйребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки,он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе рассказыванияиспользуются схемы — помощники. Картина воздействует на эмоции детей, вызываетинтерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Унас сделан целый альбом рассказов.
При автоматизации звуков врассказах очень хорошо использовать активный интерес детей к рисованию. Здесьнашим помощником будет «Умный карандаш»
Показываем картинку ивыразительно читаем весь рассказ ребёнку.
Ребёнок зарисовывает рисунокв тетради. При создании рисунка настаиваем на том, чтобы он был как можнолаконичнее, не содержал ничего лишнего.
Предлагаем ребенку самомупересказать этот маленький рассказ, с опорой на свой рисунок. Этот рисунокребенку окажет помощь в выполнении домашнего задания, так как родители тожеявляются участниками образовательного процесса.
Доска в кабинете, на первыйвзгляд, покажется примитивным средствам обучения, но при умелом использованииможет удержать внимание и интерес ребёнка. Ребёнок может проиллюстрироватьвидение заданного рассказа, а затем с легкостью пересказать его, не теряя поставленныйзвук.
Замечательное средство длярисования, а затем и пересказа рассказа «Мелок – волшебный шажок» Такоерисование развивает воображение ребенка: снова и снова он переживаетуслышанное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному.А как приятно и легко по своему рисунку рассказывать рассказ.
Чем больше развиты пальчикималыша, тем успешнее будет формироваться его связная речь. Недаром мудраяпословица гласит: «Рука научит голову».
«Ниткография —«рисование»картинки с помощью нити. Такая нехитрая игра принесет малышуогромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и окажет посильнуюпомощь при рассказывании.
Помогают разнообразитьработу по автоматизации звуков в рассказах
«Скрепки-шалунишки» ,«Бобовое зёрнышко», «Спички-невелички»
По алгоритму ребёноквыкладывает схему рассказа позволяющих вспомнить простую сюжетную линиюрассказа и пересказать его.
А как интересны ипознавательны пластилиновые сказки.
Малыши с большимудовольствием лепят фигурки человечков, животных и многое другое. Ребёнокмоделирует ситуаций в соответствии с текстом. В лепку образы материализуются,обретают телесную форму. Это дает выход творческой энергии ребенка, успокаиваетего и помогает самостоятельно рассказать рассказ, закрепляя поставленный звук.
Пожалуй, самые необычные исамые волшебные изображения рассказов могут получаться, если рисовать песком.Ощущение пескам в руках расслабляет. Во время занятий нервные импульсыпередаются от кожи в головной мозг, и ребёнок «подзаряжается», как батарейка,хорошей энергией. И теперь по своему песчаному рисунку он с необыкновеннымудовольствием расскажет вам рассказ.
А самая интересная игра,конечно же, в кукольном театре.
Кукольный театр можно делатьсвоими руками, можно воспользоваться уже готовыми фабричными комплектами.
Театр открывает перед детьмизвуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпомречи, а главное автоматизируют поставленный звук .
Таким образом, всё, чтоокружает ребёнка, формирует его психику и является источником его знаний испособствует коррекции речи в процессе автоматизации поставленных звуков припересказе коротких рассказов. .
